12
Месяц ноябрь
от Меня пред людьми, отрекусь от
того и Я пред Отцем Моим Небес-
ным»
(Мф. 10, 32?33),? ответили
ему святые Гурий и Самон. Антонин
приказал бросить их в темницу.
В то время в Эдессу прибыл
присланный императором для усиле-
ния преследований христиан прави-
тель области Музоний. В ответ на его
угрозы предать их смерти, святые
Гурий и Самон сказали: «Мы более
боимся вечных мучений, нежели тех,
какие ты перечислил... «Если
внешний наш человек и тлеет, то
внутренний со дня на день обновляет-
ся» (2 Кор. 4, 16).»
Музоний велел подвесить святых
за руки, привязав к их ногам тяже-
лые камни. В таком положении они
терпеливо висели несколько часов,
после чего были заключены в темни-
цу. В темнице святые Гурий и Самон
пробыли с 1 августа по 9 ноября,
мучимые голодом, жаждой и невоз-
можностью передвигаться (ноги их
были забиты в деревянные колодки).
Когда святых по прошествии трех с
лишним месяцев привели к правите-
лю, они вновь непоколебимо испове-
дали веру Христову. Святой Гурий,
уже совершенно обессилевший, едва
живой, был сразу же возвращен в
темницу. Святой Самон, физически
более выносливый, подвергся преж-
ней пытке: семь часов его держали
подвешенным, после чего отнесли в
темницу (он не мог идти и даже
стоять, так как коленные суставы
оказались повреждены).
15 ноября (304 или 306 г.), когда
едва начинало рассветать и жители
Эдессы еще спали, святые мученики
Гурий и Самон были доставлены к
правителю Музонто. Музоний в пос-
ледний раз предложил им жизнь
ценой вероотступничества.
«... Довольно для нас и минувше-
го времени, в которое мы насмотре-
лись на дневной потухающий свет;
души наши желают теперь перейти к
немерцаемому дню»,? ответили ему
мученики.
По распоряжению Музония их
отвезли далеко за город и обезглави-
ли. Святые мощи мучеников Гурия и
Самона были взяты и с честью погре-
бены христианами.
Через несколько лет император
Ликиний (307?324) вновь воздвиг
гонение на христиан. В то время в
Эдессе жил проповедник диакон
Авив, родом из села Фелсея. Градона-
чальник Эдессы Лисаний, сообщив
Ликинию, что диакон Авив «напол-
нил весь город христианским учени-
ем», получил приказ расправиться с
ним. Когда воины искали святого
Авива, он сам вышел к их военачаль-
нику Феотекну и добровольно отдался
в руки стражников. Приведенный к
Лисанию, диакон Авив отказался
поклониться языческим идолам. Его
подвесили и стали строгать кожу
железными когтями, после чего осу-
дили на сожжение. К месту казни за
святым Авивом следовали мать, род-
ные и близкие. Преподав им послед-
нее целование, святой Авив вошел в
огонь и принял мученическую кончи-
ну (1'322). Тело святого Авива чудес-
ным образом осталось неопаленным.
Его мученичество также совершилось
15 ноября, почему святые мощи его
были взяты и погребены при гробе
пострадавших прежде святых муче-
ников Гурия и Самона.
Впоследствии христиане возвели
на этом месте церковь во имя трех
святых мучеников и положили их
мощи в одной гробнице. Они были
прославлены чудесными знамениями
и исцелениями. Особенно известно
чудесное заступничество святых, ока-
занное благочестивой девушке
Евфимии.
Некий воин-гот, оказавшийся в
Эдессе во время похода, взял Евфи-
мию в жены, дав у гробницы святых
ложную клятву, что он неженат.
Много страданий и унижений приш-
лось испытать Евфимии на родине
гота, где он отдал ее в рабство своей
прежней жене. Впоследствии, по мо-
литвам Евфимии к трем святым
мученикам Гурию, Самону и Авиву,
она была избавлена от смерти и
чудесно перенесена в Эдессу, а гот-
клятвопреступник и злодей понес
заслуженное возмездие. Прославляя
святых мучеников в акафисте, Цер-
ковь Христова обращается к ним:
«Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве,
честнаго брака Небеснии покровите-
лие».
Святые мученики Гурий, Самон
и Авив издавна почитались на Руси,
как покровители семейной жизни, а
также как обличители всякого нече-
стия.