-
5
Творцы артефактов
Руководитель Центра управления Инсти-
тута США и Канады РАН, кандидат экономи-
ческих наук
Геннадий Борисович Кочет-
ков, по образованию инженер, рассказал
об опыте США по подготовке инженерного
персонала и его последующему встраива-
нию в национальную экономику. Оказа-
лось, что в 1980-е годы Америка пережила
кризисный период в связи с тем, что от ак-
тивной деятельности отошло "поколение
спутника" - специалисты, пришедшие в на-
учно-техническую сферу под влиянием ус-
пехов Советского Союза в космической
области. Одновременно с этим в США упал
престиж инженерных профессий, сокра-
тился прием на технические специальности
в университетах. Это создало серьезные
трудности для американской экономики.
Но, надо отдать должное, проблема была
вовремя выявлена, поставлена на общест-
венное обсуждение и решена.
Руководство страны объявило задачу
подготовки инженерно-технических кадров
высшей квалификации для новой экономи-
ки одним из национальных приоритетов со
всеми вытекающими последствиями в виде
государственных решений и финансовых
вливаний. В итоге сегодня по результатам
социологических опросов инженерная
профессия в США восстановила свою ре-
путацию в глазах молодого поколения. При-
ем на инженерные отделения американ-
ских университетов в последние годы ста-
бильно растет.
По словам Г.Б. Кочеткова, в хорошо от-
работанной американской системе подго-
товки инженеров участвуют как образова-
тельные учреждения, которые организуют и
обеспечивают учебный процесс, так и про-
фессиональные инженерные ассоциации,
представляющие интересы рынка рабочей
силы. Работа тех и других находится под
пристальным контролем Советов по лицен-
зированию инженерной деятельности шта-
тов. На все это накладывается личная юри-
дическая ответственность профессиональ-
ных инженеров за результаты своего труда.
- В Америке "инженер" - не профессия, а
звание, причем более высокое, чем звание
ученого, - отметил Г.Б. Кочетков. - Ученый ис-
следует природу, чтобы открыть общие
принципы и законы бытия, тогда как инже-
нер применяет эти законы и принципы для
решения стоящих перед обществом про-
блем. Инженер создает артефакты, не су-
ществующие в природе. Вся материальная
культура сотворена усилиями инженеров.
Если ученый не отвечает за сделанные им
открытия (законы природы объективны и су-
ществуют помимо его воли), то инженер не-
сет юридическую ответственность за свои
разработки и использованные решения.
Поэтому в США профессия инженера отно-
сится к разряду регулируемых: она серти-
фицируется и лицензируется. Для получения
сертификата нужно не только иметь соот-
ветствующее образование, но и сдать спе-
циальный экзамен, приобрести опыт рабо-
ты.
Стать инженером в США сложно, но это
очень почетно. Один из лидеров инженер-
ного образования США - Калифорнийский
Союз развития наукоградов России продолжает работу по расширению сво-
ей "молодежной орбиты" и обучению молодого актива. В феврале Союз провел
для студентов, аспирантов, молодых ученых и инженеров столицы и подмосков-
ных городов науки круглый стол
Инженер в современном инновационном
обществе.
Инженер - одна из ключевых фигур современного мира. Состояние инженер-
ной системы, которая осуществляет внедрение в практику научных разработок
и производство на их основе новой продукции, оказывает большое влияние на
инновационный процесс, заявил ведущий встречи вице-президент и директор
Союза развития наукоградов России Михаил Иванович Кузнецов.
Какими компетенциями должен обладать современный инженер? Какое мес-
то отводится ему в российской системе образования и производства? Благо-
приятствует ли среда развитию инноваций и, следовательно, работе инженера?
На эти вопросы пытались ответить приглашенные Союзом эксперты, представ-
лявшие различные направления науки и образования и по роду своей деятель-
ности хорошо ориентирующиеся в заявленной теме.