406
Месяц ноябрь
вать Слово Божие. Святой Иоанн
оказался способным проповедником.
Его ревность к возвещению Слова
Божия вознаграждалась любовью па-
ствы к слушанию и чтению его
поучений. Удивительное красноре-
чие Богодухновенного проповедника,
воспламенявшего души, привлекало
к нему людей всех сословий и возра-
стов, не только православных христи-
ан, но и еретиков, и даже язычников.
Из уст святого Иоанна изливалась
такая благодать, что все слушавшие
не могли насытиться сладостью его
слов. Многие записывали его пропо-
веди и давали другим для чтения. Все
жаждали усльнпать его слово, и пото-
му на его проповеди стекалось множе-
ство народа.
Некоторые называли его устами
Божиими и Христовыми, другие?
Сладкоглаголивым или Медоточи-
вым, а одна простая женщина назва-
ла его Златоустом. С того времени все
начали называть его так за редкий
дар Богодухновенного слова.
Двенадцать лет святой, обычно
дважды в неделю, а иногда ?
каждодневно, проповедовал в храме.
В пастырской ревности о наилуч-
шем усвоении христианами Священ-
ного Писания святой Иоанн обращал-
ся к толкованию Слова Божия. Среди
его экзегетических творений?
толкования на многие книги Священ-
ного Писания (Бытия, Псалтирь,
Евангелия от Матфея и от Иоанна,
Послания апостола Павла) и множе-
ство бесед на отдельные тексты свя-
той Библии, а также поучения на
праздники, в похвалу святых и аполо-
гетические слова (против аномеев,
иудействующих и язычников).
Росла слава святого проповедни-
ка, и в 397 году по преставлении
Константинопольского архиепископа
Нектария, преемника святителя Гри-
гория Богослова, он был поставлен
архиепископом Константинополь-
ским. Вступив в управление Цер-
ковью, святой архипастырь исправил
неустройства и с большим терпением
водворил порядок.
Он стал ревностно пасти вверен-
ное словесное стадо Христово, обра-
щая особое внимание на духовное
совершенствование священства. И
здесь лучшим примером был он сам.
Расходы, которые предназнача-
лись для архиепископа, святой обра-
тил на содержание нескольких боль-
ниц и гостиниц для паломников, сам
довольствовался скудной пищей.
Ревность Святителя к утвержде-
нию христианской веры распростра-
нилась не только на жителей Визан-
тии. но и на другие страны, куда
святитель Иоанн направлял ревно-
стных миссионеров и писал послания.
Много трудов положил Святитель
на устроение благолепия Богослуже-
ния: составил чин литургии, и доны-
не сохранившей его имя, учредил
крестные ходы, ввел антифонное пе-
ние за всенощным бдением. Его
заботами построено много храмов,
странноприимных домов и больниц.
Распущенность столичных нра-
вов, особенно императорского двора,
нашла в лице святителя нелицепри-
ятного обличителя. Враги святителя
Иоанна, поощряемые раздражитель-
ной и мстительной царицей Евдок-
сией, устроили неправедный собор и
добились низложения святого архи-.
епископа с кафедры и изгнания его
сначала в Армению, а потом в
Абхазию.
В последнем слове к константи-
нопольцам, скорбевшим о том, что
они остаются без назидания, отправ-
лявшийся в ссылку святитель Иоанн
сказал: «Не мной началась пропо-
ведь, не мной и кончится».
Истощенный болезнями, Святи-
тель в сопровождении конвоя три
месяца в дождь и зной совершал свой
последний переход. В Команах силы
оставили его. У склепа святого Васи-
лиска (память 22 мая), утешенный
явлением святого мученика, сказав-
шего: «Не унывай, брат Иоанн! Завт-
ра мы будем вместе», причастившись
Святых Тайн, вселенский Святитель
14 сентября 407 года отошел ко
Господу.
Духовное величие Святителя, по-
ражавшее всех его современников,
просияло и в последних словах: «Сла-
ва Богу за все!»
Угодник Божий, в течение всей
своей жизни мужественно несший
свой крест, умерший для мира и
сораспязшийся Христу, скончался в
день памяти Честного Креста Господ-
ня.