11-й день
315
мание к душеполезному чтению и
другие проступки.
Все в обители было общим: одеж-
да, пища, книги и каждая вещь.
Братья монастыря обучались различ-
ным ремеслам: строительному, плот-
ническому, кузнечному, портняжно-
му, каменотесному и многим другим.
Монастырские послушания братии
сопровождались непрестанной Иису-
совой молитвой и псалмопением.
Студийский Устав, или Типикон,
с некоторыми изменениями и допол-
нениями, внесенными Константино-
польским Патриархом Алексием
(1025?1043), был принесен преподоб-
ным Феодосием Печерским (память
3 мая) в Киев ок. 1065 г. в Пе-
черский монастырь, откуда он распро-
странился по всем русским обителям.
Преподобному Феодору Студиту при-
надлежат многочисленные духовные
творения: «Догматическая книга об
иконах против иконоборцев»; Боль-
шой и Малый катихизисы; Похваль-
ные слова на Господские и Богоро-
дичные праздники, Крестителю Гос-
подню Иоанну и святым апостолам;
каноны и трипеснцы со стихирами,
включенные в состав Триоди По-
стной; Умилительный канон Господу
Иисусу и другие творения, за которые
блаженный Феостирикт назвал пре-
подобного Феодора пламенным учи-
телем Церкви. В своих творениях
преподобный Феодор Студит указы-
вает как достигать главной цели
монашества ? спасения. Преподоб-
ный поучал братию: «Если хотите
спастись, никакого нет к тому препят-
ствия или преграды. Имеете пред
очами неложные примеры спасшихся
и спасающихся. Трудитесь, чада мои,
отложив непокорливость и отбросив
неверие. Шествуйте со страхом путем
заповедей Господних... Умоляю вас
любовию Господа нашего Иисуса
Христа, давшего Себя за грехи наши,
тверды будьте и неподвижны в вер-
ном исполнении святых животвор-
ных заповедей Господних... Ведайте,
что это Бог требует от нас, чтобы мы
жили благоутодно ему, нудя себя в
нынешнем веке к подвижническому
самоутеснению, в чаянии получить
Жизнь Вечную...»
В 802 году хранитель государ-
ственной казны Никифор сверг благо-
честивую императрицу Ирину и за-
хватил императорский престол. Но-
вый император грубо нарушил цер-
ковные установления приобщением к
Церкви ранее отлученного Патриар-
хом Тарасием пресвитера Иосифа с
возвращением ему права священно-
действия. Преподобный Феодор
вновь обличил императора и вместе с
братом Иосифом, блаженным стар-
цем Платоном и многими другими
иноками был отправлен в заточе-
ние. Через два года исповедники
были освобождены благочестивым
императором Михаилом (811?813),
сменившим убитых на войне с фра-
кийцами Никифора и его сына Став-
рикия. Смерть их задолго была пред-
сказана преподобным Феодором.
Чтобы избежать междоусобной
брани, император Михаил уступил
престол своему военачальнику Льву
Армянину. Новый император оказал-
ся иконоборцем. Святители и учители
Церкви прилагали все усилия, чтобы
вразумить нечестивого царя, яо их
слова не воспринимались императо-
ром-иконоборцем. Лев запретил по-
читание икон и отдал эти святыни на
поругание. В ответ на такое беззако-
ние преподобный Феодор совместно с
братией совершил крестный ход вок-
руг монастыря с высоко поднятыми
иконами и пением тропаря Нерукот-
ворному образу Спасителя.
Император гневно угрожал свя-
тому смертью, но угодник Божий
продолжал открыто утверждать веру-
ющих в Православии. Тогда импера-
тор отправил преподобного Феодора и
его ученика, преподобного Николая
(память 4 февраля), в ссылку, снача-
ла в Иллирию, в крепость Метопу, а
затем в Анатолию, в Бониту.
Истязаемые палачами, прислан-
ными в Бониту императором, почти
лишенные пищи и питья, покрытые
язвами и едва живые, святые под-
вижники все переносили с молитвой
и благодарением Господу.
В Смирне, куда исповедников
перевели из Бониты, преподобный
Феодор исцелил от лютой болезни
местного воеводу?царского племян-
ника и единомышленника, от которо-
го потребовал покаяния в совершен-
ных злодеяниях иконоборчества. Од-
нако тот вновь впал в ересь и вскоре
его постигла смерть.
Льва Армянина, убитого его же
воинами, сменил, хотя и нечестивый,
но веротерпимый император Михаил