868
Месяц октябрь
суда Афин. Свое название Ареопаг
получил от места, где проходили его
заседания: «холма Арея» ('Ареюс;
яауос;). Ареопаг наблюдал за исполне-
нием древних законов, воспитанием
юношества и чистотой религиозной
жизни. Звание члена Ареопага было
пожизненным.
Во время своего второго миссионер-
ского путешествия, проходившего с
осени 49 года по осень 52 года, свя-
той апостол Павел посетил Афины,
благовествуя о Христе Воскресшем.
Его проповедь в городе, известном
своей высокой духовной культурой и
философскими традициями, вызва-
ла большой интерес. С целью подроб-
ного разъяснения нового учения,
апостол был приглашен в Ареопаг
(Деян. 17,19), где его слова, несмотря
на скептическое отношение со сторо-
ны многих представителей стоической
и эпикурейской философии, произ-
вели огромное впечатление на ряд
образованных афинян, в том числе и на
Дионисия Ареопагита(Деян. 17, 34).
После принятия Крещения Дио-
нисий Ареопагит находился в непо-
средственной близости с апостолом
Павлом, введшим его в глубины
христианской мудрости, которую он
проповедовал «между совершенны-
ми... премудрость Божию, тайную,
сокровенную, которую предназначил
Бог прежде веков к славе нашей»
(1 Кор. 2, 6-7). Основы этого учения
были впоследствии изложены Диони-
сием Ареопагитом в ряде творений,
из которых до нас дошли: «О Небес-
ной Иерархии», «О Церковной Иерар-
хии», «Об Именах Божественных»,
«О мистическом Богословии» и де-
сять писем. Сохранилось упоминание
еще о семи утраченных произведени-
ях: «О душе», «О свойствах и чинах
Ангельских», «Богословскиеочерки»,
«Символическое Богословие», «О ду-
ховном и чувственном», «Божест-
венные гимны», «О праведном суде
Божием».
Согласно Церковному преданию,
Дионисий Ареопагит, рукоположен-
Преподобный Дионисии, затворник
Печерский, по прозванию Щепа, имел
сан пресвитера. В 1463 году во время
пасхальной утрени Дионисий обходил
с каждением мощи святых угодников
в Антониевой пещере. Когда препо-
ный святым апостолом Павлом во
епископа Афин, присутствовал при
погребении Богоматери, о чем он
упоминает в третьей главе своей
книги «Об Именах Божественных».
На православных иконах «Успения
Пресвятой Богородицы» святитель
Дионисий изображается стоящим у
изголовья Пресвятой Девы.
В конце 60-х годов I века великий
богослов посещает Рим для свида-
ния с первоверховными апостолами
Петром и Павлом, схваченными, а
затем и казненными императором
Нероном. Сам святитель Дионисий
претерпел мученическую смерть за
свои христианские убеждения при
императоре Домициане в 96 году.
Его творения получили широкое
распространение с 30-х годов VI века.
Особую известность они приобрели
благодаря схолиям Иоанна Скифо-
польского и преподобного Максима
Исповедника. Сочинения священно-
мученика Дионисия Ареопагита яви-
лись священным авторитетом для
византийских богословов, что под-
тверждено многочисленными свиде-
тельствами Леонтия Византийского,
преподобных Анастасия Синаита,
Иоанна Дамаскина, Феодора Студи-
та, Симеона Нового Богослова и Гри-
гория Паламы. Огромно влияние
святого Дионисия Ареопагита и на
развитие православного искусства,
благодаря раскрытой им сущности
христианской символики.
Древнейшее описание жития и
мученической кончины святого Дио-
нисия Ареопагита составлено, по сви-
детельству Церковного предания,
равноапостольным Мефодием Кон-
стантинопольским в IX веке. Самый
ранний из дошедших до нас визан-
тийских иконописных подлинников
(в отрывке «Из древностей церков-
ной истории Ульпия Римлянина о
наружном виде Богоносных отцов»),
датируемый 993 годом, передает опи-
сание внешности святителя Дионисия,
в течение столетий хранимое в благо-
говейной памяти Церкви Христовой.
добный воскликнул: «Святые отцы и
братие! Христос воскресе!», как гром,
прозвучал ответ от святых мощей: « Во-
истину воскресе!» С того дня преподоб-
ный Дионисий ушел в затвор и после
многих трудов отошел ко Господу.