114
Месяц ноябрь
купца отправился в Индию и прибыл
в город, где находился дворец цареви-
ча. Преподобный Варлаам объявил,
что привез с собой драгоценный ка-
мень, который обладает чудодей-
ственными свойствами исцелять бо-
лезни. Когда преподобного Варлаама
привели к царевичу Иоасафу, он стал
излагать ему христианское вероуче-
ние в виде притч, а затем и «от
Святаго Евангелия и Святых Апо-
стол». «Что такое Крещение?» ?
спросил царевич Иоасаф. Преподоб-
ный Варлаам отвечал: «Благодатный
дар Крещения есть как бы корень или
твердое основание святой и безупреч-
ной веры, спасающей человека от
прирожденной способности грешить и
от зла, происходящего от людских
пороков. После Крещения следует
воздерживаться не только от всякого
греха, от всяких порывов страсти, но
требуется подвизаться в добродете-
лях, имея основою своих действий
правую веру, так как «вера без дел
мертва» (Иак. 2, 201равно как и дела
без веры. После Крещения нужно
хранить святость души и тела, смире-
ние сердца, сокрушение о грехах,
человеколюбие, бодрствование и по-
стоянное раскаяние во всех совер-
шенных грехах, подавать милостыню
бедным. Крещение, смывая водою
грязь грехов, уничтожает всякий их
след, и на будущее время оно для нас
есть несокрушимая стена и славное
оружие против врагов. Сила его не
уничтожается даже последующими
новыми прегрешениями, для очище-
ния которых не требуется нового
погружения в купель, ибо мы испове-
дуем едино Крещение. Потому следу-
ет всеми силами остерегаться, чтобы
снова не осквернить себя прегреше-
ниями».
Из наставлений преподобного
Варлаама юноша уразумел, что дра-
гоценный камень есть вера в Господа
Иисуса Христа. Святой Иоасаф уве-
ровал в Спасителя и пожелал при-
нять Крещение. Крестив царевича,
преподобный Варлаам заповедал ему
пост и молитву и отошел в пустыню.
Узнав о случившемся, царь
встревожился. По совету одного из
вельмож он устроил прение о вере
между христианами и язычниками,
на которое под видом преподобного
Варлаама явился маг и чародей
Нахор. Нахор должен был признать
себя в прении побежденным и таким
образом отвратить царевича от хри-
стианства. В сонном видении препо-
добный Иоасаф узнал о готовившем-
ся обмане и пригрозил Нахору лютой
казнью, если тот окажется побежден-
ным. Убоявшийся Нахор не только
победил язычников, но и сам уверо-
вал во Христа, раскаялся, принял
Святое Крещение и удалился в пу-
стыню. Царь пытался отвратить сына
от христианства и другими средства-
ми, но святой царевич преодолел все
соблазны. «Что мною сделано, мой
господин, от того я не отрекусь. Я
бежал от мрака и вышел на свет,
вышел из заблуждения и примкнул к
истине »,? ответил          преподобный
Иоасаф.
Тогда,, по совету вельмож, Аве-
нир выделил сыну половину царства.
Святой Иоасаф, став царем, восстано-
вил христианство в своей стране,
отстроил заново церкви и, наконец,
обратил в христианство своего отца,
царя Авенира. Вскоре после Креще-
ния царь Авенир преставился, а
святой царевич Иоасаф оставил цар-
ство и ушел в пустыню на поиски
своего учителя-старца преподобного
Варлаама. В течение двух лет он
странствовал по пустыне, терпя напа-
сти и искушения, пока нашел пещеру
преподобного Варлаама, спасавшего-
ся в безмолвии. Старец и юноша
стали подвизаться вместе.
Когда приблизилось время кон-
чины преподобного Варлаама (ему
было уже 100 лет), он отслужил
Божественную литургию, приобщил-
ся Святых Тайн, причастил святого
Иоасафа и с миром отошел ко Господу
после 70-летних подвигов в пустыне.
Совершив погребение старца, святой
Иоасаф остался в той же пещере и
продолжил пустыннический подвиг.
Он пробыл в пустыне 35 лет и отошел
ко Господу, когда ему исполнилось
шестьдесят лет.
Преемник святого Иоасафа по
царству, Варахия, по указанию неко-
его отшельника, нашел в пещере
нетленные и благоуханные мощи
обоих подвижников, перенес их в свое
отечество и предал погребению в
церкви, воздвигнутой преподобным
царевичем Иоасафом.