6-й день
189
плакать, а радоваться, что он удосто-
ился мученического венца, и просил
ее похоронить его тело в месте, назы-
ваемом Амимна. Плачущему Зинону
святой Евдоксии предсказал, что
они в одно время предстанут в Цар-
ствии Небесном. Воодушевившись
этими словами, Зинон во всеуслыша-
ние исповедал себя христианином,
за что немедленно был приговорен
к смерти. Сначала отрубили голову
Зинону, а затем святой Евдоксии сам
подставил свою голову под меч.
Святая Василисса взяла тело сво-
его мужа и похоронила его там, где он
ей заповедал. За этот поступок святую
привели к правителю; она стреми-
лась разделить участь своего супруга
и без всякого стеснения обличала и
правителя, и его ложных богов ?
идолов; однако правитель разгадал
ее намерение и, не став мучить, про-
гнал от себя. Уходя, святая сказала
ему, что Бог видит ее желание и ис-
полнит его. Через семь дней святой
Евдоксии явился своей жене и велел
передать своему другу и домопра-
вителю Макарию, что он со святым
Зиноном ожидают прихода к ним
Макария. Последний немедленно
пошел к правителю, исповедал себя
христианином, был приговорен к
смерти и обезглавлен. Много дру-
гих христиан, в том числе и воинов,
тоже приняли в это время мучениче-
скую смерть.
В тот же день ? празднование Кие-
во-Братской иконе Божией Матери.
Прежде она была местной в Борисо-
глебской церкви в г. Вышгороде,
где она чудесно явилась в 1654 году.
В 1662 году, во время войны России
с Польшей (1659-1667), городу был
нанесен большой урон от воевав-
ших на стороне поляков крымских
татар. В том числе был разорен и ме-
стный храм святых страстотерпцев
Бориса и Глеба, а его святыни были от-
даны на поругание. Однако Промысл
Божий сохранил чудотворную ико-
ну Божией Матери, которую своевре-
менно вынесли из храма и пустили по
Днепру, а мощи святых сокрыли под
спудом. Река вынесла святыню к бе-
регу Подола в Киеве, где она была с
радостью принята православными и
с подобающими почестями перенесена
в Братский монастырь. Там она и
оставалась в течение долгого времени.
В описи церковного имущества Кие-
во-Братского монастыря, сделанной
в 1907 году, приводится ее описание:
«Божией Матери Братской на деревян-
ном бляте с серебляною на весь блят
пестропозлащеного щитою и с наклад-
ными на оной серебряными вызо-
лоченными и Богоматери и Младен-
ца Иисуса коронами. На короне у
Богоматери разноцветных камушков
больших 23 и одна посередине звез-
да, усеянная разными маленькими
светлыми камушками, а у Младенца
Иисуса на короне больших камушков
разноцветных 11...» Известно, что
существовала «Песнь о чудотворной
Киево-Братской иконе Богоматери»,
составленная вскоре после 1692 года.
Празднования Киево-Братской иконе
Божией Матери совершаются трижды
в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня.
Все они посвящены чудесному яв-
лению святой иконы в 1654 году.
Подлинник иконы не сохранился.
Писанная с нее «мера в меру» икона
находится ныне в Киевском мона-
стыре Покрова Божией Матери.