1-й день
43
Пресвятой Богородицы, ибо кто может
их исчислить!». Одним из последую-
щих чудес этой иконы было явле-
ние чудотворной силы в ее списках.
Один такой список, написанный на
полотне в XVIII веке, был передан в
1852 году в Троице-Сергиеву Лавру
Александрой Григорьевной Филип-
повой, благоговейно хранившей его
у себя четверть века. (К ней эта
икона перешла как благословение
хотьковского священника Иоанна
Алексеева, которому, в свою оче-
редь, досталась от одного из монахов
Троице-Сергиевой Лавры.) По совету
наместника Лавры архимандрита
Антония икона была помещена в
новоустроенном пещерном храме во
имя святого Архистратига Михаила,
освященном 27 октября 1851 года
митрополитом Московским Филаре-
том, принимавшим деятельное уча-
стие в строительстве Гефсиманского
скита. Таким образом, икона вобрала
в себя благодатные токи истории
Русской Церкви, стяжав благослове-
ние преподобных Антония Печер-
ского и Сергия Радонежского, его
родителей, преподобных схимона-
хов Кирилла и Марии, и, наконец,
подвижников XIX века. Эти духов-
ные связи и предопределили судьбу
Черниговской-Гефсиманской иконы
Божией Матери.
Знаменательно, что первое чудо от
нее произошло в день церковного
Новолетия ? 1 сентября 1869 года,
когда от иконы исцелилась пребывав-
шая в полном расслаблении в тече-
ние девяти лет 28-летняя крестьянка
Тульской губернии Фекла Адрианова.
Прожив в гостинице при пещерах,
а потом в Лавре до празднования
преставления Преподобного Сергия
(25 сентября), Фекла совершенно
выздоровела. Тогда же обо всех об-
стоятельствах чуда ее расспрашивал
святитель Иннокентий, митрополит
Московский (память 23 сентября и
31 марта), который узнал о нем от
своей дочери, казначеи Борисовской
пустыни монахини Поликсении. На
празднике Преподобного Сергия свя-
титель Иннокентий сам встретился с
исцеленной Феклой, а 26 сентября
1869 года, прибыв в Гефсиманский
скит, благословил совершить мо-
лебное пение пред прославившейся
иконой и сам молился со слезами.
Между тем до 26 сентября произо-
шло еще три чуда исцеления. Целый
ряд чудес в сентябре-ноябре того же
года показывает, с какой быстро-
той распространялась слава иконы
Божией Матери. Измученные страда-
ниями и болезнями, жаждущие те-
лесного и духовного исцеления, люди
самых разных сословий с твердой
верой шли к чудотворной иконе, и ми-
лость Божия не оставляла их.
К началу XX века было засвиде-
тельствовано более 100 чудес, ставших
известными. Большим почитанием
пользовалась икона у подвижников
Гефсиманского скита ? схимонаха
Филиппа (118 мая 1868), основавшего
пещеры, и его трех сыновей, иеросхи-
монахов Игнатия (| 14 ноября 1900),
Порфирия (•}• 1905?) и Василия (+ 1 ап-
реля 1915). Сохранились сведения о
той глубокой любви, которую при-
вивал к Черниговской-Гефсиман-
ской иконе старец иеромонах Исидор
(| 3 февраля 1908). Первоначально
празднование иконе было установ-
лено 16 апреля, в тот же день, что и
Черниговской-Ильинской иконе; по-
зднее празднование было перенесено
на день прославления ? 1 сентября.
Ныне в Троице-Сергиевой Лавре из-
вестны чтимые списки с Чернигов-
ской-Гефсиманской иконы (в храме
во имя преподобного Сергия, в при-
творе Троицкого собора и в трапез-
ной монастыря), писанные старцами
Гефсиманского скита и Зосимовой
пустыни и принадлежавшие им.