|
|||
23-й день
|
265
|
||
|
|||
честь Нерукотворенного Образа Спа-
сителя. Патриарх Иоаким (1674? 1690), узнав о святой жизни игумена Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого Ма- риево-Унженского монастыря во имя Живоначальной Троицы. Там попе- чением нового настоятеля был соору- жен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. На Московском Соборе 1681 ?
1682 годов в числе мер для борьбы с расколом и в целях улучшения про- свещения среди православных было решено увеличить число епархий. На новую Воронежскую кафедру
2 апреля 1682 г. был посвящен Патри- архом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями святой Митрофан. По прибытии в Воронеж Святитель, прежде всего, учитывая трудность времени и низкое нравственное состо- яние духовенства и паствы, разослал по епархии Окружное послание, в котором призывал к исправлению. «Честные иереи Бога Вышнего! ? писал Святитель.? Вожди стада Хри- стова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самим светом: «вы есте свет миру» (Мф. 5, 14)... Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, как бы внушая тем, что три есть различные образа пасения: слово уче- ния, молитва при пособии Святых Тайн и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же не- верных просвещайте святым Креще- нием, и согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Тайн и помазания святым елеем». За время 20-летнего епископства
святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239 и основано 2 монастыря. Известно о большой дружбе свя-
тителя Митрофана Воронежского со святителем Питиримом Тамбовским (память 28 июля). Они поддерживали переписку и
встречались для духовных бесед. Ис- тория основания близ Тамбова Трегу- |
ляевского Предтеченского монастыря
связана с дружбой святых архипасты- рей. Первый Воронежский Святитель
ревностно заботился о нуждах па- ствы: искоренял нестроения и беспо- рядки в обителях, утверждал в них жизнь по иноческому уставу, утешал всех без различия звания и состо- яния, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился он о живых и об усопших христианах, а особенно о воинах, павших за Отече- ство. Святитель Митрофан, как чело-
век высокого патриотизма, своим авторитетом, пожертвованиями и мо- литвами содействовал преобразова- ниям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал. При по- стройке флота в Воронеже Святитель убеждал народ всемерно помогать Петру, а сам отдавал все свои сред- ства, сознавая, что они идут на благо Родины. Это было очень важно, так как многие считали устройство флота делом бесполезным. Высокий патриотизм святого
епископа соединялся в его душе с твердой верой и строгостью право- славных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Хотя за ослушание царской воли
святителю грозила опала, но он отка- зался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языче- ских богов. Царь приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святому. Е. Поселянин описывает случай,
свидетельствующий о духовной связи между святителем Митрофаном и чтившим его Петром I уже после их кончины. Однажды в Петропавлов- ском соборе Петербурга увидели че- ловека, усердно молившегося перед гробницей Петра I. На вопрос, почему он это делает, человек тот ответил, что ему повелел молиться святитель Митрофан. Однажды во сне святой епископ явился ему и сказал: «Если хочешь быть мне угодным, молись о упокоении души императора Петра Великого». Скончался святитель Митрофан
23 ноября 1703 года, в глубокой старости, приняв перед смертью схи- |
||
|
|||