|
|||
872
|
Месяц октябрь
|
||
|
|||
Много лет подвизался в Соловецкой
обители, удостоился быть в ней игу- меном, иноческий остров среди Сту- деного моря преобразил в возделанный цветущий сад. Возведенный по воле Иоанна Грозного на Русскую митро- полию, святитель Филипп, «Христова смирения ревнитель», взывал к мило- сердию, мужественно обличал царя в пролитии невинной крови, напоми- нал, что «начало мудрости есть любы». Ярость властителя разбивалась о не- оборимую кротость святителя, пре- бывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти. Святитель Ермоген (^1612), родом
из донских казаков, в годы правления Иоанна Грозного был приходским священником в одном из храмов ново- просвещенной Казани. В 1579 году по воле Божией он участвовал в прослав- лении чудотворной Казанской ико- ны Божией Матери, позже ? в сане митрополита Казанского ? составил Сказание о ее обретении и Службу. В Смутное время, «среди ночи не- честия и вражеского обстояния», когда с помощью самозванцев и поль- ского нашествия, иезуиты надеялись подчинить себе Русскую Церковь, Господь привел святого Ермогена на патриарший престол. Духоносный ста- рец-Патриарх стал поистине Ангелом Хранителем истерзанной врагами Москвы, вдохновителем всенародной Святая мученица Харитина, рано
осиротев, была взята на воспитание благородным и состоятельным чело- веком по имени Клавдий, который любил ее, как родную дочь. Отлича- ясь красотой, она в то же время была наделена прекрасными нравственны- ми качествами: кротостью, смире- нием, послушанием, молчаливостью, целомудрием и разумом. Пламенея любовью ко Христу, святая Харитина решила полностью посвятить себя на служение Господу. Она хранила свое девство в непорочности, и с со- гласия своего господина и воспита- теля уединилась в отдельном жилище, где день и ночь поучалась в Законе Господнем. Проводя целомудренную и глубоко духовную жизнь, святая Харитина снискала к себе располо- жение верующих, и стала для них наставницей спасения. Одновременно |
борьбы за освобождение столицы и
всей Русской Земли от «нахожде- ния иноплеменных». Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь Патриарха. Время не затмило подвига крот-
ких и мужественных, смиренных и величественных святых иноков ? па- стырей и государственных мужей ? святителей Московских ? Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Право- славия. Празднование в один день в честь
Московских святителей Петра, Алек- сия и Ионы установлено Патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году, по ходатайству святителя Иннокен- тия, митрополита Московского (па- мять 31 марта и 23 сентября), а святитель Ермоген ? в 1913 году. Празднуя память всероссийских
святителей в один день, Церковь воз- дает каждому из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество. Память святителей также соверша-
ется: святителя Петра ? 21 декабря, святителя Алексия ? 12 февраля, свя- тителя Ионы ? 31 марта, святителя Филиппа ? 9 января, святителя Ермо- гена ? 17 февраля. она проповедовала Христа среди языч-
ников и многих обратила к истинной вере. В то время император Диоклити-
ан (284-305) воздвиг на христиан сильное гонение. Святая Харитина была приведена на суд к местному градоначальнику. «Верно ли то, что ты христианка
и многих других прельщаешь и об- ращаешь в ту же мерзкую веру?» ? спросил ее нечестивый судья. «Что я христианка ? правда, а что совра- щаю других ? ложь, ? отвечала святая, ? не совращаю я их, но обра- щаю от нечестия и заблуждения и наставляю на истинный путь, приводя их ко Христу, вера в Которого не нече- стива, но свята и праведна. Ваша же вера полна всякой нечистоты, потому что вы веруете в скверных и лукавых бесов и творите их волю». Услышав |
||
|
|||