14-й день
435
Отче, Богомудре Григорие, / душу очистил еси, /
умом своим избежав от нечйстаго диавола, / во-
истину славен своим величеством,/ дух свой
предал еси Христу, Богу нашему.
Слава, глас 1:
Йже правый веры доблий подвйжниче,/ йже
пострадав, яко добр воин Христа Бога,/ и Воеводе
угодйвый, / и подвизася ныне в Церкви добрым
подвигом, / соблюдая ю твоими ученьми на недви-
жимом основании, Григорие
И ныне, Богородичен:
Радуйся, Богородице Дево;/ радуйся, похвал6
всея вселенныя;/ радуйся, Пречистая Мати Б6-
жия, Благословенная.
Славословие великое, и час 1-й, и отнует.
НА ЛИТУРГИИ
Блаженны, песни 3-я и 6-я. Прокимен: Уста моя
возглаголют:
Апостол ко Евреом, зачало 318.
Евангелие от Иоанна, зачало 36.
Святитель Григорий Палама,
архиепископ Солунский, защит-
ник православного учения о Боже-
ственном свете, родился в 1296 году в
Малой Азии. Во время турецкого
нашествия семья бежала в Констан-
тинополь и нашла приют при дворе
Андроника II Палеолога (1282?
1328). Отец святого Григория стал
крупным сановником при императо-
ре, но вскоре умер. Андроник сам
принял участие в воспитании и обра-
зовании осиротевшего мальчика, об-
ладавшего прекрасными способностя-
ми и большим прилежанием.
Император хотел, чтобы юноша
посвятил себя государственной де-
ятельности, но Григорий, едва достиг-
нув 20 лет, удалился на Святую Гору
Афон и поступил послушником в
монастырь Ватопед, где под руковод-
ством преподобного Никодима Вато-
педского (память 11 июля) начал путь
подвижничества и принял монаше-
ский постриг. Через год ему явился в
видении святой евангелист Иоанн
Богослов и обещал свое духовное
покровительство. Мать Григория вме-
сте с его сестрами также приняла
монашество.
После преставления преподобно-
го Никодима инок Григорий проходил
8 лет свой молитвенный подвиг под
руководством старца Никифора, а
после кончины последнего перешел в
Лавру преподобного Афанасия
Афонского. Но через три года,
стремясь к более высоким ступеням
духовного совершенства, он поселил-
ся в небольшой отшельнической оби-
тели Глоссии. Настоятель этой обите-
ли Григорий стал учить юношу сосре-
доточенной духовной молитве?
умному деланию, которое постепенно
разрабатывалось и усваивалось мона-
хами, начиная с великих пустынни-
ков IV века. После того, как в XI веке
в трудах Симеона Нового Богослова
(память 12 марта) подробное освеще-
ние получили внешние молитвенные
приемы умного делания, оно было
усвоено афонскими подвижниками.
Опытное применение умного дела-
ния, требующее уединения и безмол-
вия, получило название исихазма (от
греч. ^сп>хих?покой, молчание), а
сами практикующие его стали назы-
ваться исихастами.
Из-за угрозы нападения турок
вместе с братией святой Григорий