488
Месяц ноябрь
НА ЛИТУРГИИ
Блаженны Октоиха на 4 и святаго песнь 3-я, на
4. Прокимен, глас 8: Восхвалятея преподобнии во
славе,/ и возрадуются на ложах своих.
Стих:
Воспойте Господеви песнь нову. Апостол к Тимо-
фею, зачало
291. Аллилуйя, глас 8: Блажен муж,
бояйся Господа.
Стих: Сильно на земли будет семя
его.
Евангелие от Матфея, зачало 37. Причастен: В
память вечную:
Святой преподобномученик и
исповедник Стефан Новый родил-
ся в 715 году в Константинополе в
благочестивой христианской семье.
Родители его, имея двух дочерей,
молили Господа о рождении сына.
Новорожденного Стефана мать Анна
принесла во Влахернский храм во
имя Пресвятой Богородицы и посвя-
тила Богу.
В то время император Лев Исавр
(716?741) начал гонение на святые
иконы и на их почитателей. Сторон-
ники иконоборческой ереси при под-
держке царя захватили главенству-
ющие позиции в империи и Церкви.
Гонимое иконоборцами Православие
сохранялось в отдаленных от столицы
монастырях, в уединенных келлиях и
в сердцах мужественных и верных
своих последователей. Православные
родители святого Стефана, тяготясь
окружающим нечестием, удалились
из Константинополя в Вифинию, а
своего шестнадцатилетнего сына от-
дали в послушание блаженному
Иоанну, подвизавшемуся в уединен-
ном месте на горе святого Авксентия.
Более 15 лет пробыл святой Стефан у
блаженного Иоанна, целиком предав
свою волю этому духоносному старцу,
обучаясь у него иноческому деланию.
Здесь же Стефан получил известие о
том, что умер его отец, а мать и
сестры приняли монашеский постриг.
Через некоторое время скончался
и наставник святого, блаженный
Иоанн. С глубокой печалью Стефан
предал погребению его честное тело, а
сам продолжал иноческий подвиг в
его пещере. Вскоре к подвижнику
стали приходить иноки, желавшие
учиться у него добродетельной и
спасительной жизни, постепенно об-
разовался монастырь, игуменом кото-
рого стал святой Стефан. В сорока-
двухлетнем возрасте игумен Стефан
покинул созданную им обитель и
ушел на другую гору, на вершине
которой, в уединенной келлии, пре-
бывал в глубоком затворе. Однако и
здесь вскоре создалась община ино-
ков, ищущих духовного наставниче-
ства святого Стефана.
Льва Исавра на императорском
престоле сменил Константин Копро-
ним (741?775), еще более яростный
гонитель православного благочестия
и ревностный иконоборец. Император
созвал иконоборческий собор, на кото-
ром присутствовали 358 епископов из
восточных провинций. Однако, кроме
архиепископа Константинопольского
Константина, незаконно возведенно-
го на церковный престол властью
Копронима, ни один из патриархов
не захотел участвовать в злочести-
вых деяниях этого собора, который
тем не менее именовал себя вселен-
ским. Собор еретиков, по предложе-
нию царя и архиепископа, объявил
иконы идолами, предал анафеме
всех, православно поклоняющихся
им, объявил иконопочитание ересью.
Между тем, обитель святого Сте-
фана и ее игумен стали известны в
столице. Императору рассказывали о
подвижнической жизни иноков, об их
православном благочестии, о даре
чудотворений игумена Стефана, о
том, что молва о святом Стефане
распространилась далеко за пределы
монастыря, а имя настоятеля окруже-
но всеобщим почетом и любовью.
Императора особенно разгневало от-
крытое поощрение иконопочитания и
порицание гонителей Православия в
обители святого Стефана. Архиепи-
скоп Константин понял, что в лице
игумена Стефана имеет сильного и
непримиримого противника его ико-
ноборческим устремлениям, и упот-