16-й день
463
Святитель Киприан (^ 1406) воз-
главлял Русскую Церковь с 1376 по
1406 год.
Он родился около 1330 года в Бол-
гарии, в городе Тырново, где и начал
свой монашеский путь, впоследствии
продолженный им в Константинополе
и на Афоне. В Византии высокообра-
зованный и смиренный монах был
замечен Патриархом Константино-
польским Филофеем и стал его при-
ближенным помощником ? апокри-
сиарием. Около 1373 года он был
послан Патриархом в Литву и на Русь
для примирения литовских и тверско-
го князей с митрополитом Алексием.
Эту сложную миссию, столь важную
для православного единства, будущий
святитель успешно выполнил и, оста-
ваясь в Литве, был ревностным храни-
телем православной веры и истинным
просветителем края, стяжав высочай-
ший авторитет у его князей и жите-
лей. В 1374 году по его инициативе
произошло прославление литовских
мучеников-христиан Антония, Иоан-
на и Евстафия (память 14 апреля) и
перенесение их мощей.
В 1375 году возобновилась вражда
Литвы и Москвы. Литовский князь
Ольгерд потребовал от Константино-
польского Патриарха рукоположить
отца Киприана в митрополита Литов-
ского,
угрожая стать католиком, если
Западная Русь и Литва не приобретут
отдельного митрополита. Чтобы со-
хранить Литву в лоне Православия и,
с другой стороны, сберечь единство
Русской Церкви, которое немыслимо
было без единого управления, Пат-
риарх Филофей предпринял сложный
ход: хиротонисал Киприана в митро-
полита «Киевского, Русского и Литов-
ского* с тем, чтобы по смерти святи-
теля Алексия святитель Киприан
объединил обе части митрополии,
став митрополитом Киевским и всея
Руси. 2 декабря 1375 года Киприан
был возведен в сан, прибыл в Киев и
в течение двух лет спокойно правил
церковными делами Западной Руси
и Литвы.
После того как 12 февраля 1378 года
преставился святитель Алексий, мит-
рополит Киприан попытался вступить
на объединенный престол, согласно
благословению и воле Вселенского
Патриарха. Но великий князь Димит-
рий Иванович, озабоченный более
ЧГШ КИПРМНЙ
МИТСОП ЛЖК
проблемами внутри Великой Руси
и, до Куликовской битвы, далекий
от идеи объединения всех русских
княжеств, не желал в ту пору при-
нять ставленника Константинополя,
а выдвинул кандидатом на престол
митрополита Московского своего
духовника. У самой Москвы митро-
полита Киприана схватили по по-
велению князя; он провел ночь в
заточении, а потом был выдворен.
О многих скорбях, которые он пре-
терпел от великого князя, святитель
Киприан рассказывал в посланиях к
преподобному Сергию Радонежскому
и его племяннику, игумену Симонов-
ского монастыря преподобному Фео-
дору, с которыми у него сложились
глубокие духовные связи; оба поддер-
живали его кандидатуру на митропо-
личью кафедру. С глубоким смире-
нием переносил святитель Киприан
выпавшие на его долю гонения и ис-
пытания, продолжая рассматривать
московского великого князя как кня-
зя всероссийского и молясь о нем,
его семье и всем его народе ? своей
русской пастве.
Несколько лет длились нестрое-
ния с наследованием всероссийского
престола: дальность пути до Кон-
стантинополя, где утверждался и