|
|||
436
|
Месяц ноябрь
|
||
|
|||
перебрался в Солунь (Фессалоники),
где тогда же был рукоположен в сан священника. Свои обязанности пресвитера
святой Григорий сочетал с жизнью отшельника. В субботу и воскресенье пастырь выходил к народу ? совершал Богослужение и произносил проповеди. Иногда святой Григорий посещал богословские собрания го- родской образованной молодежи. Он собрал небольшую общину монахов - отшельников и руководил ею в тече- ние 5 лет. В 1331 году святой удалился на
Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назна- чен игуменом Эсфигменского мона- стыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святой вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни. В 30-е годы XIV века в жизни
Восточной Церкви назревали собы- тия, поставившие святителя Григо- рия в ряд великих вселенских аполо- гетов Православия. Около 1330 года в Константино-
поль из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Вскоре Варлаам по- ехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижи- мости существа Божия, объявил ум- ное делание еретическим заблужде- нием. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать твар- ность Фаворского Света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных при- емах и о духовных озарениях. Святитель Григорий, защищая
учение о Божественном Фаворском Свете, говорил: «Напыщенные мир- ской и тщетной мудростью и не внимающие мужам, опытным в ду- ховном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображе- ния и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное.., хотя Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16, 28)... Везде присутствует Царь всяче-
ских, и везде?Царство Его, так что пришествие Царства Его не означает перехода его с одного места на другое, |
но откровение его силой Божествен-
ного Духа... Свет Преображения Господня не
рождается и не исчезает и не подле- жит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами..., но таинники (ученики) Гос- пода на то время перешли от плоти к духу, посредством изменения чувств, произведенного в них Духом... Воссиял тот Неисповедимый
Свет и таинственно явлен Апосто- лам... в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что роди- тельницей этого блаженного видения была молитва, что блистание проис- ходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражне- нии в подвигах добродетели и молит- вы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созер- цать только очищенным умом. Господь же наш Иисус Христос
Сам от Себя имел этот Свет. По этой причине Он и не имел нужды в молитве для того, чтобы осиять Боже- ственным Светом Свою плоть, но только показал, откуда этот Свет нисходит на святых Божиих, и каким образом можно созерцать его: ибо написано, что и святые «просветятся, как солнце» (Мф. 13, 43), то есть, всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа... Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который был сокрыт у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несот- воренный, Божественный...» Святой Григорий изложил свои
доводы в богословском труде «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с
участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама ? так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе
1341 года в храме Святой Софии
произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточив- шийся на природе Фаворского Све- та. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Пала- мы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энер- гиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны воспри- ятию, но являются не сотворенными. |
||
|
|||