|
|||
11-й день
|
315
|
||
|
|||
мание к душеполезному чтению и
другие проступки. Все в обители было общим: одеж-
да, пища, книги и каждая вещь. Братья монастыря обучались различ- ным ремеслам: строительному, плот- ническому, кузнечному, портняжно- му, каменотесному и многим другим. Монастырские послушания братии сопровождались непрестанной Иису- совой молитвой и псалмопением. Студийский Устав, или Типикон,
с некоторыми изменениями и допол- нениями, внесенными Константино- польским Патриархом Алексием (1025?1043), был принесен преподоб- ным Феодосием Печерским (память 3 мая) в Киев ок. 1065 г. в Пе- черский монастырь, откуда он распро- странился по всем русским обителям. Преподобному Феодору Студиту при- надлежат многочисленные духовные творения: «Догматическая книга об иконах против иконоборцев»; Боль- шой и Малый катихизисы; Похваль- ные слова на Господские и Богоро- дичные праздники, Крестителю Гос- подню Иоанну и святым апостолам; каноны и трипеснцы со стихирами, включенные в состав Триоди По- стной; Умилительный канон Господу Иисусу и другие творения, за которые блаженный Феостирикт назвал пре- подобного Феодора пламенным учи- телем Церкви. В своих творениях преподобный Феодор Студит указы- вает как достигать главной цели монашества ? спасения. Преподоб- ный поучал братию: «Если хотите спастись, никакого нет к тому препят- ствия или преграды. Имеете пред очами неложные примеры спасшихся и спасающихся. Трудитесь, чада мои, отложив непокорливость и отбросив неверие. Шествуйте со страхом путем заповедей Господних... Умоляю вас любовию Господа нашего Иисуса Христа, давшего Себя за грехи наши, тверды будьте и неподвижны в вер- ном исполнении святых животвор- ных заповедей Господних... Ведайте, что это Бог требует от нас, чтобы мы жили благоутодно ему, нудя себя в нынешнем веке к подвижническому самоутеснению, в чаянии получить Жизнь Вечную...» В 802 году хранитель государ-
ственной казны Никифор сверг благо- честивую императрицу Ирину и за- хватил императорский престол. Но- |
вый император грубо нарушил цер-
ковные установления приобщением к Церкви ранее отлученного Патриар- хом Тарасием пресвитера Иосифа с возвращением ему права священно- действия. Преподобный Феодор вновь обличил императора и вместе с братом Иосифом, блаженным стар- цем Платоном и многими другими иноками был отправлен в заточе- ние. Через два года исповедники были освобождены благочестивым императором Михаилом (811?813), сменившим убитых на войне с фра- кийцами Никифора и его сына Став- рикия. Смерть их задолго была пред- сказана преподобным Феодором. Чтобы избежать междоусобной
брани, император Михаил уступил престол своему военачальнику Льву Армянину. Новый император оказал- ся иконоборцем. Святители и учители Церкви прилагали все усилия, чтобы вразумить нечестивого царя, яо их слова не воспринимались императо- ром-иконоборцем. Лев запретил по- читание икон и отдал эти святыни на поругание. В ответ на такое беззако- ние преподобный Феодор совместно с братией совершил крестный ход вок- руг монастыря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукот- ворному образу Спасителя. Император гневно угрожал свя-
тому смертью, но угодник Божий продолжал открыто утверждать веру- ющих в Православии. Тогда импера- тор отправил преподобного Феодора и его ученика, преподобного Николая (память 4 февраля), в ссылку, снача- ла в Иллирию, в крепость Метопу, а затем в Анатолию, в Бониту. Истязаемые палачами, прислан-
ными в Бониту императором, почти лишенные пищи и питья, покрытые язвами и едва живые, святые под- вижники все переносили с молитвой и благодарением Господу. В Смирне, куда исповедников
перевели из Бониты, преподобный Феодор исцелил от лютой болезни местного воеводу?царского племян- ника и единомышленника, от которо- го потребовал покаяния в совершен- ных злодеяниях иконоборчества. Од- нако тот вновь впал в ересь и вскоре его постигла смерть. Льва Армянина, убитого его же
воинами, сменил, хотя и нечестивый, но веротерпимый император Михаил |
||
|
|||