![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
902 Месяц октябрь
|
|||
|
|||
Долго была гонима истина. Но
Господь услышал молитвы людей Своих. Седьмой Вселенский Собор от-
крылся в Никее 24 сентября 787 года при святителе Тарасии, Патриархе Константинопольском (784?806; па- мять 25 февраля), в царствование Константина (780?797) и святой Ирины (797-802; память 9 августа). На святом Соборе присутствова-
ло 350 богоносных епископов и около 130 игуменов, ибо монашество дало из своей среды главных защитников иконопочитания. Отцы Собора тщательно рассмот-
рели все доводы иконоборцев, а так- же защищающие иконопочитание свидетельства Священного Писания, Церковного предания и святых от- цов ? Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Кирилла Александрий- ского, Григория Богослова и других. Святые отцы приводили в защиту иконопочитания послание святителя Василия Великого (^379) к Юлиану Отступнику: «Согласно наследованной нами по Божественному соизволению неповрежденной вере христианской я... исповедую и Домостроительство воплощения Сына и родившую Его по плоти Святую Марию Богородицу. Принимаю также и святых пророков, апостолов и мучеников и призываю их в предстательство пред Богом, чтобы через них, то есть, через хода- тайство их, Человеколюбивый Бог был милосерд ко мне и чтобы мне дано было отпущение прегрешений. Потому и изображения их на иконах почитаю и поклоняюсь им, так как они преданы святыми апостолами и не возбранены ими, и изображаются во всех храмах наших». Иконоборцам, ссылавшимся на
вторую заповедь святого пророка Моисея: «Не делай себе кумира» (Втор. 5, 8) и на изречение Нового Завета: «Бога не видел никто никог- да» (Ин. 1, 18), святые отцы Собора указывали, что «христиане никогда не делали иконы невидимого и непо- стижимого Естества, а так как Слово соделалось плотью и обитало между нами, то христиане и описывают и изображают на иконах дела Его чело- веческого Домостроительства. Что касается запрещения поклоняться кумирам, то под ними пророк Моисей |
разумел языческих идолов, а не свя-
щенные изображения, иначе он сам противоречил бы себе, когда в ски- нии поставил человекообразных херувимов, сделанных из золота» (Иех. 37, 7-9). «Идолопоклонники, ? говорили
святые отцы, ? поклонялись золо- тым, серебряным и деревянным жи- вотным, поклонялись всей твари и пернатым. Но Бог говорил, что не следует поклоняться рукотворенным диавольским образам, образам, при- носящим вред и достойным прокля- тия. А есть рукотворенные образы, которые предназначаются на служе- ние Богу и во славу Его... В самом народе израильском Бог избрал двух мужей и благословил и освятил их на делание рукотворных образов, но во славу и на служение Богу, и на па- мять потомству» (Исх. 35, 30-35). Иконоборцы объявили себя по-
борниками истинной духовности, ссылаясь на слова Спасителя: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и исти- не» (Ин. 4, 24). На это отцы Собора ответили: «Так как мы люди чувствен- ные, то для познания всякого Божест- венного и благочестивого предания и для воспоминания о нем имеем нуж- ду в вещах чувственных. Те же, кото- рые считают материю гнусной, то они желают опозорить истину... Зло становится злом от нас и через нас, а не зависит от материи... Христиане знают, что Бог есть Дух и что кланя- ющиеся Ему должны поклоняться духом и истиною и потому на всяком месте приносить Ему, Единому над всем Богу, в Троице воспеваемому, согласное с верою служение и покло- нение. Иконы пишутся для воспомина-
ния о человеколюбивом спасении, совершенном Спасителем нашим Иисусом Христом, и изображают Его вочеловечившимся. Иконы святых показывают их подвиги, победы и венцы. Христиане, поклоняясь ико- нам, не боготворят их, но, побуждае- мые ревностью, с верой взирают на иконы святых и вспоминают их бла- гочестие. Поклоняясь какому-либо снятому, они призывают Бога, гово- ря: «Благословен Бог всех святых, давший им терпение и удостоивший их Твоего Царства. Соделай и нас |
||
|
|||