50
Месяц ноябрь
емая и неотчуждаемая. Итак, в Тро-
ице нет ничего сотворенного, или
служебного, или привнесенного, как
бы прежде не бывшего, а впослед-
ствии привзошедшего. Итак, ни в чем
у Сына не было недостатка пред
Отцем и у Святого Духа пред Сыном,
но непременна и неизменна есть
всегда та же Троица».
Символ веры, записанный святи-
телем Григорием Неокесарийским,?
великое Божественное откровение в
истории Церкви. На нем основано
учение о Святой Троице в Православ-
ном Богословии. В последующем оно
было раскрыто святыми отцами Васи-
лием Великим, Григорием Богосло-
вом, Григорием Нисским. Пятый Все-
ленский Собор (553 г.) одобрил этот
Символ, считая значение его непре-
ходящим для Православия.
Чудесным было вступление свя-
того епископа в Неокесарию, пребы-
вавшую во тьме идолопоклонства, где
было только 17 христиан. Еще по
дороге из Амасии святитель изгнал
бесов из языческого храма. Жрец
капища, став свидетелем еще одного
чуда ? по молитве святителя Григо-
рия громадный камень сдвинулся и
переместился на указанное место,?
обратился ко Христу и оповестил
неокесарийцев о чудесах святителя.
И языческий город вышел навстречу
святому Григорию, почтив его и тем
предзнаменуя свое обращение ко
Христу.
Множества людей, целыми семь-
ями, собирались вокруг святителя
слушать его учение и становились
свидетелями дивных знамений и от-
кровений.
Святитель изгонял бесов, исцелял
всякий недуг, предсказал и остановил
страшную моровую язву, поразившую
горожан за нечестие; иссушил озеро,
явившееся причиной раздора родных
братьев (чтобы «не иссякла братняя
любовь»); остановил разлив реки Ли-
кос, затоплявшей селения, поля и
сады; передвинул гору, чтобы освобо-
дить место для строительства храма.
Жители города Команы, услы-
шав о чудесах святителя, просили его
поставить им достойного епископа.
Через несколько дней святитель Гри-
горий к удивлению всех избрал уголь-
щика Александра, оказавшегося пои-
стине сокровенным сокровищем. Свя-
титель Александр (память 12 августа)
был украшением Церкви и увенчал
свое достойное служение мучениче-
ской кончиной.
Когда началось гонение на хри-
стиан при императоре Декии (249?
251), святитель Григорий увел свою
паству на отдаленную гору. Один
язычник, знавший местопребывание
христиан, указал его гонителям. Во-
ины окружили гору. Святитель вы-
шел на открытое место, поднял руки к
небу, и, повелев своему диакону
поступить так же, начал молиться.
Воины обыскали всю гору, прошли
несколько раз мимо молящихся и, не
увидев их, вернулись назад. Они
рассказали в городе, что на этой горе
спрятаться негде: там никого нет,
стоят лишь два дерева недалеко друг
от друга. Доносчик был потрясен
чудом, раскаялся и стал ревностным
христианином.
Святителю Григорию было дано
духом видеть кончину мученика Тро-
адия (память 2 марта) в Неокесарии,
о чем он сообщил скрывавшемуся с
ним диакону. Диакон, желая убедить-
ся в этом, решил отправиться в город.
В пути диакон подвергся нападению
бесов и смог добраться до города
только благодаря молитвенному за-
ступничеству святителя. Об этом ему
было явно засвидетельствовано по-
бежденным врагом. Убедившись в
истинности видения святителя Григо-
рия, диакон благополучно вернулся.
После прекращения гонений свя-
титель Григорий пришел в Неокеса-
рию. По его благословению были
установлены церковные праздники в
честь мучеников, пострадавших за
Христа.
На закате дней своих святитель
Григорий вместе с братом ?
святителем Афинодором, епископом
Понта, присутствовал на Антиохий-
ском Соборе (264 г.), осудившем ересь
Павла Самосатского. На Соборе свя-
титель Григорий занимал первен-
ствующее место.
При блаженной кончине своей
(т ок. 266?270) святитель Григорий
спросил, сколько еще неверующих
осталось в Неокесарии. Ему ответили:
семнадцать человек. «Когда я при-
шел на епископство, я столько же
нашел христиан,? промолвил святи-
тель,? ныне же весь город Христов».
С этими словами святой угодник
Божий предал душу свою Господу.