13-й день
407
отличие от самого праздника Свет-
лого Христова Воскресения.
История сооружения этого храма
такова: после вольных страданий и
крестной смерти Спасителя, Господа
нашего Иисуса Христа, места, освя-
щенные Его земной жизнью, нарочито
попирались язычниками. Когда рим-
ский император Тит в 70 году завое-
вал Иерусалим, он, как известно,
разорил город и разрушил храм Со-
ломона на горе Мориа, не оставив
там камня на камне, как это предрек
еще Спаситель в беседе с учениками.
Позднее римский император Адри-
ан (117-138), ярый язычник, пост-
роил на месте разоренного Титом
Иерусалима новый город, назвав его
в свою честь Елий-Адриан, и запре-
тил называть город прежним именем.
Гроб Господень он велел засыпать
землей и камнями и поставил на нем
идол Юпитера, а на Голгофе, где
был распят Спаситель, построил в
119 году языческий храм, посвящен-
ный богине распутства Венере. Пе-
ред идолом ее приносились жертвы
демонам и совершались всякие раз-
вратные действа и обряды. Так было
поругано и осквернено святейшее
место, где Господь наш, как Агнец
Божий, принес себя в жертву за гре-
хи всего мира! В Вифлееме, на месте,
где родился Спаситель от Пречистой
Девы, нечестивый царь поставил
идол Адониса. Все это он делал для
того, чтобы люди совершенно забы-
ли о Христе Спасителе и никогда бо-
лее не вспоминали о тех местах, где
Он жил, учил, пострадал и со славою
воскрес.
Прошло около 200 лет после этих
событий, и на царство вступил Кон-
стантин Великий (306-337), первый
из римских императоров, признав-
ший христианство. Он вместе со
своей благочестивой матерью цари-
цей Еленой решил обновить город
Иерусалим и на месте страдания и
воскресения Господа Иисуса Христа
воздвигнуть новый прекрасный
храм. Он решил также очистить все
связанные с памятью Спасителя ме-
ста от скверных языческих культов
и все их освятить.
Царица Елена отправилась в Иеру-
салим с большим количеством золота,
а Константин Великий написал пись-
мо Патриарху Макарию I (313-323),
в котором просил его всячески содей-
ствовать святому делу обновления
христианских святынь. Прибыв в
Иерусалим, святая Елена уничтожи-
ла все идольские капища, очистила
весь город от языческих истуканов
и освятила его. Она горела желани-
ем отыскать Крест Господа нашего
Иисуса Христа. Для этого она прика-
зала раскопать место, где раньше
стоял разрушенный по ее приказа-
нию храм Венеры. Там обнаружили
засыпанный Гроб Господень и лоб-
ное место на Голгофе. Вблизи было
найдено три креста и гвозди. Чтобы
определить, какой именно из трех
крестов принадлежал Спасителю,
Патриарх Макарий повелел по очере-
ди возлагать найденные кресты на
мертвеца, которого проносили мимо
на место погребения. Как только
Крест Христов коснулся мертвеца, он
тотчас ожил. Охваченные величайшей
радостью царица Елена и Патриарх
Макарий высоко подняли животво-
рящий Крест и осенили им весь сто-
явший вокруг народ.
Царица немедленно приступила к
построению великого и обширного
храма, который включил в свои сте-
ны место распятия Спасителя ?
Голгофу и Гроб Господень, так как
они находились на небольшом рас-
стоянии друг от друга, как об этом
свидетельствует святой апостол и
евангелист Иоанн Богослов: «На том
месте, где Он был распят, был сад и в
саду гроб новый, в котором еще ни-
кто не был положен; там положили
Иисуса ради пятницы иудейской,
потому что гроб был близко» (Ин. 19,
41-42).
Здание храма Воскресения строи-
лось 10 лет, и святая царица Елена
так и не увидела его оконченным.
Возвратившись к сыну, она скон-
чалась в 327 году. За время своего
пребывания в Иерусалиме святая ца-
рица построила церкви в Вифлееме,
на горе Елеонской, в Гефсимании и
во многих других местах, связан-
ных с жизнью Спасителя и некото-
рыми событиями Ветхого Завета.
Когда храм Воскресения Христова
был вполне закончен, царь Констан-
тин Великий повелел собраться
епископам всех стран в Иерусалим.
Святители прибыли из Вифинии, Фра-
кии, Киликии, Каппадокии, Сирии,