![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
930
|
Месяц октябрь
|
||
|
|||
Накануне отшествия к Богу свя-
титель Антоний сам облачился в архиерейские одежды, преподал бла- гословение священнослужителям, испросил у них прощения и прича- стился Святых Христовых Тайн. По возвращении в келлию, он лег и уже на смертном одре продолжал при- нимать и благословлять всех прихо- дивших к нему. Благословляя паству, святитель Антоний отошел к Богу 27-й
день Преподобный Нестор Летописец
(|1114), отец Русской истории, при-
шел в Киево-Печерский монастырь семнадцатилетним юношей при пре- подобном игумене Феодосии (|1074; память 3 мая), пострижен в мантию и рукоположен в диаконский сан его преемником ? игуменом Стефа- ном (|1094). Возрастая в иноческом подвиге под руководством духонос- ных печерских старцев, «грешный Нестор, грубый и неразумный», как говорит он о себе с великим смире- нием, сподобился от Господа особой благодати ? быть «споведателем» жизни святых угодников Божиих. Первым агиографическим творением преподобного Нестора было «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», составленное им в начале 80-х годов XI столетия. Главные мысли «Чте- ния» ? христианское смирение святых, «послушание старейшим», жертвенная «любовь еже к брату», ми- ролюбие и способность к духовному подвигу. В конце 1080-х годов написано
«Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского» ? величайшее творение древней рус- ской агиографии. Источником его было устное иноческое предание, преподобный Нестор записал то, что, «испытывая, слышал от старейших отцов, бывших в то время». Высота подвигов преподобного Феодосия свидетельствует о христианском при- звании Руси. Духовное значение жи- тий состоит в том, что они основаны на личном подвижническом опыте преподобного Нестора, рождены духом печерских святых, к которым при- надлежал и сам составитель житий. 27-й
дттгь Благоверный князь Андреи Смо-
ленский ? жил в XIV веке. Он проис- |
26 октября 1588 года. Он был погре-
бен в Вологодском Софийском соборе, у северной стены. По молитвам святителя Антония
одержимые различными недугами получают исцеления. Известно свиде- тельство инока Болдинскои обители Дионисия о явлении ему во время тяжелой болезни святителя Антония вместе с преподобным Герасимом, после чего недуг оставил его. Как сказано в «Киево-Печерском па-
терике», «он их свято лепные жития написал не только тростью на хар- тии, но и на непорочной душе своей, делами равного им подвижничества». В знак особой милости Божией и любви преподобного Феодосия препо- добный Нестор удостоился в 1091 г. высокого послушания ? своими руками ископать святые мощи бого- носного аввы. Агиографические труды подгото-
вили святого инока к выполнению главного дела его жизни ? составле- нию «Повести временных лет», лето- писного свода, явившегося основой всего последующего русского летопи- сания. В Повести преподобный Не- стор благодатью Христовой изложил историю не только внешнего государ- ственного устроения Русской Земли, но и, прежде всего, историю ее внут- реннего, духовного устроения, пре- ображения темной языческой стихии в любимую Богом Святую Русь. От- вечая на вопрос, «откуда пошла Русская Земля», летописец начинает с расселения народов после потопа и излагает затем историю Руси и Рус- ской Церкви строго церковно, как часть всемирной истории домострои- тельства спасения. Вся «Повесть» проникнута патриотической идеей единства Русской Земли, служения Родине в единомыслии и братской любви, готовности «положить душу свою за брата своего». Господь явил милость Русской Церкви, послав ей великого летописца ? преподоб- ного Нестора, чтобы последующие поколения, читая его «Повесть», черпали из нее не только историчес- кое знание, но и действенное духов- ное назидание. ходил из Смоленского княжеского
рода Фоминских. Клевета и ненависть |
||
|
|||