|
|||
928
|
Месяц октябрь
|
||
|
|||
им в борьбе христиан. Отважный
юноша, по имени Нестор, из солун- ских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единобор- ство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел, молитвами святого угодника, свирепого герман- ца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасы- вал христиан. Разгневанный повели- тель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темни- цу ? пронзить копьями благословив- шего его на подвиг святого Димитрия. На рассвете 26 октября 306 года в
подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копь- ями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и други- ми святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император по- велел схватить и умертвить его. Тело святого великомученика Ди-
митрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христи- ане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Кон- стантине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строи- тельстве нового величественного хра- ма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное исте- чение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточи- вого. Несколько раз почитатели солун- ского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинст- венно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. С именем святого великомучени-
ка Димитрия Солу некого связаны, по предуказанию Божию, первые же стра- ницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константи- нополем (907), как сообщает летопись, |
«убоялись греки и говорили: это не
Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины все- гда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изобража- ется русским по происхождению ? так сливался этот образ с душой русского народа. Церковное почитание святого
великомученика Димитрия в Рус- ской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов XI столетия относится основание
Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михай- лов-Златоверхий монастырь. Ди- митриевский собор (воздвигнутый в XII веке) и доныне является укра-
шением древнего Владимира. Чудо- творная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора на- ходится в Москве, в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димит- рия, принесенной в 1197 году из Солу- ни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого ? фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти препо- добного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия про-
должалось и в роду святого Алексан- дра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский (+1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомуче- ника Димитрия в 1280-х годах, ко- торый явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воз- двигнут Успенский собор. Память святого Димитрия Солун-
ского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изобра- жается на иконах в воинских доспе- хах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображе- ниях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Со луни: «Господи, |
||
|
|||