17-и день
67
слушание Духоносного
Сергия он принимал с
верой и исполнял без
промедления. Предвидя
особую благодать в лю-
бимом ученике, Препо-
добный Сергий повелел
ему пребывать с собой в
одной келлии. Желая
видеть в подвижнике со-
участника духовного де-
лания, авва Сергий с
любовью поучал его
добродетели и разъяс-
нял сущность духовной
жизни. Видя духовную
зрелость и опытность
ученика, строгий игу-
мен поставил преподоб-
ного Никона сначала на
должность помощника
настоятеля, а за шесть
месяцев до своего пре-
ставления, перед удале-
нием для безмолвия в
затвор, назначил его
своим преемником. Пос-
ле блаженной кончины
любимого учителя (1"25
сентября 1392) препо-
добный Никон с лю-
бовью поддерживал все,
что было установлено
преподобным Сергием.
По обычаю он обходил
все монастырские .служ-
бы, никогда не оставляя
общих дел, трудился наравне с бра-
тией, о которой постоянно заботился, и
отечески, с любовью поучал всех не
ослабевать в молитве, но подвизаться
каждому по мере сил. Если он видел
их преуспевание в духовном делании,
то радовался о своих чадах, а когда
замечал нерадение о спасении, то
скорбел и обращался к виновным с
напоминанием об иноческих обетах:
«Попекитесь, братия, о своем спасе-
нии, ведь мы отверглись мира ради
заповеди Божией, поэтому следует
нам, посвятившим себя Богу, внимать
одной только Его воле, чтобы не
лишиться вечного спасения». Подоб-
ные наставления получали и много-
численные миряне, приходившие к
благодатному игумену из различных
городов и селений. Но бремя насто-
ятельства тяготило преподобного Ни-
кона. Вспоминая свою безмолвную
жизнь сначала в Серпуховском Вы-
соцком монастыре, а затем совме-
стные подвиги с Преподобным Серги-
ем, он оставил настоятельство и уеди-
нился в особую келлию. Шесть лет
обителью руководил вновь избранный
игумен преподобный Савва Сторо-
жевский (1"1407, память 3 декабря).
Однако в 1400 году преподобный
Савва основал свой монастырь под
Звенигородом, и братия умолила пре-
подобного Никона снова принять на-
стоятельство. Богоносный старец сог-
ласился, но назначил себе на каждый
день известное время для безмолвия,
чтобы наедине предстоять Богу.
В 1408 году на Русскую землю
обрушилось нашествие татарского ха-
на Едигея. В то тяжелое время
преподобный Никон усердно молился
Богу о сохранении обители. В тонком
сне ему явились святители
Московские Петр (1"1326, память 21
декабря) и Алексий (Л378; память 12