25-й день
345
устройством. Об этом послании гово-
рят такие отцы Церкви, как Дио-
нисий, епископ Коринфский (II),
епископ Ириней Лионский (II), Кли-
мент Александрийский (III), Евсевий
Кесарийский (IV).
Память святителя Климента
Римского издревле чтится в России, в
честь его освящены многие храмы.
В Десятинном храме Киева, по-
строенном равноапостольным князем
Владимиром, где хранилась частица
мощей священномученика Климен-
та, один древнерусский проповедник,
обращаясь к священномученику, взы-
вал: «Тобою Рустии князии хвалятся,
святители ликуют, иереи веселятся,
мнихи радуются, людие добродуше-
ствуют, приходяще теплою верою к
твоим христоносным костем святыню
лочерпающе...».
В службе святителю Клименту,
написанной известным творцом ка-
нонов митрополитом Никейским Фе-
офаном (1"845), святитель прославля-
ется как ученик апостола Петра.
В похвале святому Клименту
Римскому, находящейся в Четий Ми-
нее митрополита Московского Мака-
рия (+1563), говорится: «Се бо блажен-
ный Климент не яко светильник, яко
град явися, но яко незаходящее
солнце возсия во всю вселенную, всего
мира озаряя благодатию Божиею».
Священномученик Петр, ар-
хиепископ
Александрийский, ро-
дился в Александрии в семье прото-
пресвитера Феодосия и Софии. У
благочестивых супругов долго не бы-
ло детей. Господь послал им сына по
горячей молитве Софии к Первовер-
ховным Апостолам в день их памяти.
Младенцу дали имя в честь апостола
Петра. Именно поэтому священному-
ченик Петр называется в службе
«соименным Верховному и соприча-
стником его дел».
Вся жизнь святителя Петра была
отдана Церкви. Еще в отрочестве он
знал на память все Священное Писа-
ние, изучением которого продолжал
постоянно заниматься. За свою под-
вижническую жизнь святой Петр был
прославлен от Господа даром чудо-
творений еще при жизни. Историк
Церкви Евсевий Памфил (+340)
позднее свидетельствовал, что святи-
тель «был красою епископов, как по
доблестям своей жизни, так и по
своим занятиям в Священном Писа-
нии».
Перед кончиной Александрий-
скому архиепископу Феону явился
Господь и указал, что его преемником
на кафедре апостола Марка будет
святой Петр. Избрание на кафедру
александрийских святителей святого
Петра произошло в 300 году. Вскоре
он вынужден был, для блага Церкви,
покинуть свой родной город из-за
гонения императора Диоклитиана.
Святитель Петр утешал свою
паству посланиями, и духом всегда
пребывал с ней. По возвращении на
кафедру святой написал покаянные
правила, предоставляя возможность
отпадшим во время гонения возвра-
титься в Церковь. Одновременно он
умиротворил свою Церковь от раско-
ла, возникшего в ней по вине Мели-
тия, епископа Ликопольского. В то
трудное время начал сеять плевелы
лжеучения пресвитер Арий. Святой
Петр выступил против него, проклял
еретика и отлучил от Церкви.
Под мудрым о кормлением свято-
го Петра Александрийская Церковь,
несмотря на гонения, крепла и умно-
жалась.
В 311 году по приказанию Мак-
симина святитель Петр был схвачен
и заключен в темницу. Отлученный
им Арий, видя близкую кончину
святого, предпринял в это время
лицемерную попытку вернуться в
лоно Церкви. Пресвитерам, пришед-
шим просить о помиловании Ария,
святитель Петр открыл тайну, что не
сам отлучил его, но по воле Спасите-
ля, Который явился ему в образе
двенадцатилетнего отрока, в разор-
ванной сорочке, с лицом сияющим,
как солнце. На вопрос Святителя
«Кто Тебе, Спасе, ризу раздрал?»
Спаситель сказал: «Арий безумный
раздрал Мне ее, ибо разделил людей
Моих, которых Я стяжал кровию
Моею, не принимай его в общение
церковное, ибо лукавое и враждебное
замыслил он на Меня и на людей
Моих. Тебя хотят просить, чтобы ты
простил ему, но ты не слушай их, не
принимай в стадо волка».
К месту заключения архипасты-
ря собралось множество благочести-
вых христиан. Однако, не желая
подвергать народ какой-либо опасно-
сти и во избежание столкновения с
присланным войском, святитель Петр