background image
-
2011
2
сполнилось сто дней с момента вступле-
ния в должность нового президента Союза
развития наукоградов России В.В. Сударен-
кова. Он был избран на этот пост 2 декабря
на Конференции Союза в Дубне.
Валерий Васильевич Сударенков с ноября
2000 года по настоящее время (в течение че-
тырех созывов) представляет в Совете Феде-
рации Федерального Собрания России ис-
полнительный орган государственной власти
Калужской области. Он является членом Ко-
митета Совета Федерации по науке, культу-
ре, образованию, здравоохранению и эко-
логии.
В.В. Сударенков не новый человек в науко-
градском сообществе. Являясь губернатором
Калужской области, он возглавлял рабочую
группу по созданию проекта федерального
закона "О статусе наукограда Российской Фе-
дерации" и приложил немало усилий для его
принятия. Еще до вступления в силу этого зако-
на добился выхода Указа Президента России
о проведении в Обнинске эксперимента по от-
работке механизмов перехода наукоградов к
бездотационному развитию и форм их госу-
дарственной поддержки. В последующие годы,
будучи избран в Совет Федерации, В.В. Суда-
ренков активно работал над совершенствова-
нием правовой базы наукоградов. Он согла-
сился возглавить Союз развития наукоградов
России после безвременной кончины в мае
2010 года прежнего президента Союза акаде-
мика А.Н. Сисакяна.
Редакция ТС попросила В.В. Сударенкова,
уже в качестве руководителя общественного
объединения городов науки, отработавшего
сто дней на этом посту, поделиться своим ви-
дением сегодняшней ситуации и перспекти-
вы. Но начать интервью мы решили с ретро-
спективы
- Валерий Васильевич, вы стояли у истоков
наукоградского движения, которое возникло,
чтобы сохранить потенциал городов науки в
переходный период. Во многом благодаря
такой самоорганизации наукоградам уда-
лось не только уцелеть, но и стать точками
интенсивного роста инновационной эконо-
мики. В общем, сделано много. А измени-
лось ли за это время понимание роли и мес-
та наукоградов в развитии страны у самих
идеологов этого движения?
- Скажу, как изменилось мое личное понима-
ние миссии наукоградов. Я понял, что это не
случайные поселения на территории СССР,
окунувшись, как губернатор, в региональную
политику и поближе познакомившись со специ-
фикой Обнинска, а потом и других городов на-
уки. Было совершенно очевидно, что это уни-
кальные объекты, которые в ходе своего разви-
тия стали обладать очень важными для страны
особенностями. Не зря в современной урбани-
стике, занимающейся комплексным анализом
развития городских центров, наукоградам по-
священа отдельная глава.
Проведен ряд заседаний Комиссии при Президенте Российской Фе
дерации по модернизации и технологическому развитию экономики
России, десятки мероприятий на федеральном уровне по вопросам ин
новационного развития и активизации всех субъектов инновационно
го развития и их комплексного взаимодействия.
Министерством экономического развития Российской Федерации
Разработана Стратегия инновационного развития Российской Феде
рации на период до 2020 года "Инновационная Россия 2020".
Все это требует учета в новом законодательстве о развитии и повы
шении эффективности использования научно технического, иннова
ционного и социального потенциала наукоградов.
С учетом изложенного Правление решило:
1. Считать необходимым проведение переработки проекта феде
рального закона "О внесении изменений в некоторые законодатель
ные акты в части повышения эффективности деятельности наукогра
дов" с целью его приведения в соответствие с современной инноваци
онной политикой Российской Федерации.
2. Просить Министерство образования и науки Российской Федера
ции внести новеллу проекта федерального закона "О внесении изме
нений в некоторые законодательные акты в части повышения эффек
тивности деятельности наукоградов" о дополнительных правах орга
нов местного самоуправления наукоградов "Права органов местного
самоуправления наукограда на создание и обеспечение условий для
осуществления научно технической и инновационной деятельности
на территории наукограда" как проект дополнений в Федеральный за
кон от 6 октября 2003 г. 131 ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Подготовить доклад Союза развития наукоградов России "Науко
грады как составная часть Национальной инновационной системы
России: функции, опыт и потенциал инновационного развития, норма
тивное правовое обеспечение".
4. Предложить Министерству образования и науки Российской Фе
дерации создать межведомственную рабочую группу с пред
ставителями Минэкономразвития, Минрегиона, Минфина, профиль
ных Комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Рос
сийской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Рос
сийской Федерации, муниципальных образований наукоградов Рос
сийской Федерации, Союза развития наукоградов России для разра
ботки проекта федерального закона (проектов федеральных законов)
о статусе наукоградов Российской Федерации как составной части На
циональной инновационной системы России и об особенностях мест
ного самоуправления в наукоградах Российской Федерации.
5. Инициировать разработку и подписание соглашения между Сою
зом развития наукоградов России и Управляющей компанией иннова
ционного центра "Сколково" Фондом развития Центра разработки и
коммерциализации новых технологий (фондом "Сколково") с возмож
ным присоединением к соглашению муниципальных, образований,
включающих академгородки, технопарки, технико внедренческие
особые экономические зоны, предусмотрев в соглашении, в том числе
создание Совета территорий инновационного развития.
6. Направить настоящее решение в Правительство Российской Фе
дерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации и заинтересованные министерства и организации.