Приложение
903
соучастниками их и спаси нас их мо-
литвами» . Взирая на икону Спасителя
и поклоняясь ей, мы духовными оча-
ми и сердцем обращаемся к Владыке
всех Богу, и приносим Ему благода-
рение за то, что Он благоволил, об-
лекшись в образ раба, спасти мир и
уподобиться нам во всем, исключая
всякий грех. Итак, мы поклоняемся
и приносим почитание не дереву или
краскам, но прославляем Владыку
всех Христа Бога. Мы не согрешаем,
живописно изображая Ангелов и
почитая их, потому что мы почитаем
их не как богов, но как разумных
тварей и служителей Божиих. Что
же касается до изображения их в
человеческом виде, это делается по-
тому, что они обыкновенно в этом
виде являются тем людям, к которым
бывают посланы Богом».
Святые отцы Седьмого Вселен-
ского Собора на основании Священ-
ного Писания и Церковного предания
определили догмат иконопочитания:
« Следуя учению святых отцов наших
и преданию Кафолической Церкви,
со всяким тщанием и осмотритель-
ностью определяем, чтобы святые и
честные иконы предлагались (для по-
клонения) точно так же, как и изоб-
ражение Честного и Животворящего
Креста, будут ли они сделаны крас-
ками или из мозаических плиточек,
или из какого-либо другого вещест-
ва, только бы сделаны были прилич-
ным образом, и будут ли находиться
во святых церквах Божиих на свя-
щенных сосудах и одеждах... или в
домах, а равно будут ли это иконы
Господа и Бога и Спасителя нашего
Иисуса Христа или Непорочной Вла-
дычицы нашей Святой Богородицы,
или честных Ангелов и всех святых
и праведных мужей. Чем чаще при
помощи икон они делаются предме-
том нашего созерцания, тем более
взирающие на эти иконы побужда-
ются к воспоминанию о самих перво-
образах, приобретают более любви к
ним и получают более побуждений
воздавать им лобызание, почитание
и поклонение, но никак не то истин-
ное служение, которое, по вере на-
шей, приличествует одному только
Божественному естеству.
Честь, воздаваемая иконе, отно-
сится к ее первообразу, и поклоняю-
щийся иконе поклоняется существу
(ипостаси) изображенного на ней.
Таким образом мы следуем апосто-
лу Павлу и всему сонму Божественных
апостолов и святых отцов, содержа
принятые нами Предания».
Седьмой Вселенский Собор закон-
чился благодарственной молитвой
Господу и пением вечной памяти
защитникам Православия.
т«              12-й
проконсул предал их пыткам. «Когда день
мое тело страдает, ? говорил идоло-
поклонникам святой Пров, ? тогда
душа моя исцеляется и оживляется».
Истязатели изощрялись в мучениях,
какие только могла измыслить злоба,
а потом разрубили тела святых на ча-
сти. Христиане тайно взяли останки
мучеников и похоронили.
L _.               12-й
святые иконы преподобный Косма день
вместе с преподобным Иоанном вы-
ступил в защиту Православия. Они
написали много сочинений против
иконоборцев. В 743 году Косма был
поставлен епископом Маиумским.
Преставился он в глубокой старости
(■$ ок. 787), оставив после себя много
канонов на праздничные дни и три-
песнцы на четыре дня Страстной
седмицы.
Святые мученики Пров, Тарах
и Андроник пострадали за Христа в
304 году в городе Тарсе Киликийском.
На предложение язычников прине-
сти жертву идолам святой Тарах, ста-
рый воин, ответил, что он приносит
жертву Единому, Истинному Богу в
чистом сердце. Видя твердость свя-
тых в исповедании истинной веры,
Преподобный Косма, епископ
Маиумский, творец канонов, родом
из Иерусалима, воспитывался ро-
дителями преподобного Иоанна Дама-
скина (память 4 декабря) вместе с
их сыном и получил прекрасное
образование. Когда святой Косма
достиг совершеннолетия, то посту-
пил в одну из палестинских обите-
лей, где прославился монашескими
подвигами. Во время гонения на