background image
-
7
их разработчик должен иметь представление
о том, во что выльются его действия. Нельзя
быть инженером высокого уровня и масштаб-
ных систем, если, кроме инженерной, не об-
ладаешь научной культурой.
В свое время я был главным конструкто-
ром и выступал в качестве заказчика работ
для десятков НИИ. Как бы я ставил ученым
задачи, сам не являясь ученым? Кроме того,
если инженер будет узко подготовленным,
он не сможет успешно кооперироваться с
коллегами. А ведь самые мощные прорывы
делаются сегодня именно на стыке облас-
тей. Кстати, давно понятно, что серьезные
проекты можно реализовать только в коман-
де, но в наших вузах не учат групповому
творческому мышлению. Инновационные ло-
зунги у нас вообще входят в противоречие с
реальной жизнью. Как показывает интернет-
анализ, с 2000 до 2008 года, в период, ког-
да наша власть провозгласила примат инно-
ваций, в России постоянно падал интерес
общества к таким категориям, как инженер,
учитель, ученый.
Есть ли выход из сложившегося положе-
ния, интересовались молодые участники
встречи. Очевидно, что ситуация в стране
критическая. Россия серьезно отстает от
развитых стран в научно-технической сфе-
ре, и, несмотря на заклинания руководства
страны об инновациях и модернизации, с
каждым годом этот разрыв все более углуб-
ляется. В.Е. Лепский рассказал о средовом
подходе к инновационному развитию, ис-
пользование которого может существенно
продвинуть Россию вперед. Его суть - созда-
ние в разных областях сред развития, вос-
приимчивых к новым идеям. Реализовать мо-
дель множественной системы инноваций
непросто, но она очень эффективна. Всех
заинтересовавшихся этой темой Владимир
Евгеньевич отослал к своим работам, в ча-
стности - к книге "Рефлексивно-активные
среды инновационного развития"
(http://www.reflexion.ru/Library/Lepsky_2010a.
pdf)
М.И. Кузнецов, тоже инженер по обра-
зованию, выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана,
отметил важность средового подхода и для
образования. Наилучший эффект достига-
ют те педагоги, которым удается создать
среду, побуждающую учеников развивать-
ся. Подводя итог дискуссии, Михаил Ивано-
вич отметил, что эксперты представили раз-
ные точки зрения на проблему, однако да-
леко не все ее аспекты удалось осветить.
Если у участников встречи есть желание
продолжить такие обсуждения, Союз разви-
тия наукоградов будет этому способство-
вать. Подтверждением заинтересованности
ребят в данной теме стало огромное коли-
чество вопросов, которые они обрушили на
экспертов.
С
имволично, что через
полтора месяца после
круглого стола Союза
развития наукоградов России
"Инженер в современном ин
новационном обществе" прези
дент страны Дмитрий Медве
дев провел встречу со студен
тами ведущих вузов, на кото
рой обсуждались проблемы мо
дернизации технического об
разования и повышения пре
стижа инженерных профес
сий. Президент обсудил с ребя
тами, что нужно сделать "для
популяризации инженерного
образования и поддержки ин
женерного сословия в стране".
Я решил уделить повы
шенное внимание инженерной
специальности именно в силу
того, что это исключительно
важно для создания новой эко
номики,
заявил он 30 марта
на встрече в Московском
энергетическом институте.
Очевидно, что без инженеров
не обойтись, как очевидно и
то, что 90 е годы и это деся
тилетие были очень сложны
ми для инженеров.
Многое из сказанного в
МЭИ президентом и будущи
ми инженерами пересекалось
с идеями, прозвучавшими на
круглом столе Союза развви
тия наукоградов России. Те
перь появилась надежда, что
этим идеям суждено вопло
титься в жизнь. Президент
поручил правительству раз
работать предложения по со
гласованию действий систе
мы образования и предпри
нимательского сообщества,
повышению нормативов фи
нансирования подготовки
студентов инженеров. Кроме
того, глава государства пообе
щал поддержать именными
стипендиями самых талант
ливых и целеустремленных
учащихся, осваивающих ин
женерные науки по приори
тетным направлениям модер
низации и технологического
развития страны. Профиль
ным вузам помогут в строи
тельстве общежитий и осна
щении лабораторий необхо
димым оборудованием.
Ник
олай АНДРЮШО
В