|
|||
14-й день
|
435
|
||
|
|||
Отче, Богомудре Григорие, / душу очистил еси, /
умом своим избежав от нечйстаго диавола, / во- истину славен своим величеством,/ дух свой предал еси Христу, Богу нашему. Слава, глас 1:
Йже правый веры доблий подвйжниче,/ йже пострадав, яко добр воин Христа Бога,/ и Воеводе угодйвый, / и подвизася ныне в Церкви добрым подвигом, / соблюдая ю твоими ученьми на недви- жимом основании, Григорие И ныне, Богородичен:
Радуйся, Богородице Дево;/ радуйся, похвал6
всея вселенныя;/ радуйся, Пречистая Мати Б6- жия, Благословенная. Славословие великое, и час 1-й, и отнует.
НА ЛИТУРГИИ
Блаженны, песни 3-я и 6-я. Прокимен: Уста моя
возглаголют: Апостол ко Евреом, зачало 318. Евангелие от Иоанна, зачало 36. |
|||
|
|||
Святитель Григорий Палама,
архиепископ Солунский, защит- ник православного учения о Боже- ственном свете, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Констан- тинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282? 1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императо- ре, но вскоре умер. Андроник сам принял участие в воспитании и обра- зовании осиротевшего мальчика, об- ладавшего прекрасными способностя- ми и большим прилежанием. Император хотел, чтобы юноша
посвятил себя государственной де- ятельности, но Григорий, едва достиг- нув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руковод- ством преподобного Никодима Вато- педского (память 11 июля) начал путь подвижничества и принял монаше- ский постриг. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вме- сте с его сестрами также приняла монашество. |
После преставления преподобно-
го Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселил- ся в небольшой отшельнической оби- тели Глоссии. Настоятель этой обите- ли Григорий стал учить юношу сосре- доточенной духовной молитве? умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось мона- хами, начиная с великих пустынни- ков IV века. После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освеще- ние получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного дела- ния, требующее уединения и безмол- вия, получило название исихазма (от греч. ^сп>хих?покой, молчание), а сами практикующие его стали назы- ваться исихастами. Из-за угрозы нападения турок
вместе с братией святой Григорий |
||
|
|||