|
|||
12
|
Месяц ноябрь
|
||
|
|||
от Меня пред людьми, отрекусь от
того и Я пред Отцем Моим Небес- ным» (Мф. 10, 32?33),? ответили ему святые Гурий и Самон. Антонин приказал бросить их в темницу. В то время в Эдессу прибыл
присланный императором для усиле- ния преследований христиан прави- тель области Музоний. В ответ на его угрозы предать их смерти, святые Гурий и Самон сказали: «Мы более боимся вечных мучений, нежели тех, какие ты перечислил... «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляет- ся» (2 Кор. 4, 16).» Музоний велел подвесить святых
за руки, привязав к их ногам тяже- лые камни. В таком положении они терпеливо висели несколько часов, после чего были заключены в темни- цу. В темнице святые Гурий и Самон пробыли с 1 августа по 9 ноября, мучимые голодом, жаждой и невоз- можностью передвигаться (ноги их были забиты в деревянные колодки). Когда святых по прошествии трех с лишним месяцев привели к правите- лю, они вновь непоколебимо испове- дали веру Христову. Святой Гурий, уже совершенно обессилевший, едва живой, был сразу же возвращен в темницу. Святой Самон, физически более выносливый, подвергся преж- ней пытке: семь часов его держали подвешенным, после чего отнесли в темницу (он не мог идти и даже стоять, так как коленные суставы оказались повреждены). 15 ноября (304 или 306 г.), когда
едва начинало рассветать и жители Эдессы еще спали, святые мученики Гурий и Самон были доставлены к правителю Музонто. Музоний в пос- ледний раз предложил им жизнь ценой вероотступничества. «... Довольно для нас и минувше-
го времени, в которое мы насмотре- лись на дневной потухающий свет; души наши желают теперь перейти к немерцаемому дню»,? ответили ему мученики. По распоряжению Музония их
отвезли далеко за город и обезглави- ли. Святые мощи мучеников Гурия и Самона были взяты и с честью погре- бены христианами. Через несколько лет император
Ликиний (307?324) вновь воздвиг гонение на христиан. В то время в |
Эдессе жил проповедник диакон
Авив, родом из села Фелсея. Градона- чальник Эдессы Лисаний, сообщив Ликинию, что диакон Авив «напол- нил весь город христианским учени- ем», получил приказ расправиться с ним. Когда воины искали святого Авива, он сам вышел к их военачаль- нику Феотекну и добровольно отдался в руки стражников. Приведенный к Лисанию, диакон Авив отказался поклониться языческим идолам. Его подвесили и стали строгать кожу железными когтями, после чего осу- дили на сожжение. К месту казни за святым Авивом следовали мать, род- ные и близкие. Преподав им послед- нее целование, святой Авив вошел в огонь и принял мученическую кончи- ну (1'322). Тело святого Авива чудес- ным образом осталось неопаленным. Его мученичество также совершилось 15 ноября, почему святые мощи его были взяты и погребены при гробе пострадавших прежде святых муче- ников Гурия и Самона. Впоследствии христиане возвели
на этом месте церковь во имя трех святых мучеников и положили их мощи в одной гробнице. Они были прославлены чудесными знамениями и исцелениями. Особенно известно чудесное заступничество святых, ока- занное благочестивой девушке Евфимии. Некий воин-гот, оказавшийся в
Эдессе во время похода, взял Евфи- мию в жены, дав у гробницы святых ложную клятву, что он неженат. Много страданий и унижений приш- лось испытать Евфимии на родине гота, где он отдал ее в рабство своей прежней жене. Впоследствии, по мо- литвам Евфимии к трем святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, она была избавлена от смерти и чудесно перенесена в Эдессу, а гот- клятвопреступник и злодей понес заслуженное возмездие. Прославляя святых мучеников в акафисте, Цер- ковь Христова обращается к ним: «Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, честнаго брака Небеснии покровите- лие». Святые мученики Гурий, Самон
и Авив издавна почитались на Руси, как покровители семейной жизни, а также как обличители всякого нече- стия. |
||
|
|||