42
Месяц октябрь
зри Типикон не предусматривает отправления службы двум
бденным или полиелейным святым, и в нем нет уставной
главы,
которая излагала бы соединение таких служб. В
старинных
же русских монастырских обиходниках и в собор-
ных чиновниках (местные
уставы) встречается указание на
соединение служб Пресвятой Богородице и полиелейному свя-
тому. Ниже
приводится такое указание из Чиновника Новго-
родского Софийского собора XVI
века, изданного проф.
А. И. Голубцовым (служба Покрову Пресвятой Богородицы
и
преподобному Савве
Вишерскому, который относился в Новго-
роде
к полиелейным святым). Этим уставным указанием
рекомендуется пользоваться и
при соединении службы святите-
лю Григорию Богослову и Божией Матери в честь Ее иконы
«Утоли моя7 печали»
(25 января); святителю Алексию, Москов-
скому и всея России чудотворцу, и Божией Матери в честь
Ее
Иверской иконы (12 февраля) и в других подобных случаях:
На вечерне на Господи воззвах: стихиры на 8; Богороди-
цы 4 и преподобнаго 4, Слава: святаго, И ныне: Богородицы.
Вход, прокимен дня, чтения 2 Богородицы, а святаго едино. На
литии стихиры Богородицы и святаго стиховные стихиры,
Слава: святаго, И ныне: Богородицы. На стиховне стихиры
Богородицы со стихи их, Слава: святаго, И ныне: Богородицы.
На утрени на Бог Господь: тропарь Богородицы (дважды),
Слава:
святаго, И ныне: Богородицы. По 1-й кафизме седален
Богородицы, Слава и ныне: тойже. По 2-й /кафизме седальны
оба святаго, Слава и ныне: Богородицы. Величания два ?
Богородицы и святаго. По величании и ектений седален
святаго и по степенне прокимен и Евангелие Богородицы. По
50-м псалме Слава: Молитвами преподобнаго: И ныне:
Молитвами Богородицы: стихира Богородицы. Каноны Бого-
родицы со
ирмосом на 8 и святаго на 6. По 3-й песни кондак,
икос и седален святаго. Слава и ныне: Богородицы. По 6-й
песни кондак и икос Богородицы. На хвалитех стихиры на 6;
Богородицы 3 и святаго 3, Слава: святаго: И ныне, Богороди-
цы.
В данной уставной главе не указан порядок пения тропарей
на благословении хлебов, а также после великого славословия,
на часах и по входе, очевидно потому, что в этих случаях
имеются в виду общие для всех праздников правила: а)
тропарь Богородицы, который идет первым на Бог Господь: и
поется дважды,? дважды поется и на благословении хлебов; в
третий раз?тропарь святого; б) по великом славословии
тропарь святого, Слава, и ныне: Богородицы (как заменяющий
собою Богородичен); в) на всех часах тропарь Богородицы,
Слава: святого, И ныне: Богородичен часа, кондаки же попере-
менно; г)
по входе тропарь Богородицы и святого, Слава:
кондак святого, И ныне: Богородицы.
(Богослужебные указания для священно-церковнослужителей на 1957 год. Издание
Московской Патриархии, М., 1956, с. 30?31).