23-й день
265
честь Нерукотворенного Образа Спа-
сителя. Патриарх Иоаким (1674?
1690), узнав о святой жизни игумена
Митрофана, возвел его в 1675 году в
сан архимандрита знаменитого Ма-
риево-Унженского монастыря во имя
Живоначальной Троицы. Там попе-
чением нового настоятеля был соору-
жен храм в честь Благовещения
Пресвятой Богородицы.
На Московском Соборе 1681 ?
1682 годов в числе мер для борьбы с
расколом и в целях улучшения про-
свещения среди православных было
решено увеличить число епархий.
На новую Воронежскую кафедру
2 апреля 1682 г. был посвящен Патри-
архом Иоакимом и шестнадцатью
архипастырями святой Митрофан.
По прибытии в Воронеж Святитель,
прежде всего, учитывая трудность
времени и низкое нравственное состо-
яние духовенства и паствы, разослал
по епархии Окружное послание, в
котором призывал к исправлению.
«Честные иереи Бога Вышнего! ?
писал Святитель.? Вожди стада Хри-
стова! Вы должны иметь светлые
умные очи, просвещенные светом
разумения, чтобы вести других по
правому пути. По слову Господа, вы
должны быть самим светом: «вы есте
свет миру» (Мф. 5, 14)... Христос
Спаситель, вручая паству апостолу
Своему, трижды сказал ему: паси,
как бы внушая тем, что три есть
различные образа пасения: слово уче-
ния, молитва при пособии Святых
Тайн и пример жизни. Действуйте и
вы всеми тремя способами: подавайте
пример доброй жизни, учите людей
своих и молитесь о них, укрепляя их
Святыми Тайнами; наипаче же не-
верных просвещайте святым Креще-
нием, и согрешивших приводите к
покаянию. Будьте внимательны к
болящим, чтобы не отошли от сей
жизни без причащения Святых Тайн
и помазания святым елеем».
За время 20-летнего епископства
святителя Митрофана количество
храмов в епархии возросло с 182 до
239 и основано 2 монастыря.
Известно о большой дружбе свя-
тителя Митрофана Воронежского со
святителем Питиримом Тамбовским
(память 28 июля).
Они поддерживали переписку и
встречались для духовных бесед. Ис-
тория основания близ Тамбова Трегу-
ляевского Предтеченского монастыря
связана с дружбой святых архипасты-
рей.
Первый Воронежский Святитель
ревностно заботился о нуждах па-
ствы: искоренял нестроения и беспо-
рядки в обителях, утверждал в них
жизнь по иноческому уставу, утешал
всех без различия звания и состо-
яния, был покровителем вдов и сирот,
заступником обиженных. Его дом
служил гостиницей для странников и
лечебницей для больных. Молился он
о живых и об усопших христианах, а
особенно о воинах, павших за Отече-
ство.
Святитель Митрофан, как чело-
век высокого патриотизма, своим
авторитетом, пожертвованиями и мо-
литвами содействовал преобразова-
ниям Петра I, необходимость и цель
которых хорошо понимал. При по-
стройке флота в Воронеже Святитель
убеждал народ всемерно помогать
Петру, а сам отдавал все свои сред-
ства, сознавая, что они идут на благо
Родины. Это было очень важно, так
как многие считали устройство флота
делом бесполезным.
Высокий патриотизм святого
епископа соединялся в его душе с
твердой верой и строгостью право-
славных убеждений, ради которых он
не боялся навлечь на себя царский
гнев.
Хотя за ослушание царской воли
святителю грозила опала, но он отка-
зался идти во дворец к Петру I,
потому что там стояли статуи языче-
ских богов. Царь приказал убрать
статуи и с того времени проникся еще
большим уважением к святому.
Е. Поселянин описывает случай,
свидетельствующий о духовной связи
между святителем Митрофаном и
чтившим его Петром I уже после их
кончины. Однажды в Петропавлов-
ском соборе Петербурга увидели че-
ловека, усердно молившегося перед
гробницей Петра I. На вопрос, почему
он это делает, человек тот ответил,
что ему повелел молиться святитель
Митрофан. Однажды во сне святой
епископ явился ему и сказал: «Если
хочешь быть мне угодным, молись о
упокоении души императора Петра
Великого».
Скончался святитель Митрофан
23 ноября 1703 года, в глубокой
старости, приняв перед смертью схи-