|
|||
20-й день 163
|
|||
|
|||
мен, Апостол, аллилуйя, и Евангелие, и причастен, прежде
воскресен, и потом святаго, служба преподобничеекая. Святаго же Прокла служба поется, егда разсудит
екклисиарх. |
|||
|
|||
Святитель Прокл, архиепи-
скоп Константинопольский ("I" ок. 446?447), с юных лет все свое время отдавал молитве и Богомыслию. Гос- подь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста (^407, память 13 ноября), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем чудес- ного явления святого апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От сво- его учителя святой Прокл получил глубокие духовные познания, любовь к постоянному чтению Священного Писания, умение в совершенной фор- ме излагать мысли. После изгнания и смерти святи-
теля Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриар- хом Константинопольским Сисинием (426?427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков - несториан паства изгнала своего свя- тителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православ- ной вере, обличая заблуждения ере- тиков, в частности Феодора Мопсуэт- ского. По смерти Патриарха Сисиния святитель Прокл стал его преемником и возглавлял Константинопольскую Церковь в течение двенадцати лет (434?447). Стараниями архиеписко- па Константинопольского Прокла в 439 г. из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста. В период патриаршества святи-
теля Прокла Византию постигло силь- ное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Гел- леспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безвод- ных прежде местах возникали губи- тельные наводнения. Константино- польцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух |
мальчик и унесен на такую высоту,
где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Затем, целым и невреди- мым, отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в вышине, он слышал и видел, как ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: «помилуй нас» ? и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за Богослужением и до сего дня. Константинопольская паства лю-
била своего Патриарха за его подвиж- ническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя. Известны направленные против несториан два слова святите- ля в похвалу Божией Матери, четыре слова на Рождество Христово, пас- хальные проповеди, а также слова, излагающие Православное учение о Боговоп лощении. Рождество и Воскресение Хри-
стово? два величайших христиан- ских праздника, которые, как подчер- кивает святитель Прокл в своей пас- хальной проповеди, составляют глу- бокое духовное единство, являют чудо Богооткровения и любви: «Своим рождением Он (Богочеловек) утвер- дил нашу веру в то, что Он есть человек, а во втором случае Своею властию над смертию доказал, что Он есть Бог. А Агнец, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29), никогда не был бы заклан, если бы Бог не восприял образа раба и Создатель непостижи- мым для нас образом не облекся в естество Своего создания так, чтобы плоть Его служила источником жиз- ни, кровь?ценою искупления, дух? печатию даров Духа Святаго». Важно также свидетельство святителя Прок- ла о древней Литургии апостола Иакова, брата Господня, сохранивше- еся в виде отрывка из недошедшего до нас полностью сочинения. Всеоб- щее уважение снискала деятельность святаго патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах. |
||
|
|||