Приложение
901
расстрелян под Тулой, на второй
день Рождества Христова, 26 декабря
1937 года.
Собор преподобных Оптинских
старцев бьш местно прославлен в Опти-
ной пустыни в 1996 году, а в 2000 году
в Москве на Юбилейном Архиерей-
Память святых отцев Седьмого
Вселенского
Собора. Почитание свя-
тых икон в Православной Церкви ?
догмат, утвержденный Богоносными
отцами Седьмого Вселенского Собора.
Истинность его освящена Церков-
ным преданием и самоотверженными
подвигами святых, пострадавших от
иконоборцев.
В восточной части Римской импе-
рии первым иконоборцем бьш импера-
тор Лев Исавр (716-741). В 727 году
он обнародовал указ о запрещении
иконопочитания. Девяностолетний
старец, святой Константинопольский
Патриарх Герман (715-730; память
12 мая) в беседе с императором горячо
защищал православное чествование
икон, указывая на семь прошедших
веков, в которые иконопочитание не
прекращалось, ссылаясь на Неру ко-
творенный образ Господа, послан-
ный Им Самим Авгарю, на иконы
Божией Матери, написанные свя-
тым Евангелистом Лукой. «Изобра-
жение Христа Спасителя, ? говорил
святитель, ? представляет нам тот
вид, в каком Он являлся во плоти.
Кто наносит бесчестие образу, тот
бесчестит и Изображенного на нем.
Я готов положить душу свою за свя-
тые и честные иконы».
Вскоре император начал гонение не
только на иконы, но и на иконопочи-
тателей. Исповедники Православия
не находили пощады: их изгоняли,
лишали имущества, предавали пыт-
кам, морили голодом, влачили по
улицам, били. В то время множество
православных клириков и мирян
приняло мученические венцы.
Папа Григорий, пытаясь вразумить
императора-гонителя, обратился к
нему с посланием, в котором говори-
лось: «В бытность Христа в Иерусали-
ме Авгарь, князь и владыка Едесский,
услышав о чудесах Христа, написал
к Нему послание, и Христос послал
ему собственноручный ответ и святое
славное изображение лица Своего.
Пошли же за этим Нерукотворенным
ском Соборе Русской Православной
Церкви совершилось их общецерков-
ное прославление. Нетленные мощи
старцев обретены, кроме мощей пре-
подобноисповедника Никона и препо-
добномученика Исаакия, и находятся
в Оптиной пустыни.
И Н(?Д1!Л1«,
образом и посмотри. Туда стекаются бииинйире
во множестве народы Востока и при- ^ "р!L
носят молитвы... Иконы пробуждают
и возносят наш ленивый, неискус-
ный и грубый ум в Горний мир, пред-
метам которого мы не можем давать
имен, названий и образов. Мы почи-
таем иконы не как богов, ? да не
будет! ? мы не на них возлагаем
надежды. Если пред нами находится
икона Господа, мы говорим: «Господи
Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги
нам и спаси нас!» А если пред нами
икона Святой Его Матери, то мы го-
ворим: «Святая Богородице, Мати
Господа, будь (нашей) Заступни-
цей пред Сыном Твоим, Истинным
Богом нашим, во спасение душ на-
ших!» Если же икона мученика, то
говорим: «Святой мученик, изливший
кровь твою за Христа и имеющий
пред Богом дерзновение, будь на-
шим заступником!» Вот куда мы вос-
сылаем молитвы при посредстве
икон».
Преподобный Иоанн Дамаскин
защищал истину иконопочитания
со всей силой своего красноречия.
«О чудо! ? писал он императору, ?
в малом теле обитает Тот, Кто горстью
содержит все. Как же ты, противник
Христов, называешь Его неизобрази-
мым? Ты, опасаясь Его описывать
или изображать... отвергаешь Домо-
строительство» .
Сын Льва Исавра Константин Ко-
проним (741-775) продолжил и уси-
лил гонение: святые иконы и мощи
бросали в болота или сжигали, древ-
ние изображения на стенах храмов
счищали или замазывали краской.
Византийские обители опустели,
иноки рассеялись по разным местам.
Храмы и монастыри были ограблены,
а их земли захвачены императором.
В то время пострадали преподобный
Андрей Критский (память 17 октяб-
ря; ^767) и святой Стефан Новый
(память 28 ноября; |767). Преемник
Копронима Лев Хазар (775-780) так-
же был иконоборцем.