20-й день                                                                                                             163
мен, Апостол, аллилуйя, и Евангелие, и причастен, прежде
воскресен, и потом святаго, служба преподобничеекая.
Святаго же Прокла служба поется, егда разсудит
екклисиарх.
Святитель Прокл, архиепи-
скоп
Константинопольский ("I" ок.
446?447), с юных лет все свое время
отдавал молитве и Богомыслию. Гос-
подь удостоил его великого счастья
быть учеником святителя Иоанна
Златоуста (^407, память 13 ноября),
который рукоположил его сначала в
сан диакона, а затем в сан пресвитера.
Святой Прокл был свидетелем чудес-
ного явления святого апостола Павла
святителю Иоанну Златоусту. От сво-
его учителя святой Прокл получил
глубокие духовные познания, любовь
к постоянному чтению Священного
Писания, умение в совершенной фор-
ме излагать мысли.
После изгнания и смерти святи-
теля Иоанна Златоуста святой Прокл
был рукоположен святым Патриар-
хом Константинопольским Сисинием
(426?427) в сан епископа города
Кизика, но под влиянием еретиков -
несториан паства изгнала своего свя-
тителя. Тогда святой Прокл вернулся
в столицу и проповедовал Слово
Божие в храмах Константинополя,
укрепляя слушателей в Православ-
ной вере, обличая заблуждения ере-
тиков, в частности Феодора Мопсуэт-
ского. По смерти Патриарха Сисиния
святитель Прокл стал его преемником
и возглавлял Константинопольскую
Церковь в течение двенадцати лет
(434?447). Стараниями архиеписко-
па Константинопольского Прокла в
439 г. из Коман в Константинополь
были перенесены мощи святителя
Иоанна Златоуста.
В период патриаршества святи-
теля Прокла Византию постигло силь-
ное землетрясение, продолжавшееся
несколько месяцев. В Вифинии, Гел-
леспонте, Фригии рушились города,
исчезали с лица земли реки, в безвод-
ных прежде местах возникали губи-
тельные наводнения. Константино-
польцы во главе с Патриархом и
императором выходили из города и
совершали молебны о прекращении
невиданного по силе бедствия. Во
время одного молебна из толпы был
невидимой силой поднят в воздух
мальчик и унесен на такую высоту,
где человеческий взгляд уже не мог
его видеть. Затем, целым и невреди-
мым, отрок был опущен на землю и
рассказал, что там, в вышине, он
слышал и видел, как ангелы, славя
Бога, поют: «Святый Боже, Святый
Крепкий, Святый Безсмертный».
Весь народ запел трисвятую молитву,
присоединив к ней: «помилуй нас» ?
и землетрясение прекратилось. Эту
молитву Православная Церковь поет
за Богослужением и до сего дня.
Константинопольская паства лю-
била своего Патриарха за его подвиж-
ническую жизнь, за его заботу об
обездоленных и за его проповеди. До
наших дней дошли многие творения
святителя. Известны направленные
против несториан два слова святите-
ля в похвалу Божией Матери, четыре
слова на Рождество Христово, пас-
хальные проповеди, а также слова,
излагающие Православное учение о
Боговоп лощении.
Рождество и Воскресение Хри-
стово? два величайших христиан-
ских праздника, которые, как подчер-
кивает святитель Прокл в своей пас-
хальной проповеди, составляют глу-
бокое духовное единство, являют чудо
Богооткровения и любви: «Своим
рождением Он (Богочеловек) утвер-
дил нашу веру в то, что Он есть
человек, а во втором случае Своею
властию над смертию доказал, что Он
есть Бог. А Агнец, вземляй грехи
мира (Ин. 1, 29), никогда не был бы
заклан, если бы Бог не восприял
образа раба и Создатель непостижи-
мым для нас образом не облекся в
естество Своего создания так, чтобы
плоть Его служила источником жиз-
ни, кровь?ценою искупления, дух?
печатию даров Духа Святаго». Важно
также свидетельство святителя Прок-
ла о древней Литургии апостола
Иакова, брата Господня, сохранивше-
еся в виде отрывка из недошедшего
до нас полностью сочинения. Всеоб-
щее уважение снискала деятельность
святаго патриарха по устройству
благочиния во всех церковных делах.