388
Месяц ноябрь
ждать того, чего не ведаю, или воз-
вратиться назад? И чем? ? Без указа
подвод не дадут. И куда? ? Понеже
лисы язвины имеют для отдыха, я же
по сие время не имам, где главы
приклонити. Скитаюся бо со двора на
двор и из дома в дом преходящи».
Не получая жалованья, Святи-
тель и его спутники питались пода-
яниями русских купцов. Единствен-
ной отрадой для святого Иннокентия
были Богослужения в Селенгинском
соборе и в храме Троицкого Селенгин-
ского монастыря. Несмотря на тяго-
стные условия жизни, Святитель ни-
когда не оставался в праздности:
писал иконы, проповедовал Слово
Божие жившим вокруг бурятам и
монголам и просвещал их святым
Крещением.
В феврале 1725 года из Синода
пришел указ, повелевавший Святи-
телю выехать из Селенгинска в Ир-
кутск, где архипастырь поселился в
Вознесенском монастыре. В августе
1727 года Святитель получил указ о
назначении его правящим епископом
новой Иркутской епархии. Обшир-
ность и малонаселенность епархии,
большое количество различных на-
родностей (бурятов, монголов, якутов
и др.), не просвещенных Христовой
верой, бездорожье и бедность ? все
это делало архипастырский труд свя-
тителя Иннокентия тяжелым и жизнь
его полной лишений. По странному
недосмотру Сената он подолгу не
получал жалования и терпел край-
ний недостаток в средствах. В этих
трудных условиях на скудные сред-
ства Вознесенского монастыря содер-
жалась монголо-русская школа. Неу-
станные заботы святителя были обра-
щены на подбор достойных учителей,
обеспечение учеников нужными кни-
гами, одеждой, продовольствием.
Святитель неутомимо трудился
над устройством епархии, укреплени-
ем ее духовной жизни, о чем свиде-
тельствуют его многочисленные про-
поведи, пастырские послания, ин-
струкции и предписания. Множество
народа стекалось, чтобы послушать
поучения Святителя. Многие записы-
вали их. «Любимцы! Не будьте не-
верны словом и житием, словом испо-
ведуйте, яко воистину воскресе Гос-
подь, и житием будете верны в творе-
нии добрых дел, подаянием милости
и хранением любви. И аще кто
сотворит любовь, той нищия да одева-
ет, а не суетне плоть свою украшает,
якоже мы ныне творим: красимся
ризами; что какова праздника ждем,
то готовим себе кафтаны хорошие, а
лучше бы нам готовиться к праздни-
кам с добрыми делами»,? учил Свя-
титель.
«Послушайте, возлюбленные,?
говорил Святитель в другом поуче-
нии,? се Христос Господь и Мария
Мати Его, Свята сущи, изволиста со
грешники вчинитися (поскольку
Пресвятая Дева исполнила закон,
относящийся к грешным новорожден-
ным младенцам, и принесла в жертву
два птенца голубиных). Также и нам,
братие, учитися, еже очищати души
наши святым покаянием и ходити на
молитву в дом Божий, и приносити
потребная. Приносите ов свещи, а ин
просфоры, а кто сего не имеет, тот
приходи в церковь на молитву с
сокрушенною жертвою сердца, со сле-
зами покаяния. Прежде всего, бойся
Бога, люби Его всею душею и сердцем
и помышлением, а Пречистую Бого-
матерь и всех святых почитайте, а в
церковь Божию безленостно приходи-
те к вечерне, и заутрене, и обедне к
началу, и слушайте Божественнаго
пения со вниманием в молчании; а из
церкви до отпуста не выходите.»
В 1728 году весной в Прибай-
калье началась засуха. Епархии гро-
зил голод от недорода хлеба, начав-
шегося еще в 1727 году. По благосло-
вению Святителя, с мая в церквах
Иркутска и Иркутской десятины к
каждой Литургии стали присоеди-
нять молебен о прекращении засухи,
по субботам пели акафист Божией
Матери, а в воскресные дни служили
соборный молебен. «Моления,-?
говорил Святитель,? должны окон-
читься в Ильин день», 20 июля в
Иркутске разразилась буря с таким
сильным дождем, что по улицам
города стояла вода по колено,?
засуха прекратилась.
Трудами святителя Иннокентия
было начато строительство в Возне-
сенской обители каменного храма
взамен деревянного, расширены гра-
ницы епархии, включившей не толь-
ко Селенгинский, но еще Якутский и
Илимский округи. В епархии Святи-
теля насчитывалось 33 церкви и.4
монастыря. Будучи строгим ревните-
лем благочестия, святитель Иннокен-