436
Месяц ноябрь
перебрался в Солунь (Фессалоники),
где тогда же был рукоположен в сан
священника.
Свои обязанности пресвитера
святой Григорий сочетал с жизнью
отшельника. В субботу и воскресенье
пастырь выходил к народу ?
совершал Богослужение и произносил
проповеди. Иногда святой Григорий
посещал богословские собрания го-
родской образованной молодежи. Он
собрал небольшую общину монахов -
отшельников и руководил ею в тече-
ние 5 лет.
В 1331 году святой удалился на
Афон и уединился в скиту святого
Саввы, близ Лавры преподобного
Афанасия. В 1333 году он был назна-
чен игуменом Эсфигменского мона-
стыря в северной части Святой Горы.
В 1336 году святой вернулся в
скит святого Саввы, где занялся
богословскими трудами, которых не
оставлял уже до конца жизни.
В 30-е годы XIV века в жизни
Восточной Церкви назревали собы-
тия, поставившие святителя Григо-
рия в ряд великих вселенских аполо-
гетов Православия.
Около 1330 года в Константино-
поль из Калабрии приехал ученый
монах Варлаам. Вскоре Варлаам по-
ехал на Афон, познакомился там с
укладом духовной жизни исихастов
и, на основании догмата о непостижи-
мости существа Божия, объявил ум-
ное делание еретическим заблужде-
нием. Варлаам вступил в спор с
монахами и пытался доказать твар-
ность Фаворского Света; при этом он
не стеснялся поднимать на смех
рассказы иноков о молитвенных при-
емах и о духовных озарениях.
Святитель Григорий, защищая
учение о Божественном Фаворском
Свете, говорил: «Напыщенные мир-
ской и тщетной мудростью и не
внимающие мужам, опытным в ду-
ховном учении, когда слышат о Свете,
осиявшем Господа на горе Преображе-
ния и виденном Апостолами, думают
видеть в нем нечто чувственное и
сотворенное.., хотя Сам Просиявший
Светом на Фаворе ясно показал, что
этот Свет не сотворен, назвав его
Царством Божиим (Мф. 16, 28)...
Везде присутствует Царь всяче-
ских, и везде?Царство Его, так что
пришествие Царства Его не означает
перехода его с одного места на другое,
но откровение его силой Божествен-
ного Духа...
Свет Преображения Господня не
рождается и не исчезает и не подле-
жит чувствовательной способности и,
хотя он был созерцаем телесными
очами..., но таинники (ученики) Гос-
пода на то время перешли от плоти к
духу, посредством изменения чувств,
произведенного в них Духом...
Воссиял тот Неисповедимый
Свет и таинственно явлен Апосто-
лам... в то время, когда (Господь)
молился; этим показано, что роди-
тельницей этого блаженного видения
была молитва, что блистание проис-
ходило и являлось от соединения ума
с Богом, и что оно подается всем тем,
которые, при постоянном упражне-
нии в подвигах добродетели и молит-
вы, устремляют ум свой к Богу.
Истинную красоту свойственно созер-
цать только очищенным умом.
Господь же наш Иисус Христос
Сам от Себя имел этот Свет. По этой
причине Он и не имел нужды в
молитве для того, чтобы осиять Боже-
ственным Светом Свою плоть, но
только показал, откуда этот Свет
нисходит на святых Божиих, и каким
образом можно созерцать его: ибо
написано, что и святые «просветятся,
как солнце» (Мф. 13, 43), то есть,
всецело проникнутые Божественным
Светом узрят Христа... Мы веруем,
что Он явил в Преображении не
другой какой-либо свет, но только тот,
который был сокрыт у Него под
завесой плоти; этот же Свет был Свет
Божеского естества, поэтому и Несот-
воренный, Божественный...»
Святой Григорий изложил свои
доводы в богословском труде «Триады
в защиту святых исихастов» (1338). К
1340   году афонские подвижники с
участием святителя составили общий
ответ на нападки Варлаама ? так
называемый «Святогорский томос».
На Константинопольском Соборе
1341   года в храме Святой Софии
произошел спор святителя Григория
Паламы с Варлаамом, сосредоточив-
шийся на природе Фаворского Све-
та. 27 мая 1341 года Собор принял
положения святителя Григория Пала-
мы о том, что Бог, недоступный в
Своей Сущности, являет Себя в энер-
гиях, как Фаворский Свет, которые
обращены к миру и доступны воспри-
ятию, но являются не сотворенными.