|
|||
868
|
Месяц октябрь
|
||
|
|||
суда Афин. Свое название Ареопаг
получил от места, где проходили его заседания: «холма Арея» ('Ареюс; яауос;). Ареопаг наблюдал за исполне- нием древних законов, воспитанием юношества и чистотой религиозной жизни. Звание члена Ареопага было пожизненным. Во время своего второго миссионер-
ского путешествия, проходившего с осени 49 года по осень 52 года, свя- той апостол Павел посетил Афины, благовествуя о Христе Воскресшем. Его проповедь в городе, известном своей высокой духовной культурой и философскими традициями, вызва- ла большой интерес. С целью подроб- ного разъяснения нового учения, апостол был приглашен в Ареопаг (Деян. 17,19), где его слова, несмотря на скептическое отношение со сторо- ны многих представителей стоической и эпикурейской философии, произ- вели огромное впечатление на ряд образованных афинян, в том числе и на Дионисия Ареопагита(Деян. 17, 34). После принятия Крещения Дио-
нисий Ареопагит находился в непо- средственной близости с апостолом Павлом, введшим его в глубины христианской мудрости, которую он проповедовал «между совершенны- ми... премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 6-7). Основы этого учения были впоследствии изложены Диони- сием Ареопагитом в ряде творений, из которых до нас дошли: «О Небес- ной Иерархии», «О Церковной Иерар- хии», «Об Именах Божественных», «О мистическом Богословии» и де- сять писем. Сохранилось упоминание еще о семи утраченных произведени- ях: «О душе», «О свойствах и чинах Ангельских», «Богословскиеочерки», «Символическое Богословие», «О ду- ховном и чувственном», «Божест- венные гимны», «О праведном суде Божием». Согласно Церковному преданию,
Дионисий Ареопагит, рукоположен- Преподобный Дионисии, затворник
Печерский, по прозванию Щепа, имел сан пресвитера. В 1463 году во время пасхальной утрени Дионисий обходил с каждением мощи святых угодников в Антониевой пещере. Когда препо- |
ный святым апостолом Павлом во
епископа Афин, присутствовал при погребении Богоматери, о чем он упоминает в третьей главе своей книги «Об Именах Божественных». На православных иконах «Успения
Пресвятой Богородицы» святитель Дионисий изображается стоящим у изголовья Пресвятой Девы. В конце 60-х годов I века великий
богослов посещает Рим для свида- ния с первоверховными апостолами Петром и Павлом, схваченными, а затем и казненными императором Нероном. Сам святитель Дионисий претерпел мученическую смерть за свои христианские убеждения при императоре Домициане в 96 году. Его творения получили широкое
распространение с 30-х годов VI века. Особую известность они приобрели благодаря схолиям Иоанна Скифо- польского и преподобного Максима Исповедника. Сочинения священно- мученика Дионисия Ареопагита яви- лись священным авторитетом для византийских богословов, что под- тверждено многочисленными свиде- тельствами Леонтия Византийского, преподобных Анастасия Синаита, Иоанна Дамаскина, Феодора Студи- та, Симеона Нового Богослова и Гри- гория Паламы. Огромно влияние святого Дионисия Ареопагита и на развитие православного искусства, благодаря раскрытой им сущности христианской символики. Древнейшее описание жития и
мученической кончины святого Дио- нисия Ареопагита составлено, по сви- детельству Церковного предания, равноапостольным Мефодием Кон- стантинопольским в IX веке. Самый ранний из дошедших до нас визан- тийских иконописных подлинников (в отрывке «Из древностей церков- ной истории Ульпия Римлянина о наружном виде Богоносных отцов»), датируемый 993 годом, передает опи- сание внешности святителя Дионисия, в течение столетий хранимое в благо- говейной памяти Церкви Христовой. добный воскликнул: «Святые отцы и
братие! Христос воскресе!», как гром, прозвучал ответ от святых мощей: « Во- истину воскресе!» С того дня преподоб- ный Дионисий ушел в затвор и после многих трудов отошел ко Господу. |
||
|
|||