|
|||
406
|
Месяц ноябрь
|
||
|
|||
вать Слово Божие. Святой Иоанн
оказался способным проповедником. Его ревность к возвещению Слова Божия вознаграждалась любовью па- ствы к слушанию и чтению его поучений. Удивительное красноре- чие Богодухновенного проповедника, воспламенявшего души, привлекало к нему людей всех сословий и возра- стов, не только православных христи- ан, но и еретиков, и даже язычников. Из уст святого Иоанна изливалась такая благодать, что все слушавшие не могли насытиться сладостью его слов. Многие записывали его пропо- веди и давали другим для чтения. Все жаждали усльнпать его слово, и пото- му на его проповеди стекалось множе- ство народа. Некоторые называли его устами
Божиими и Христовыми, другие? Сладкоглаголивым или Медоточи- вым, а одна простая женщина назва- ла его Златоустом. С того времени все начали называть его так за редкий дар Богодухновенного слова. Двенадцать лет святой, обычно
дважды в неделю, а иногда ? каждодневно, проповедовал в храме. В пастырской ревности о наилуч-
шем усвоении христианами Священ- ного Писания святой Иоанн обращал- ся к толкованию Слова Божия. Среди его экзегетических творений? толкования на многие книги Священ- ного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и от Иоанна, Послания апостола Павла) и множе- ство бесед на отдельные тексты свя- той Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и аполо- гетические слова (против аномеев, иудействующих и язычников). Росла слава святого проповедни-
ка, и в 397 году по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Гри- гория Богослова, он был поставлен архиепископом Константинополь- ским. Вступив в управление Цер- ковью, святой архипастырь исправил неустройства и с большим терпением водворил порядок. Он стал ревностно пасти вверен-
ное словесное стадо Христово, обра- щая особое внимание на духовное совершенствование священства. И здесь лучшим примером был он сам. |
Расходы, которые предназнача-
лись для архиепископа, святой обра- тил на содержание нескольких боль- ниц и гостиниц для паломников, сам довольствовался скудной пищей. Ревность Святителя к утвержде-
нию христианской веры распростра- нилась не только на жителей Визан- тии. но и на другие страны, куда святитель Иоанн направлял ревно- стных миссионеров и писал послания. Много трудов положил Святитель
на устроение благолепия Богослуже- ния: составил чин литургии, и доны- не сохранившей его имя, учредил крестные ходы, ввел антифонное пе- ние за всенощным бдением. Его заботами построено много храмов, странноприимных домов и больниц. Распущенность столичных нра-
вов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицепри- ятного обличителя. Враги святителя Иоанна, поощряемые раздражитель- ной и мстительной царицей Евдок- сией, устроили неправедный собор и добились низложения святого архи-. епископа с кафедры и изгнания его сначала в Армению, а потом в Абхазию. В последнем слове к константи-
нопольцам, скорбевшим о том, что они остаются без назидания, отправ- лявшийся в ссылку святитель Иоанн сказал: «Не мной началась пропо- ведь, не мной и кончится». Истощенный болезнями, Святи-
тель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Васи- лиска (память 22 мая), утешенный явлением святого мученика, сказав- шего: «Не унывай, брат Иоанн! Завт- ра мы будем вместе», причастившись Святых Тайн, вселенский Святитель 14 сентября 407 года отошел ко Господу. Духовное величие Святителя, по-
ражавшее всех его современников, просияло и в последних словах: «Сла- ва Богу за все!» Угодник Божий, в течение всей
своей жизни мужественно несший свой крест, умерший для мира и сораспязшийся Христу, скончался в день памяти Честного Креста Господ- ня. |
||
|
|||