902                                                                                                     Месяц октябрь
Долго была гонима истина. Но
Господь услышал молитвы людей
Своих.
Седьмой Вселенский Собор от-
крылся в Никее 24 сентября 787 года
при святителе Тарасии, Патриархе
Константинопольском (784?806; па-
мять 25 февраля), в царствование
Константина (780?797) и святой
Ирины (797-802; память 9 августа).
На святом Соборе присутствова-
ло 350 богоносных епископов и около
130 игуменов, ибо монашество дало
из своей среды главных защитников
иконопочитания.
Отцы Собора тщательно рассмот-
рели все доводы иконоборцев, а так-
же защищающие иконопочитание
свидетельства Священного Писания,
Церковного предания и святых от-
цов ? Иоанна Златоуста, Григория
Нисского, Кирилла Александрий-
ского, Григория Богослова и других.
Святые отцы приводили в защиту
иконопочитания послание святителя
Василия Великого (^379) к Юлиану
Отступнику: «Согласно наследованной
нами по Божественному соизволению
неповрежденной вере христианской
я... исповедую и Домостроительство
воплощения Сына и родившую Его
по плоти Святую Марию Богородицу.
Принимаю также и святых пророков,
апостолов и мучеников и призываю
их в предстательство пред Богом,
чтобы через них, то есть, через хода-
тайство их, Человеколюбивый Бог
был милосерд ко мне и чтобы мне
дано было отпущение прегрешений.
Потому и изображения их на иконах
почитаю и поклоняюсь им, так как
они преданы святыми апостолами и
не возбранены ими, и изображаются
во всех храмах наших».
Иконоборцам, ссылавшимся на
вторую заповедь святого пророка
Моисея: «Не делай себе кумира»
(Втор. 5, 8) и на изречение Нового
Завета: «Бога не видел никто никог-
да» (Ин. 1, 18), святые отцы Собора
указывали, что «христиане никогда
не делали иконы невидимого и непо-
стижимого Естества, а так как Слово
соделалось плотью и обитало между
нами, то христиане и описывают и
изображают на иконах дела Его чело-
веческого Домостроительства. Что
касается запрещения поклоняться
кумирам, то под ними пророк Моисей
разумел языческих идолов, а не свя-
щенные изображения, иначе он сам
противоречил бы себе, когда в ски-
нии поставил человекообразных
херувимов, сделанных из золота»
(Иех. 37, 7-9).
«Идолопоклонники, ? говорили
святые отцы, ? поклонялись золо-
тым, серебряным и деревянным жи-
вотным, поклонялись всей твари и
пернатым. Но Бог говорил, что не
следует поклоняться рукотворенным
диавольским образам, образам, при-
носящим вред и достойным прокля-
тия. А есть рукотворенные образы,
которые предназначаются на служе-
ние Богу и во славу Его... В самом
народе израильском Бог избрал двух
мужей и благословил и освятил их на
делание рукотворных образов, но во
славу и на служение Богу, и на па-
мять потомству» (Исх. 35, 30-35).
Иконоборцы объявили себя по-
борниками истинной духовности,
ссылаясь на слова Спасителя: «Бог
есть Дух, и поклоняющиеся Ему
должны поклоняться в духе и исти-
не» (Ин. 4, 24). На это отцы Собора
ответили: «Так как мы люди чувствен-
ные, то для познания всякого Божест-
венного и благочестивого предания и
для воспоминания о нем имеем нуж-
ду в вещах чувственных. Те же, кото-
рые считают материю гнусной, то
они желают опозорить истину... Зло
становится злом от нас и через нас, а
не зависит от материи... Христиане
знают, что Бог есть Дух и что кланя-
ющиеся Ему должны поклоняться
духом и истиною и потому на всяком
месте приносить Ему, Единому над
всем Богу, в Троице воспеваемому,
согласное с верою служение и покло-
нение.
Иконы пишутся для воспомина-
ния о человеколюбивом спасении,
совершенном Спасителем нашим
Иисусом Христом, и изображают Его
вочеловечившимся. Иконы святых
показывают их подвиги, победы и
венцы. Христиане, поклоняясь ико-
нам, не боготворят их, но, побуждае-
мые ревностью, с верой взирают на
иконы святых и вспоминают их бла-
гочестие. Поклоняясь какому-либо
снятому, они призывают Бога, гово-
ря: «Благословен Бог всех святых,
давший им терпение и удостоивший
их Твоего Царства. Соделай и нас