930
Месяц октябрь
Накануне отшествия к Богу свя-
титель Антоний сам облачился в
архиерейские одежды, преподал бла-
гословение священнослужителям,
испросил у них прощения и прича-
стился Святых Христовых Тайн. По
возвращении в келлию, он лег и уже
на смертном одре продолжал при-
нимать и благословлять всех прихо-
дивших к нему. Благословляя паству,
святитель Антоний отошел к Богу
27-й
день Преподобный Нестор Летописец
(|1114), отец Русской истории, при-
шел в Киево-Печерский монастырь
семнадцатилетним юношей при пре-
подобном игумене Феодосии (|1074;
память 3 мая), пострижен в мантию
и рукоположен в диаконский сан
его преемником ? игуменом Стефа-
ном (|1094). Возрастая в иноческом
подвиге под руководством духонос-
ных печерских старцев, «грешный
Нестор, грубый и неразумный», как
говорит он о себе с великим смире-
нием, сподобился от Господа особой
благодати ? быть «споведателем»
жизни святых угодников Божиих.
Первым агиографическим творением
преподобного Нестора было «Чтение
о житии и погублении блаженных
страстотерпцев Бориса и Глеба»,
составленное им в начале 80-х годов
XI столетия. Главные мысли «Чте-
ния» ? христианское смирение
святых, «послушание старейшим»,
жертвенная «любовь еже к брату», ми-
ролюбие и способность к духовному
подвигу.
В конце 1080-х годов написано
«Житие преподобного отца нашего
Феодосия, игумена Печерского» ?
величайшее творение древней рус-
ской агиографии. Источником его
было устное иноческое предание,
преподобный Нестор записал то, что,
«испытывая, слышал от старейших
отцов, бывших в то время». Высота
подвигов преподобного Феодосия
свидетельствует о христианском при-
звании Руси. Духовное значение жи-
тий состоит в том, что они основаны
на личном подвижническом опыте
преподобного Нестора, рождены духом
печерских святых, к которым при-
надлежал и сам составитель житий.
27-й
дттгь Благоверный князь Андреи Смо-
ленский
? жил в XIV веке. Он проис-
26 октября 1588 года. Он был погре-
бен в Вологодском Софийском соборе,
у северной стены.
По молитвам святителя Антония
одержимые различными недугами
получают исцеления. Известно свиде-
тельство инока Болдинскои обители
Дионисия о явлении ему во время
тяжелой болезни святителя Антония
вместе с преподобным Герасимом,
после чего недуг оставил его.
Как сказано в «Киево-Печерском па-
терике», «он их свято лепные жития
написал не только тростью на хар-
тии, но и на непорочной душе своей,
делами равного им подвижничества».
В знак особой милости Божией и
любви преподобного Феодосия препо-
добный Нестор удостоился в 1091 г.
высокого послушания ? своими
руками ископать святые мощи бого-
носного аввы.
Агиографические труды подгото-
вили святого инока к выполнению
главного дела его жизни ? составле-
нию «Повести временных лет», лето-
писного свода, явившегося основой
всего последующего русского летопи-
сания. В Повести преподобный Не-
стор благодатью Христовой изложил
историю не только внешнего государ-
ственного устроения Русской Земли,
но и, прежде всего, историю ее внут-
реннего, духовного устроения, пре-
ображения темной языческой стихии
в любимую Богом Святую Русь. От-
вечая на вопрос, «откуда пошла
Русская Земля», летописец начинает
с расселения народов после потопа и
излагает затем историю Руси и Рус-
ской Церкви строго церковно, как
часть всемирной истории домострои-
тельства спасения. Вся «Повесть»
проникнута патриотической идеей
единства Русской Земли, служения
Родине в единомыслии и братской
любви, готовности «положить душу
свою за брата своего». Господь явил
милость Русской Церкви, послав
ей великого летописца ? преподоб-
ного Нестора, чтобы последующие
поколения, читая его «Повесть»,
черпали из нее не только историчес-
кое знание, но и действенное духов-
ное назидание.
ходил из Смоленского княжеского
рода Фоминских. Клевета и ненависть