|
|||
Приложение
|
901
|
||
|
|||
расстрелян под Тулой, на второй
день Рождества Христова, 26 декабря 1937 года. Собор преподобных Оптинских
старцев бьш местно прославлен в Опти- ной пустыни в 1996 году, а в 2000 году в Москве на Юбилейном Архиерей- Память святых отцев Седьмого Вселенского Собора. Почитание свя- тых икон в Православной Церкви ? догмат, утвержденный Богоносными отцами Седьмого Вселенского Собора. Истинность его освящена Церков- ным преданием и самоотверженными подвигами святых, пострадавших от иконоборцев. В восточной части Римской импе-
рии первым иконоборцем бьш импера- тор Лев Исавр (716-741). В 727 году он обнародовал указ о запрещении иконопочитания. Девяностолетний старец, святой Константинопольский Патриарх Герман (715-730; память 12 мая) в беседе с императором горячо защищал православное чествование икон, указывая на семь прошедших веков, в которые иконопочитание не прекращалось, ссылаясь на Неру ко- творенный образ Господа, послан- ный Им Самим Авгарю, на иконы Божией Матери, написанные свя- тым Евангелистом Лукой. «Изобра- жение Христа Спасителя, ? говорил святитель, ? представляет нам тот вид, в каком Он являлся во плоти. Кто наносит бесчестие образу, тот бесчестит и Изображенного на нем. Я готов положить душу свою за свя- тые и честные иконы». Вскоре император начал гонение не
только на иконы, но и на иконопочи- тателей. Исповедники Православия не находили пощады: их изгоняли, лишали имущества, предавали пыт- кам, морили голодом, влачили по улицам, били. В то время множество православных клириков и мирян приняло мученические венцы. Папа Григорий, пытаясь вразумить
императора-гонителя, обратился к нему с посланием, в котором говори- лось: «В бытность Христа в Иерусали- ме Авгарь, князь и владыка Едесский, услышав о чудесах Христа, написал к Нему послание, и Христос послал ему собственноручный ответ и святое славное изображение лица Своего. Пошли же за этим Нерукотворенным |
ском Соборе Русской Православной
Церкви совершилось их общецерков- ное прославление. Нетленные мощи старцев обретены, кроме мощей пре- подобноисповедника Никона и препо- добномученика Исаакия, и находятся в Оптиной пустыни. И Н(?Д1!Л1«,
образом и посмотри. Туда стекаются бииинйире
во множестве народы Востока и при- ^ "р!L носят молитвы... Иконы пробуждают и возносят наш ленивый, неискус- ный и грубый ум в Горний мир, пред- метам которого мы не можем давать имен, названий и образов. Мы почи- таем иконы не как богов, ? да не будет! ? мы не на них возлагаем надежды. Если пред нами находится икона Господа, мы говорим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги нам и спаси нас!» А если пред нами икона Святой Его Матери, то мы го- ворим: «Святая Богородице, Мати Господа, будь (нашей) Заступни- цей пред Сыном Твоим, Истинным Богом нашим, во спасение душ на- ших!» Если же икона мученика, то говорим: «Святой мученик, изливший кровь твою за Христа и имеющий пред Богом дерзновение, будь на- шим заступником!» Вот куда мы вос- сылаем молитвы при посредстве икон». Преподобный Иоанн Дамаскин
защищал истину иконопочитания со всей силой своего красноречия. «О чудо! ? писал он императору, ? в малом теле обитает Тот, Кто горстью содержит все. Как же ты, противник Христов, называешь Его неизобрази- мым? Ты, опасаясь Его описывать или изображать... отвергаешь Домо- строительство» . Сын Льва Исавра Константин Ко-
проним (741-775) продолжил и уси- лил гонение: святые иконы и мощи бросали в болота или сжигали, древ- ние изображения на стенах храмов счищали или замазывали краской. Византийские обители опустели, иноки рассеялись по разным местам. Храмы и монастыри были ограблены, а их земли захвачены императором. В то время пострадали преподобный Андрей Критский (память 17 октяб- ря; ^767) и святой Стефан Новый (память 28 ноября; |767). Преемник Копронима Лев Хазар (775-780) так- же был иконоборцем. |
||
|
|||