Приложение
917
оттуда. Тогда подвижник нашел глу-
бокую пещеру и поселился в ней.
Вскоре к нему пришел, ведомый
Господом, его племянник святой
Лука. Место было столь безлюдное,
что преподобный Иоанн счел сначала
появление Луки за бесовскую кознь.
В беседе выяснилось, что юноша
также ищет душевного спасения, и
Иоанн с любовью принял его. Недол-
го, однако, им пришлось жить вместе:
брат преподобного Иоанна нашел
подвижников и силой забрал сына.
По дороге домой юноша умер от укуса
змеи. Раскаявшись, брат просил про-
щения у преподобного.
Святой Иоанн часто ходил на мо-
гилу праведного юноши; там было его
любимое место отдыха.
Двенадцать лет провел преподоб-
ный в дикой пещере, а затем перешел
в Рыльскую пустыню и поселился в
дупле дерева. Он много постился,
молился и постоянно плакал; питался
только травой. Видя такое терпение,
Бог произрастил преподобному бобы,
которыми он питался долгое время.
Эти-то бобы и сделали его подвиги
известными людям.
Однажды стадо овец от внезапного
страха побежало по горным стремни-
нам и остановилось у места, где жил
преподобный. Пастухи, следовавшие
за стадом, с изумлением увидели от-
шельника, который начал ласково
угощать их: «Вы пришли сюда голод-
ные ? рвите себе бобы мои и ешьте».
Все ели и насытились. Один же на-
прятал себе много бобов и в запас. По
дороге домой пастух предложил их
товарищам, но в украденных струч-
ках не оказалось ни зернышка. Па-
стухи вернулись с раскаянием. Старец
простил их, сказав с улыбкой: «Види-
те, дети, эти плоды назначены Богом
для пропитания пустынного».
С тех пор стали приводить к пре-
подобному больных и одержимых
нечистым духом, которых он исце-
лял молитвой. Избегая известности,
подвижник ушел из любимого дупла
и поселился на высокой и труднодо-
ступной скале, где 7 лет провел под
открытым небом. Слух о великом
пустыннике дошел до болгарского
царя Петра (927-969), который поже-
лал увидеться с ним; но преподобный
Иоанн, написав письмо, отклонил
свидание по своему смирению. Позже
пустынник принял под свое окормле-
ние иноков, которые устроили мона-
стырь с храмом в пещере, где прежде
жил преподобный Иоанн.
Он мудро пас свое стадо и скончал-
ся 18 августа 946 года на 70-м году
жизни. За 5 лет до кончины он написал
своей рукой «Завет к ученикам», одно
из лучших творений староболгарской
письменности. Святая жизнь подвиж-
ника и знамения милости Божией
по его молитвам были самой лучшей
проповедью христианской веры в
новокрещенной Болгарской земле.
В тревожное время борьбы Болга-
рии с Византией, при западнобол-
гарском царе Самуиле (976-1014),
преподобный Иоанн Рыльский явил-
ся ученикам, повелевая перенести
его мощи в Средец (Софию), куда
скрылся Патриарх Болгарский Да-
миан (927-972). Предполагают, что
перенесение мощей было в 980 году.
Немного позднее правая рука препо-
добного Иоанна Рыльского была пере-
несена на Русь (предположительно в
город Рыльск, в котором была постро-
ена церковь во имя преподобного
Иоанна Рыльского с приделом, посвя-
щенным мученикам Флору и Лавру,
в день памяти которых ? 18 августа,
он скончался).
Имя преподобного Иоанна с глубо-
кой древности было известно и любимо
русскими людьми. Именно в рус-
ских источниках (Минея на август,
XII в., Мазуринский летописец) со-
хранилась дата кончины преподоб-
ного. В 1183 году венгерский король
Белла II (1174-1196) во время похо-
да на греков взял вместе с другими
драгоценностями Средца ковчег с
мощами преподобного Иоанна и пере-
нес в г. Остергом. В1187 году, украсив
ковчег, он возвратил святые мощи с
великой честью. 19 октября 1238 года
мощи преподобного Иоанна были тор-
жественно перенесены в новую столи-
цу ? Тырново и положены в храме во
имя святого. 1 июля 1469 года святые
мощи преподобного Иоанна Рыль-
ского были возвращены в Рыльский
монастырь, где они почивают до ны-
нешнего дня, подавая благодатную
помощь всем верующим.