|
|||
13-й день
|
407
|
||
|
|||
отличие от самого праздника Свет-
лого Христова Воскресения. История сооружения этого храма
такова: после вольных страданий и крестной смерти Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, места, освя- щенные Его земной жизнью, нарочито попирались язычниками. Когда рим- ский император Тит в 70 году завое- вал Иерусалим, он, как известно, разорил город и разрушил храм Со- ломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как это предрек еще Спаситель в беседе с учениками. Позднее римский император Адри-
ан (117-138), ярый язычник, пост- роил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, назвав его в свою честь Елий-Адриан, и запре- тил называть город прежним именем. Гроб Господень он велел засыпать землей и камнями и поставил на нем идол Юпитера, а на Голгофе, где был распят Спаситель, построил в 119 году языческий храм, посвящен- ный богине распутства Венере. Пе- ред идолом ее приносились жертвы демонам и совершались всякие раз- вратные действа и обряды. Так было поругано и осквернено святейшее место, где Господь наш, как Агнец Божий, принес себя в жертву за гре- хи всего мира! В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идол Адониса. Все это он делал для того, чтобы люди совершенно забы- ли о Христе Спасителе и никогда бо- лее не вспоминали о тех местах, где Он жил, учил, пострадал и со славою воскрес. Прошло около 200 лет после этих
событий, и на царство вступил Кон- стантин Великий (306-337), первый из римских императоров, признав- ший христианство. Он вместе со своей благочестивой матерью цари- цей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый прекрасный храм. Он решил также очистить все связанные с памятью Спасителя ме- ста от скверных языческих культов и все их освятить. Царица Елена отправилась в Иеру-
салим с большим количеством золота, а Константин Великий написал пись- мо Патриарху Макарию I (313-323), |
в котором просил его всячески содей-
ствовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая Елена уничтожи- ла все идольские капища, очистила весь город от языческих истуканов и освятила его. Она горела желани- ем отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа. Для этого она прика- зала раскопать место, где раньше стоял разрушенный по ее приказа- нию храм Венеры. Там обнаружили засыпанный Гроб Господень и лоб- ное место на Голгофе. Вблизи было найдено три креста и гвозди. Чтобы определить, какой именно из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел по очере- ди возлагать найденные кресты на мертвеца, которого проносили мимо на место погребения. Как только Крест Христов коснулся мертвеца, он тотчас ожил. Охваченные величайшей радостью царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли животво- рящий Крест и осенили им весь сто- явший вокруг народ. Царица немедленно приступила к
построению великого и обширного храма, который включил в свои сте- ны место распятия Спасителя ? Голгофу и Гроб Господень, так как они находились на небольшом рас- стоянии друг от друга, как об этом свидетельствует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще ни- кто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19, 41-42). Здание храма Воскресения строи-
лось 10 лет, и святая царица Елена так и не увидела его оконченным. Возвратившись к сыну, она скон- чалась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме святая ца- рица построила церкви в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связан- ных с жизнью Спасителя и некото- рыми событиями Ветхого Завета. Когда храм Воскресения Христова был вполне закончен, царь Констан- тин Великий повелел собраться епископам всех стран в Иерусалим. Святители прибыли из Вифинии, Фра- кии, Киликии, Каппадокии, Сирии, |
||
|
|||