sci_biology home_pets Эд Фраули Вопросы и ответы по Общему Послушанию

Эд Фраули — это американец, владелец питомника рабочих немецких овчарок. На его сервере находится огромное число статей по дрессировке, большинство из которых написаны им самим, но увы, на английском. Некоторые из них довольно спорные и неоднозначные, но нет ни одной скучной.

 Сам Фраули разрешил как угодно распространять русские переводы его статей по Интернет, но с обязательным указанием авторства и ссылки на его сайт (http://www.leerburg.com). Если будут замечания по качеству перевода, пишите Нелли Вознесенской dima@vladcomport.ru

Предупреждение переводчика!

Хотя многое из того, что советует Фраули, очень дельные вещи, помните, что Фраули тоже человек, и он может ошибаться или заблуждаться. Не торопитесь сразу применять его методы — подумайте сначала. Особенно это относится к следовой работе — могут быть проблемы с Schutzhund.

ru en Нелли Вознесенская
TaKir Fiction Book Designer, FB Editor v2.0 07.05.2008 http://www.leerburg.com 090D83-F3C7-094A-3194-423A-02CC-CF320F 1.0

version 1.0 — TaKir — создание документа


Эд Фраули

Вопросы и ответы по Общему Послушанию

* * *

Вопрос: Я надеюсь, что вы сможете мне помочь с моей немецкой овчаркой Грейси.

Сейчас ей 14 месяцев, она знает основные команды послушания, но она отказывается слушаться, когда я подзываю ее. Как только она слышит звук открывающейся двери, она пытается удрать, а удрав, отказывается возвращаться.

Мы будем жить в сельской местности, поэтому это не так уж и страшно, но все же огорчает, кроме того, может стать источником проблем в будущем. Еще она гоняется за людьми и лошадьми. Меня это очень тревожит, но я не знаю, как исправить эти привычки. Я даже заказала тренировочный ошейник, в надежде, что это остановит ее, но я не уверена, что сделала правильно.

Ответ: Чтобы решить эту проблему, надо рассмотреть несколько вещей.

Электрошоковый ошейник — это самое последнее средство из списка возможных, и скорее всего, он не понадобится. Каждая команда послушания состоит из трех этапов. На первом мы учим собаку понимать значение команды. На втором мы учим собаку, что если она уже знает команду, но отказывается ее выполнять, то ее скорректируют, то есть заставят это сделать воздействием. На третьем, мы учим собаку выполнять команды при отвлекающих факторах. Собаку нельзя поправить за то, что она не подходит, если она еще не знает значение команды «ко мне».

Теперь, первая вещь, с которой надо определиться, если собака знает команду. Я предполагаю, что ваша собака знает, поскольку вы сказали, что она знает основы послушания. Значит, теперь ее надо научить, что ее обязательно «скорректируют», если она не подойдет. Вы не должны делать этого во дворе, поскольку там слишком много отвлекающих моментов. Я бы начал с работы на строгом ошейнике и обычном поводке прямо дома. Я бы оставил ее в положении «лежать» в комнате и попросил бы кого-нибудь открыть дверь, как будто кто-то выходит. В это момент нужно позвать собаку. Если она бросается к двери, а не к вам (ваш помощник не должен позволить ей выйти), то вы спокойно, без крика или повышения голоса подойдите к ней, возьмите за ошейник и скорректируйте ее поведение (дерните) по десятому уровню, то есть сильно. В таких ситуациях я дергаю несколько раз, пока возвращаюсь на то место, откуда ее звал, и все время повторяю «Ко мне!».

Главное здесь говорить спокойно и не орать как сумасшедшей. Есть большая разница между этим и тем, как командуют дрессировщики-новички. Итак, вы возвращаетесь на ту точку, откуда звали собаку. Вы останавливаетесь. Собака скорее всего будет обескуражена, если корректировка поведения была проведена достаточно жестко и твердо. Подождите секунду или две, а затем похвалите собаку, показывая, что вовсе на нее не сердитесь. Продолжайте эти занятия до тех пор, пока собака будет продолжать прислушиваться к каждому отвлекающему звуку в доме. Мы должны добиться послушания, когда входная дверь широко открыта и собаке нужно приблизиться к ней, чтобы подойти к вам. Затем, когда вы уже достигли этого этапа дрессировки, самым лучшим будет прикрепить 10 метровую веревку и отпустить собаку без поводка. Если собака удирает наружу, всегда будет легче ее поймать, если позади собаки тянется десять метров веревки, а собака не знает, где находится конец этой веревки. Но опять-таки, когда вы ее поймали, коррекция должна быть довольно суровой. У меня только один взгляд на эту проблему: «Лучше один раз дернуть, чем сто раз потянуть». Важно помнить, что коррекция — это фактически серия коррекций, которые вы производите, возвращаясь на то место, откуда вы звали собаку. Для усвоения этот процесс требует нескольких дней. Не пытайтесь проскочить его за одно или два тренировочных занятия. Когда собака будет всегда находиться от вас не дальше, чем длина веревки, эту длину можно сократить и, наконец, можно будет оставить обычный поводок, прикрепленный к ошейнику. Далее я приведу список самых больших ошибок, которые делают начинающие дрессировщики. Пожалуйста, не позволяете себе их допускать. Вот что они делают: Не хвалят собаку как следует, когда та правильно выполняет команду. Вам нужно даже преувеличивать ваши похвалы, когда вы дрессируете собаку. (обычно с этой проблемой чаще сталкиваются мужчины, чем женщины — я думаю, это из-за их натуры). Начинают этап коррекции слишком рано. Другими словами, они начинают корректировать собаку, до того как она поняла значение команды. Это просто несправедливо по отношению с собаке. Вы должны на 100% увериться, что собака понимает то, что вы ей говорите, прежде чем вы начнете корректировать ее за то, что она этого не делает. Неопытные дрессировщики пытаются обучать командам в местах, где отвлекающие воздействия слишком сильны. Пример- класс по послушанию. Вы не должны пытаться учить собаку совершенно новой команде, когда рядом другие 20 собак. Это глупо, и вы никогда не увидите профессионального тренера, который брал бы свою собственную собаку в класс и пытался бы учить ее совсем новым командам. Вот почему я не сторонник 8-и или 10-и недельных классов по послушанию. Учите сначала свою собаку дома, на кухне или заднем дворе. Когда собака уже прошла через этапы обучения и коррекции, приводите ее в класс, чтобы научить вашу собаку работать в экстремальных условиях. Дрессировщики-новички часто забывают похвалить собаку после корректировки. Когда вы корректируете собаку, вы вводите ее в стрессовую ситуацию. Когда вы хвалите, вы позволяете собаке освободиться от этого стресса. Всегда необходимо показать после коррекции, что вы не сердитесь на собаку. То есть вы как бы говорите: «Хоть я и заставляю тебя, но я все равно тебя люблю».

* * *

Вопрос: Я сделала все ошибки, которые только возможны при покупке щенка. Вот моя история. Мою проблему зовут Меко. Мы купили его в возрасте четырех месяцев- и он не был приучен к чистоплотности дома! У людей, у которых мы его взяли, были маленькие девочки, которые таскали его всюду за собой на длинном поводке (благодаря этому он прекрасно относится к нашим сыновьям — близнецам 14-ти месяцев) — и он часто упирается на нем. Еще одна проблема в том, что он «бегун». Я пытаюсь медленно добраться до него и вернуть домой как можно скорее (на соседних улицах очень оживленное движение), но чаще всего он удирает, как только я подойду ближе! Я в бешенстве! Он отказывается обращать на меня внимание и только частично слушается моего мужа. И при этом я привыкла всегда отвечать за обучение и контроль за любым живым существом в нашем доме! Теперь мы завели для Меко строгий ошейник, но я не уверена, что мы правильно его используем. Кроме того, он все еще имеет «происшествия» дома, если мы оставляем его больше, чем на час. Я не могу удержать его от сумасшествий каждый раз, когда к нам приходят гости. Мне приходится платить за испорченную одежду и оплачивать счета из химчистки из-за его привычки на все прыгать, и я становлюсь все злее. Вдобавок, он постоянно интересуется мусором (в том числе подгузниками, которые, позвольте Вам заметить, действительно грязны!). Я знаю, что я не должна сходить с ума, и я все время говорю себе, что он нормальный щенок. Должна ли я все это бросить, или что? Какие шаги я могу предпринять, чтобы изменить эти плохие привычки, которые уже есть? Может мне стоит взять другого щенка и делать все по-другому? Но Меко — это часть нашей семьи, и мы очень хотим, чтобы у него все было хорошо и поэтому хотим знать, как сделать его поведение лучше. Я совсем не думаю, что он глупый- я вижу это по его глазам… Мне только нужно немного уверенности.

Ответ: Ваша собака очень нуждается в том, чтобы с ней работали. Вы должны начать с собачьей клетки в доме. Я отдаю предпочтение проволочным клеткам перед пластиковыми. Переносная клетка даст собаке больше пространства, чтобы осматривать вещи вокруг нее и, кажется, собаки в них лучше отдыхают. Как только собака будет приучена к клетке (это займет около недели), ее нужно будет помещать в клетку всякий раз, когда вы уходите из дома или к вам приходят гости. Это позволит избежать луж, когда вы уходите и прыганья на людей, когда вы дома. Когда щенок научится некоторым собачьим упражнениям на послушание, он станет спокойнее. Тогда он сможет быть и среди незнакомых людей. Hо до тех пор, пока он не станет понимать и не прекращать свои действия по вашей команде, его следует помещать в клетку. Проблема с мусором — это другой вопрос. Я бы начал класть на верх мусорного ведра мышеловку. Если щенок будет ее игнорировать и не бояться захлопывания мышеловки, поставьте ловушку для крыс. Этот прием позволяет заставить большинство собак держаться подальше от мусора. Кроме того, это может быть и проблемой питания, которая и заставляет стремится вашу собаку к испачканным подгузникам. Удостоверьтесь, что вы кормите щенка качественной едой для собак. Лично я бы стал также давать щенку каждый день хорошие витамины для людей. (Специальные собачьи витамины не очень качественны). Проблема убегания может быть решена с помощью длинной веревки и строгого ошейника. Привяжите веревку к ошейнику, и каждый раз, когда собака выходит наружу, за ней будет тянуться несколько метров веревки, причем собака не будет знать, где ее конец. Тогда вы всегда сможете достать собаку, когда ее зовете. Если собака не идет, ее поведение должно быть скорректировано с помощью подтаскивания. Разумеется, предполагается, что вы уже провели некоторое обучение, и собака хотя бы знает, что означает команда «ко мне».

* * *

Вопрос: Мой 6-месячный щенок овчарки — очень умный пес, но он не признает моего мужа. Я обычно сама гуляла со щенком и кормила его. С тех пор, как мы заметили эту проблему, мой муж полностью взял на себя кормление, и хотя пес и стал лучше к нему относиться, все еще не хочет оставаться с ним дома или играть. Заранее спасибо.

Ответ: Может ваша собака пытается что-то сказать вам о выборе вашего партнера?

Это, конечно, шутка. Превратите вашего мужа в машину для хот-догов. Пойдите купите дешевых сосисок и порежьте их на маленькие кусочки. Ваш муж должен давать собаке это угощение каждый раз, когда вспомнит об этом. Когда вы идете на прогулку, позвольте вашему мужу звать щенка и давать ему кусочки, когда тот подойдет. Пусть также ваш муж ухаживает за щенком и причесывает его, это тоже помогает. Если все это не сработает — заведите или новую собаку, или нового мужа.

* * *

Вопрос: Hаша Лэнни (1 год) имеет много плохих привычек: она постоянно лижется и прыгает на нас. Она никогда просто не сидит или не лежит, когда мы смотрим телевизор или разговаривает. Еще она играя кусает моего мужа, однако никогда не кусает меня, потому что в прошлом я была с ней построже. И наконец, она для нас слишком умная: мы никогда не можем заставить ее подойти, или выйти из комнаты, или идти спать. Когда мы пытаемся ее заставить, она просто ложится, перекатывается на спину и дрыгает лапами в воздухе. Если попробовать схватить ее и надеть ошейник, она покажет зубы и попытается укусить.

Ответ: Вашей собаке нужна дрессировка на послушание. Это то, с чего следует начать. Один год — это тот возраст, когда уже следует учить манерам, а ваша собака достаточно взрослая, чтобы пройти через серьезную дрессировку. Эта собака просто плачет по вниманию, и дрессировка даст ей это внимание и научит хорошему поведению. Другая проблема в том, что вы позволяете ей перекатываться на спину и показывать на вас зубы. Допуская, чтобы случалось подобное, вы фактически обучаете собаку делать это, потому что она уже усвоила, что получает нужный результат. Когда собака показывает зубы и она такая как ваша (меньше одного года), то такую собаку нужно ударить и ударить как следует. Такая собака еще недостаточно зрелая, чтобы реально пойти против своего хозяина (и не важно, насколько неопытен хозяин). Если вы не чувствуете себя настолько уверенно, чтобы смириться с тем, что на собаку надо поднять руку, то наденьте на собаку короткий поводок и оставляйте его надетым всегда. Тогда вы в любой момент можете дотянуться и дернуть за 50-сантиметровый поводок. Если собака огрызается, то к ней надо применить коррекцию десятого уровня: собака должна понять, что каждый раз, когда покажет свои зубы, она пройдет через АД. Если вы как хозяин не можете это сделать, то вы создаете очень опасную ситуацию. Когда собака повзрослеет, она будет чувствовать все большую и большую уверенность в своих способностях защитить себя (когда собаки моложе года, они еще не чувствуют такой уверенности в себе). Собака усвоит, что если ей что-нибудь не нравится, она может зарычать на человека. В один прекрасный день она может быть рядом с ребенком, который сделает что-то, что ей не понравится, но рычание может не сработать, поскольку ребенок просто не способен распознать этот предупредительный сигнал, и тогда собака его укусит.

* * *

Вопрос: Я хочу научить моего лабрадора приносить мне тарелки-фрисби, теннисные мячи и так далее. Ей нравится апортировка, но для нее это игра, и она по-настоящему не отдает предмет мне, когда возвращается. Следует мне использовать принудительную апортировку?

Ответ: Одна из вещей, которую должны сделать начинающие дрессировщики, это отступить от проблемы и проанализировать реальное положение вещей. Иногда они путают «то, что они хотели бы, чтобы случилось» с тем, что «происходит на самом деле». Я думаю, это как раз тот самый случай. То что хотите вы, это чтобы собака апортировала фрисби и возвращала его назад (с ударением на возвращала).

Вы думаете, что это ситуация как раз для применения принудительной апортировки. Тогда как на самом деле собака прекрасно бежит за фрисби для апортировки. Она просто не подходит, когда вы ее зовете. Вначале позволяете ей оставлять фрисби у себя, когда она подходит. Очевидно, ей это нравится, иначе она просто не стала бы с вами играть. Когда вы забираете фрисби, может быть следует поощрить собаку или когда она к вам подойдет, держать под рукой еще одну фрисби и показать ее. Таким образом вы заставите собаку выплюнуть первую тарелку до того, как бросите вторую. В эту игру можно великолепно играть и теннисными мячами. Это так называемая «игра двумя мячами». Не требуется долгого обучения, чтобы собака поняла, что требуется схватить мяч и принести его назад, чтобы получить возможность поиграть со вторым. Как только собака усвоила эту игру, вы можете добавить некоторые элементы послушания, например дав команду лечь, после того, как она выплюнула первый мяч, но до того, как вы бросили ей второй. Все это называется дрессировкой через стимулы, и это всегда гораздо лучше, чем сразу использовать силу. Если собака не будет играть с двумя мячами (а таких собак очень немного), то вы можете использовать другой подход. Можно рассмотреть эту проблему как проблему подзыва. Собака настолько увлечена игрой, что не хочет оставлять ее и подходить, поскольку знает, что лишится своей игрушки — и это ей совсем не нравится. Таким образом вы должны поработать над подзывом при наличии отвлекающих факторов. Вернитесь к работе над подзывом на длинном поводке (работу с фрисби пока оставьте в покое).

Отведите вашу собаку туда, где есть другие собаки и подзывайте ее. Акцент должен быть сделан на поощрении собаки, когда она подходит. Когда собака будет подходит к вам даже при сильных отвлечениях, вы можете вернуться к работе с фрисби. Если собака не подходит, возьмите ее на длинный поводок и направьте ее назад к вам. Если она бросает фрисби и теряет к нему интерес то у вас другая проблема. Однако, если вы уделите достаточное внимание отработке подхода к вам с тарелкой, это должно помочь.

* * *

Вопрос: Мой муж и я купили щенка немецкой овчарки в возрасте 4,5 месяцев у заводчиков, которые имели нескольких чемпионов. Мы хотели быть уверены, что берем щенка с хорошей родословной и отличным темпераментом. Теперь собаке 11 месяцев и мы очень разочарованы и даже уже готовы вернуть собаку заводчику. Мы не знаем, или это проблема нашей дрессировки, или проблема в самой собаке.

Собака в большинстве случаев слушается моего мужа, и будет слушать его, когда он говорит стоять или лежать, а вот мне трудно заставить собаку слушаться.

Команды «сидеть» он чаще всего слушается, но он не будет долго стоять, а заставить его лечь, самое бесполезное занятие, с которым я когда-либо имела дело. Он сопротивляется всеми способами, и проходит очень много времени, пока он не начинает слушаться. К тому времени я уже обычно почти на грани слез. А если он не хочет чего-то делать, он отбегает на такое расстояние, на котором я не могу его достать. Еще он прыгает на всех, а у нас дети: дочь 4,5 лет и сын 7 лет. Бывает, что он и дочку доводит до слез, потому что часто хватает ее за одежду и кусает, правда играя. Мы как можем пытаемся следить за этим, постоянно говорим «Фу», даже хорошенько встряхиваем за загривок, смотря ему прямо в глаза. Если я или мой муж находимся в комнате, то большую часть времени его вполне можно контролировать, но стоит только в комнату войти нашей дочери, как он начинает прыгать, бегать по комнате и хватать все, что ему нравится: одежду, игрушки детей и тому подобное. Я завела для него игрушки, чтобы он грыз только их, но кажется, что они для него безразличны. Мы стали водить его в школу послушания, и теперь он знает команды, но проблема в том, что он не хочет слушаться меня все время, а мне хотелось бы видеть его послушной собакой постоянно, в том числе и когда мы находимся среди других людей. Он кажется очень упрямым и очень доминантным, ничего из того, что мы пытались сделать, кажется не помогает, и мы даже уже почти готовы избавиться от него, если он не станет лучше. Это письмо — наша последняя надежда. Все же мы не хотим отказаться от него. Мы знаем, что немецкие овчарки становятся взрослыми между 18 месяцами и 2 годами, и поэтому не можем определить, только ли это щенячье поведение и он еще успокоится, или он пытается стать альфа-лидером в доме. В течение дня он находится у нас на заднем дворе, и только вечером мы впускаем его в дом. Мы бы хотели, чтобы он был частью нашей семьи и нашей караульной собакой. Но согласитесь, очень трудно привязаться к собаке, на которую постоянно приходится кричать, и которая не выполняет ваши команды. Что мы должны делать с ним, и что мы делаем неправильно? Пожалуйста, помогите.

Ответ: Всегда очень трудно решить проблему, не видя саму собаку. У меня сложилось впечатление, что здесь сыграли свою роль сразу несколько факторов. Люди, не имеющие достаточного опыта, склонны думать, что они могут приобрести хорошую собаку, если она происходит из какой-нибудь чемпионской линии. Лично мое мнение об этом изложено в статье «Отличия германских племенных линий от американских». Я считаю, что рабочие качества почти полностью изведены в американских племенных собаках. Все для чего выводят этих собак — это чтобы бегать по кругу и хорошо выглядеть. В американских племенных линиях темпераменту и рабочим качествам никакого внимания совершенно не уделяется. АКС (Американский Клуб Собаководства) и GSDA(Американский клуб немецкой овчарки) уже практически разрушили рабочие способности американских овчарок. Таким образом, уже здесь кроется начало проблем. То, что вы покупали, и то, что вы купили — это, как говорится, две большие разницы. Могло быть и хуже, если собака была бы вам нужна для серьезной защитной работы. Это было бы все равно, что купить лошадь на ближайшей ферме с намерением участвовать с ней в Кентуккийском Дерби. Шансы получить хорошую защитную собаку из американских племенных линий примерно те же. Проблема доминирования — это другая проблема.

Но существует разница между доминированием и упрямством. Если собака постоянно рычанием показывает свое право на миску с едой, игрушки или клетку, то это ранние признаки доминанты. В этом случае я рекомендовал бы кастрировать собаку, если вы намерены держать ее дальше. Но помните, что если есть шанс, что собаку держать вы не будете, то у вас могут быть трудности с ее продажей. Собака показывает доминирование над детьми и другими собаками, когда, если во время игры ребенок или собака оказывается на полу, доминирующая собака становится над ним и пристально глядит сверху. Это один из путей установления доминанты. В самый первый раз, когда вы заметили, что собака стоит над ребенком, лежащим на полу, знайте, что это знак того, что собака пытается установить главенство в стае. Вам придется выбирать — или предпринять серьезные шаги, чтобы показать собаке, где ее место в стае, либо придется от нее избавиться. И все же, собака между 10 и 11 месяцами еще щенок. Она еще не имеет такой способности к борьбе, чтобы ответить на быстрый удар. Другими словами, если вы корректируете его поведение, а он на вас рычит, то повторите корректировку еще раз как можно тверже. В 11 месяцев щенок еще не достаточно взрослый, чтобы оспаривать вашу власть в стае. Но эта ситуация может измениться через 6 или 12 месяцев.

Двухлетняя собака уже достаточна взрослая, чтобы сказать: «Если ты будешь так со мной обращаться, то я нападу, и мы посмотрим, кто что из себя представляет».

В этом случае единственное, что можно сделать, это отдать собаку опытному человеку или усыпить. Но ваша собака еще в юношеском возрасте и, как я понял, по настоящему не дрессирована. Это одна из причин, по которой собака делает те вещи, о которых вы говорите. Все это похоже на то, что собаке недостает внимания. Я говорю это на основание вашего описания того, как она ведет себя с детьми, входящими в комнату. Я бы рекомендовал бы вам завести хорошую собачью клетку и поставить ее в той комнате, где вы проводите больше всего времени.

Помещая собаку в эту клетку, вы достигаете сразу две цели: собака чувствует себя частью и семьи и не имеет возможности беситься в доме. Позже, когда собака станет лучше себя вести, вы можете позволить ей оставаться на свободе сколь долго, сколько она будет себя прилично вести. Если собака снова начинает вести себя плохо — поместите ее обратно в клетку. Вы должны успеть воспользоваться всеми преимуществами клетки до того, как вашей собаке исполнится 2 года. И последняя проблема, которая есть у вас, это проблема хозяина. Собака вас не уважает. Она не будет уважать и ваши команды до того, как вы не будете готовы к тому, чтобы показать ей, что вы способны дать ей значительную встряску, если она не будет слушаться. Многие люди не готовы взять строгий ошейник и дать собаке именно тот тип коррекции, который ей необходим. У других людей есть проблемы с систематичностью. Они дают хорошую коррекцию, но не всегда, когда это нужно, что создает проблемы, подобные тем, что имеете вы. Если на вашей собаке будет постоянно надет строгий ошейник с коротким поводком (примерно 50 см), и она будет знать, что всякий раз, когда она проигнорирует команду, о на будет скорректирована по самому суровому уровню, она выработает совсем новое отношение к сказанному слову. И, наконец, собаки не роботы. Вы должны предоставлять им и свободное время. Это не означает, что вы должны позволять собаке беситься в доме; просто если она будет вести себя прилично, позвольте ей погулять свободно. Может одна или две прогулки в день позволят вашему псу остепениться. Гуляйте с ним на строгом ошейнике и длинном поводке. Выведите его с заднего двора, покидайте ему мячи, в общем, позвольте собаке сжечь избыток энергии. Я надеюсь, что все это вам поможет.

* * *

Вопрос: Почему так важно играть со щенком мячиком на веревочке?

Ответ: Большинство щенков имеют развитый инстинкт добычи. Этот инстинкт проявляется в стремлении догнать и схватить вещь. Мы используем этот инстинкт для того, чтобы определиться с игрушками, с которыми щенок будет играть. Как только щенок выделит группу игрушек, которые кажутся ему его собственными (его добычей), вероятность того, что он станет жевать обувь и другое домашнее имущество, значительно понизится. Но заметьте, я не сказал, что он никогда не будет грызть обувь. Обычно я использую теннисный мяч на 3 миллиметровой нейлоновой леске. Сначала я возбуждаю интерес щенка, подбрасывая мячик прямо перед ним. Затем я позволяю щенку подойти и обнюхать мячик, а затем делаю маленький рывок лески от щенка. Это обычно вызывает его интерес. Когда он снова подойдет чтобы обнюхать — еще один маленький рывок. Если ваши рывки слишком сильны, то щенок может потерять к мячу интерес, поскольку «с глаз долой- из сердца вон». Важно, чтобы мячик был прямо напротив ног щенка. Многие начинающие дрессировщики дергают слишком сильно, так что мячик откатывается слишком далеко. Также важен и временной фактор: дергайте только после того, как нос щенка достиг мячика. Как только щенок уже начинает преследовать мячик, мы позволяем схватить его. Поначалу щенок будет очень горд этим. Мы даем несколько секунд посмаковать этот момент, но затем выдергиваем мячик у него изо рта за веревочку. Это снова вызовет вспышку инстинкта добычи из-за того, что щенок почувствует себя немного собственником, что дает стимул преследовать и хватать вещь, которой его только что лишили. И пусть слово «собственник» вас не пугает.

Работа с мячиком еще не создает проблемы доминирования у щенка. Как только щенок начинает узнавать свой мяч, когда мы приносим его для игры, можно считать, что цель достигнута. Тогда можно заменить мячик другими игрушками, которые мы хотим использовать. Щенок быстро узнает игрушку и ассоциирует объект как добычу. Позже в жизни мы можем использовать щенячью привычку играть с этим мячиком как награду за правильное исполнение при обучении командам послушания или работе по следу. Вместо того, чтобы давать ему кусок сосиски, мы даем ему поиграть с теннисным мячиком. Это дает отличный результат, поскольку нашей подготовительной работой мы сделали мячик ценной для щенка вещью. Единственный важный момент, о котором я должен предупредить хозяев, это то, что некоторые собаки становятся настоящими маньяками мячей. Когда такие собаки вырастают, они иногда жуют и даже съедают мячи. Если это произойдет, собака может погибнуть.

Решить эту проблему можно просто не оставляя без присмотра мяч возле собаки, которая уже имеет настолько сильные челюсти, что может его разгрызть. В общем, что хорошо для щенка, то не всегда хорошо для взрослой собаки.