|
|||
488
|
Месяц ноябрь
|
||
|
|||
НА ЛИТУРГИИ
Блаженны Октоиха на 4 и святаго песнь 3-я, на
4. Прокимен, глас 8: Восхвалятея преподобнии во славе,/ и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову. Апостол к Тимо- фею, зачало 291. Аллилуйя, глас 8: Блажен муж, бояйся Господа. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Матфея, зачало 37. Причастен: В память вечную: |
|||
|
|||
Святой преподобномученик и
исповедник Стефан Новый родил- ся в 715 году в Константинополе в благочестивой христианской семье. Родители его, имея двух дочерей, молили Господа о рождении сына. Новорожденного Стефана мать Анна принесла во Влахернский храм во имя Пресвятой Богородицы и посвя- тила Богу. В то время император Лев Исавр
(716?741) начал гонение на святые иконы и на их почитателей. Сторон- ники иконоборческой ереси при под- держке царя захватили главенству- ющие позиции в империи и Церкви. Гонимое иконоборцами Православие сохранялось в отдаленных от столицы монастырях, в уединенных келлиях и в сердцах мужественных и верных своих последователей. Православные родители святого Стефана, тяготясь окружающим нечестием, удалились из Константинополя в Вифинию, а своего шестнадцатилетнего сына от- дали в послушание блаженному Иоанну, подвизавшемуся в уединен- ном месте на горе святого Авксентия. Более 15 лет пробыл святой Стефан у блаженного Иоанна, целиком предав свою волю этому духоносному старцу, обучаясь у него иноческому деланию. Здесь же Стефан получил известие о том, что умер его отец, а мать и сестры приняли монашеский постриг. Через некоторое время скончался
и наставник святого, блаженный Иоанн. С глубокой печалью Стефан предал погребению его честное тело, а сам продолжал иноческий подвиг в его пещере. Вскоре к подвижнику стали приходить иноки, желавшие учиться у него добродетельной и спасительной жизни, постепенно об- разовался монастырь, игуменом кото- рого стал святой Стефан. В сорока- |
двухлетнем возрасте игумен Стефан
покинул созданную им обитель и ушел на другую гору, на вершине которой, в уединенной келлии, пре- бывал в глубоком затворе. Однако и здесь вскоре создалась община ино- ков, ищущих духовного наставниче- ства святого Стефана. Льва Исавра на императорском
престоле сменил Константин Копро- ним (741?775), еще более яростный гонитель православного благочестия и ревностный иконоборец. Император созвал иконоборческий собор, на кото- ром присутствовали 358 епископов из восточных провинций. Однако, кроме архиепископа Константинопольского Константина, незаконно возведенно- го на церковный престол властью Копронима, ни один из патриархов не захотел участвовать в злочести- вых деяниях этого собора, который тем не менее именовал себя вселен- ским. Собор еретиков, по предложе- нию царя и архиепископа, объявил иконы идолами, предал анафеме всех, православно поклоняющихся им, объявил иконопочитание ересью. Между тем, обитель святого Сте-
фана и ее игумен стали известны в столице. Императору рассказывали о подвижнической жизни иноков, об их православном благочестии, о даре чудотворений игумена Стефана, о том, что молва о святом Стефане распространилась далеко за пределы монастыря, а имя настоятеля окруже- но всеобщим почетом и любовью. Императора особенно разгневало от- крытое поощрение иконопочитания и порицание гонителей Православия в обители святого Стефана. Архиепи- скоп Константин понял, что в лице игумена Стефана имеет сильного и непримиримого противника его ико- ноборческим устремлениям, и упот- |
||
|
|||