-
2011
6
технологический институт, за годы своего
существования выпустил более 11 тысяч ба-
калавров, более 7,5 тысяч магистров, 6,5
тысяч докторов наук и только 345 инжене-
ров. Главным отличительным признаком
профессионального инженера является
его право скреплять производимые расче-
ты, чертежи, отчеты личной подписью и пе-
чатью, что означает принятие юридической
ответственности за возможные последствия
использования предлагаемых технических
решений.
По итогам своего выступления Г.Б.
Кочетков сделал грустный вывод:
России до такого отношения к инже-
нерному труду, какое сложилось в
Америке, еще расти и расти.
Места
на пьедестале
Заведующая кафедрой социологии
и гуманитарных наук Международ-
ного университета природы, обще-
ства и человека "Дубна" доктор фи-
лософских наук
Надежда Гегамовна Баг-
дасарьян поддержала это заключение. Но
вот подход американцев - выделять инже-
нерную профессию в самостоятельный вид
деятельности, который не смешивается с
наукой, она считает спорным. Современ-
ный инженер должен обладать научной
культурой и хорошей гуманитарной подго-
товкой, уверена Н.Г. Багдасарьян. В свое
время она основала гуманитарную кафед-
ру в МГТУ им. Н.Э. Баумана и сегодня на
ней преподает, помогая будущим инжене-
рам "достроить" свое образование до не-
обходимого уровня.
Развивая тему об отношении к инженер-
ной профессии в развитых странах, Н.Г.
Багдасарьян отметила, что, кроме амери-
канской модели подготовки инженеров, ба-
зирующейся на прямых связях с промыш-
ленностью, в мире существуют еще не-
сколько принципиально отличающихся ва-
риантов. Один из примеров показывает
Франция, где инженеры входят в националь-
ную элиту. В Германии инженеров готовят с
опорой на науку. Японская модель - встра-
ивание обучения инженерному искусству в
широкий социокультурный контекст.
Н.Г. Багдасарьян привела интересные
данные опросов общественного мнения,
касающиеся престижности профессии ин-
женера. Во Франции она находится на пер-
вом месте (далее следуют управление, ме-
дицина, право), в Германии - на втором (на-
равне с наукой, но после юриспруденции),
в США - на третьем после врача и юриста,
в Англии - тоже на третьем, но после фи-
нансовой деятельности и историки.
Размышляя о важности широкой обще-
культурной подготовки инженеров, Н.Г. Баг-
дасарьян отметила, что "инновационного
человека", обладающего креативностью,
критическим мышлением, способностью
непрерывно пополнять знания, нельзя вос-
питать из индивидуума, не обладающего
социогуманитарным воображением. По-
этому гуманитарные кафедры в инженер-
ных вузах существуют не только для "общего
развития" студентов. Они создают этичес-
кий базис для профессиональной деятель-
ности в данной сфере, задают меру ответ-
ственности. Кроме того, с помощью специ-
альных методик гуманитарной направлен-
ности хорошо тренируется творческое мы-
шление, без которого изобретателю-инже-
неру просто никуда.
Конструировать
среду
Еще один эксперт
Владимир Евгеньевич
Лепский, главный научный сотрудник и пре-
зидент Клуба инновационного развития Ин-
ститута философии РАН, профессор ГУ
ВШЭ, доктор психологических наук, инже-
нер по образованию, тоже уверен, что гра-
ницу между ученым и инженером провести
невозможно.
- В XXI веке нужны специалисты с хорошей
социогуманитарной подготовкой, - заявил он.
- Последствия от использования новых техно-
логий насколько серьезны для общества, что