928
Месяц октябрь
им в борьбе христиан. Отважный
юноша, по имени Нестор, из солун-
ских христиан, пришел в темницу
к своему наставнику Димитрию и
просил благословить его на единобор-
ство с варваром. По благословению
Димитрия, Нестор одолел, молитвами
святого угодника, свирепого герман-
ца и сбросил его с помоста на копья
воинов, как убийца-язычник сбрасы-
вал христиан. Разгневанный повели-
тель приказал немедленно казнить
святого мученика Нестора (память
27 октября) и послал стражу в темни-
цу ? пронзить копьями благословив-
шего его на подвиг святого Димитрия.
На рассвете 26 октября 306 года в
подземную темницу святого узника
явились воины и пронзили его копь-
ями. Верный служитель святой Лупп
собрал на полотенце кровь святого
великомученика Димитрия, снял с его
пальца императорский перстень, знак
высокого достоинства его, и также
омочил в крови. Перстнем и други-
ми святынями, освященными кровью
святого Димитрия, святой Лупп стал
исцелять недужных. Император по-
велел схватить и умертвить его.
Тело святого великомученика Ди-
митрия было выброшено на съедение
диким зверям, но солунские христи-
ане взяли его и тайно предали земле.
При святом равноапостольном Кон-
стантине (306-337) над могилой
святого Димитрия была воздвигнута
церковь. Сто лет спустя, при строи-
тельстве нового величественного хра-
ма на месте ветхого, обретены были
нетленные мощи святого мученика.
С VII века при раке великомученика
Димитрия начинается чудесное исте-
чение благовонного мира, в связи с чем
великомученик Димитрий получает
церковное именование Мироточи-
вого. Несколько раз почитатели солун-
ского чудотворца делали попытки к
перенесению его святых мощей или
частицы их в Константинополь. Но
неизменно святой Димитрий таинст-
венно проявлял свою волю остаться
покровителем и защитником родных
Фессалоник.
С именем святого великомучени-
ка Димитрия Солу некого связаны, по
предуказанию Божию, первые же стра-
ницы русской летописи. Когда Вещий
Олег разгромил греков под Константи-
нополем (907), как сообщает летопись,
«убоялись греки и говорили: это не
Олег, но святой Димитрий послан
на нас от Бога». Русские воины все-
гда верили, что они находятся под
особым покровительством святого
великомученика Димитрия. Более
того, в старинных русских былинах
великомученик Димитрий изобража-
ется русским по происхождению ?
так сливался этот образ с душой
русского народа.
Церковное почитание святого
великомученика Димитрия в Рус-
ской Церкви началось сразу после
Крещения Руси. К началу 70-х годов
XI   столетия относится основание
Димитриевского монастыря в Киеве,
известного впоследствии как Михай-
лов-Златоверхий монастырь. Ди-
митриевский собор (воздвигнутый в
XII  веке) и доныне является укра-
шением древнего Владимира. Чудо-
творная икона святого Димитрия
Солунского из иконостаса собора на-
ходится в Москве, в Третьяковской
галерее. Она написана на доске от
гроба святого великомученика Димит-
рия, принесенной в 1197 году из Солу-
ни во Владимир. Одно из ценнейших
изображений святого ? фреска на
столпе Владимирского Успенского
собора, принадлежащая кисти препо-
добного инока-иконописца Андрея
Рублева.
Почитание святого Димитрия про-
должалось и в роду святого Алексан-
дра Невского (память 23 ноября).
Святой Александр назвал старшего
сына в честь святого великомученика.
А младший сын, святой благоверный
князь Даниил Московский (+1303;
память 4 марта), воздвиг в Москве
храм во имя святого великомуче-
ника Димитрия в 1280-х годах, ко-
торый явился первым каменным
храмом в Московском Кремле. Позже,
в 1326 году, при князе Иоанне Калите,
он был разобран, а на его месте воз-
двигнут Успенский собор.
Память святого Димитрия Солун-
ского издревле связывалась на Руси
с воинским подвигом, патриотизмом
и защитой Отечества. Святой изобра-
жается на иконах в воинских доспе-
хах, с копьем и мечом в руках. На
свитке (в более поздних изображе-
ниях) писали молитву, с которой
святой Димитрий обращался к Богу
о спасении родной Со луни: «Господи,