14-й день
437
Хотя учение Варлаама было
осуждено как ересь и сам он предан
анафеме, споры между паламитами и
варлаамитами не закончились. К
числу вторых принадлежали ученик
Варлаама, болгарский монах Акин-
дин и Патриарх Иоанн XIV Каленас
(1341?1347); к ним склонялся и
Андроник III Палеолог (1323?1341).
Акиндин выступил с рядом тракта-
тов, в которых объявлял святителя
Григория и афонских монахов винов-
никами церковных смут. Святитель
написал подробное опровержение до-
мыслов Акиндина. Но несмотря на
это Патриарх отлучил святителя от
Церкви (1344) и подверг темничному
заключению, которое продолжалось
три года. В 1347 году, когда Иоанна
XIV на патриаршем престоле сменил
Исидор (1347?1349), святитель Гри-
горий Палама был освобожден и
возведен в сан архиепископа Солун-
ского. В 1351 году Влахернский Собор
торжественно засвидетельствовал
православность его учения.
За три года до кончины он
вернулся в Солунь. Накануне его
преставления ему явился в видении
святитель Иоанн Златоуст. Со слова-
ми «В горняя! В горняя!» святитель
Григорий Палама мирно преставился
к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368
году он был канонизован на Констан-
тинопольском Соборе при Патриархе
Филофее (1354?1355, 1362?1376),
который написал житие и службу
святителю.
в
ТОЙЖЕ
ДЕНЬ
Преподобнаго Филиппа Ирапскаго
Тропарь, глас 4:
Я ко кедр, в пустыни давйдски раетущ, и яко
финике, благоуханен цветущ, / ревнитель учи-
телю твоему был еси, преподобному отцу
Корнйлию,/стопам бо его последовал еси/ и,
святое иго взем, / светлым житием просиял еси, яко
солнце,/ явлься мйрови многими чудесы, отче
Филиппе!/ И ныне на Небесех предстойши Пре-
столу Пресвятыя Троицы/ и, яко великое имея
дерзновение,/ преподобнии свой руце воздев,/
моли от враг сохранйтися градом нашим и спасти -
ся душам нашим.