26
Месяц ноябрь
зом         как         Эммануила ? вопло-
тившегося и вочеловечившегося
Бога, Небесного Учителя и нового
Законодателя (Мф. 17, 5; Втор. 18,
15?18;
Деян. 3, 22?33), поэтому в
Евангелии подробно излагаются бесе-
ды Господа о нравственной жизни (гл.
5?7). Святой апостол Матфей писал
Евангелие для христиан из евреев, к
«погибшим овцам дома Нзраилева»
(Мф. 10, 6).Он убедительно доказыва-
ет, что Иисус Христос есть подлин-
ный Мессия,? «Тот, Который должен
придти» (Мф. 11, 3), и другого не
будет.
Начинается Евангелие родосло-
вием Иисуса Христа, показывающим,
что Он есть То обещанное «Семя»,
или Потомок, Который должен был
произойти от известных праотцев
избранного народа (Быт. 3, 15; 22, 18;
2 Цар. 7, 12?16).
Святой Евангелист Матфей при-
шествие и учение Спасителя постоян-
но согласует с пророчествами о Нем
Ветхого Завета, и показывает испол-
нение всех важнейших пророчеств о
Мессии: «Произошло.., да сбудется
реченное Господом через пророка...»
(1, 22; 2, 5, 6, 15, 17?18, 23; 3, 3; 4,
15?16; 5, 17?18; 8, 17; 11, 3?6, 10,
13, 17?18; 12, 17; 13, 14, 35; 21, 4; 26,
54). В противоположность мнению
иудеев о Мессии как Спасителе толь-
ко народа еврейского, Евангелист с
особенной силой указывает на языч-
ников, как равноправных членов
Царства Единого Бога, пришедшего
на землю спасти все человечество (4,
15?16, 24?25; 8, 11 ? 12).
Евангелист Матфей не следует
строго хронологической последова-
тельности, особенно в первой полови-
не Евангелия. Сразу же после пове-
ствования о Рождестве, Крещении и
искушении Спасителя он излагает
Нагорную проповедь, хотя она была
произнесена на втором году служения
Господа. Самой последовательностью
событий Евангелист Матфей откры-
вает их логическую связь с учением
Спасителя.
Евангелие от Матфея включает
также учение о Царстве Божием и
Церкви, о внутренней готовности
вхождения в это Царство (гл. 5?7), о
достоинстве служителей Царства Бо-
жия в мире (гл. 10?11), о признаках
Царства и его возрастании в душах
человеческих (гл. 13), о смирении и
простоте наследников Царства (18,
1?35; 19, 13?30; 20, 1 ? 16; 25?27;
23, 1?28); об эсхатологическом рас-
крытии грядущего Царства Божия во
Втором Пришествии Христовом и в
повседневной духовной жизни
Церкви (гл. 24?25); о тесной сопря-
женности Царства Небесного и
Церкви в духовном опыте христиан-
ства: Церковь есть историческое воп-
лощение Царства Небесного в мире, а
Царство Небесное есть Церковь Хри-
стова в ее эсхатологическом совер-
шенстве (16, 18?19; 28).
Многие подробности событий и
изречений Спасителя сохранены
только в Евангелии от Матфея, на-
пример, только в этом Евангелии
приводятся слова Господа об отноше-
нии Его учения к Ветхозаветному
Закону (5 гл.), об уклонении книж-
ников и фарисеев от смысла и духа
Ветхого Закона (23 гл.) и о судьбе
народа израильского?их ожесточе-
нии и отвержении (20, 1?16; 22,
1?14), откровение праведному Иоси-
фу о Боговоплощении (1, 18?25);
поклонение волхвов, бегство святого
семейства в Египет, избиение мла-
денцев в Вифлееме (2,1?12; 13?15;
16?18); призыв к труждающимся и
обремененным (11, 27?30); притча о
работавших в винограднике (20,
1?-16); свидетельство о землетрясе-
нии и Ангеле, отвалившем камень от
гроба Господня (28, 2?4), и другие.
Глубины Богопознания, запечат-
ленные в Евангелии от Матфея, были
открыты Господом не законнику, не
праведнику, а всеми презираемому
грешнику. Сама жизнь святого апо-
стола и Евангелиста Матфея свиде-
тельствует, что Господь «пришел
призвать не праведников, но грешни-
ков к покаянию» (9, 13).
Святой апостол Матфей, имену-
емый также Левием (Мк. 2, 14; Лк. 5,
27), брат апостола Иакова Алфеева
(Мк. 2, 14), был начальником мыта-
рей, сборщиков податей для Рима.
Мытари, собирая подати с соплемен-
ников, делали это с большой выгодой
для себя. Люди корыстолюбивые и
жестокие, они считались у иудеев
предателями, изменниками родины и
религии. Слово «мытарь» звучало для
иудеев так же, как «грешник» или
«идолопоклонник». Говорить со сбор-
щиком податей считалось грехом,
общаться с ним ? осквернением.