|
|||
25-й день
|
345
|
||
|
|||
устройством. Об этом послании гово-
рят такие отцы Церкви, как Дио- нисий, епископ Коринфский (II), епископ Ириней Лионский (II), Кли- мент Александрийский (III), Евсевий Кесарийский (IV). Память святителя Климента
Римского издревле чтится в России, в честь его освящены многие храмы. В Десятинном храме Киева, по-
строенном равноапостольным князем Владимиром, где хранилась частица мощей священномученика Климен- та, один древнерусский проповедник, обращаясь к священномученику, взы- вал: «Тобою Рустии князии хвалятся, святители ликуют, иереи веселятся, мнихи радуются, людие добродуше- ствуют, приходяще теплою верою к твоим христоносным костем святыню лочерпающе...». В службе святителю Клименту,
написанной известным творцом ка- нонов митрополитом Никейским Фе- офаном (1"845), святитель прославля- ется как ученик апостола Петра. В похвале святому Клименту
Римскому, находящейся в Четий Ми- нее митрополита Московского Мака- рия (+1563), говорится: «Се бо блажен- ный Климент не яко светильник, яко град явися, но яко незаходящее солнце возсия во всю вселенную, всего мира озаряя благодатию Божиею». Священномученик Петр, ар-
хиепископ Александрийский, ро- дился в Александрии в семье прото- пресвитера Феодосия и Софии. У благочестивых супругов долго не бы- ло детей. Господь послал им сына по горячей молитве Софии к Первовер- ховным Апостолам в день их памяти. Младенцу дали имя в честь апостола Петра. Именно поэтому священному- ченик Петр называется в службе «соименным Верховному и соприча- стником его дел». Вся жизнь святителя Петра была
отдана Церкви. Еще в отрочестве он знал на память все Священное Писа- ние, изучением которого продолжал постоянно заниматься. За свою под- вижническую жизнь святой Петр был прославлен от Господа даром чудо- творений еще при жизни. Историк Церкви Евсевий Памфил (+340) позднее свидетельствовал, что святи- тель «был красою епископов, как по доблестям своей жизни, так и по |
своим занятиям в Священном Писа-
нии». Перед кончиной Александрий-
скому архиепископу Феону явился Господь и указал, что его преемником на кафедре апостола Марка будет святой Петр. Избрание на кафедру александрийских святителей святого Петра произошло в 300 году. Вскоре он вынужден был, для блага Церкви, покинуть свой родной город из-за гонения императора Диоклитиана. Святитель Петр утешал свою
паству посланиями, и духом всегда пребывал с ней. По возвращении на кафедру святой написал покаянные правила, предоставляя возможность отпадшим во время гонения возвра- титься в Церковь. Одновременно он умиротворил свою Церковь от раско- ла, возникшего в ней по вине Мели- тия, епископа Ликопольского. В то трудное время начал сеять плевелы лжеучения пресвитер Арий. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил от Церкви. Под мудрым о кормлением свято-
го Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла и умно- жалась. В 311 году по приказанию Мак-
симина святитель Петр был схвачен и заключен в темницу. Отлученный им Арий, видя близкую кончину святого, предпринял в это время лицемерную попытку вернуться в лоно Церкви. Пресвитерам, пришед- шим просить о помиловании Ария, святитель Петр открыл тайну, что не сам отлучил его, но по воле Спасите- ля, Который явился ему в образе двенадцатилетнего отрока, в разор- ванной сорочке, с лицом сияющим, как солнце. На вопрос Святителя «Кто Тебе, Спасе, ризу раздрал?» Спаситель сказал: «Арий безумный раздрал Мне ее, ибо разделил людей Моих, которых Я стяжал кровию Моею, не принимай его в общение церковное, ибо лукавое и враждебное замыслил он на Меня и на людей Моих. Тебя хотят просить, чтобы ты простил ему, но ты не слушай их, не принимай в стадо волка». К месту заключения архипасты-
ря собралось множество благочести- вых христиан. Однако, не желая подвергать народ какой-либо опасно- сти и во избежание столкновения с присланным войском, святитель Петр |
||
|
|||