science ЕленаАнищенкова Речевая гимнастика для развития речи дошкольников

Книга содержит занятия и упражнения для развития речевых навыков ребенка. Регулярное выполнение упражнений оказывает благоприятное влияние на формирование произносительной стороны речи, способствует объединению простых артикуляционных движений в сложные речевые двигательные мелодии.

Пособие предназначено для родителей, логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

2007 ru
Litres DownloaderLitres Downloader 31.10.2008litres.rulitres-1706901.0

Елена Анищенкова

Речевая гимнастика для развития речи дошкольников:

пособие для родителей и педагогов

Предисловие

Встреча мышления и речи составляет крупнейшее событие в развитии индивида, и именно эта связь ставит мышление человека на небывалую высоту.

Л. С. Выготский

Речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительные путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен.

К четырем годам совершенствуется речь ребенка, расширяется как пассивный, так и активный словарь. Грамматически правильно построены фразы.

Родители и воспитатели! Следите, пожалуйста за своей речью, ибо она должна быть образцом для ребенка. Постарайтесь избавиться от недостатков звукопроизношения. Говорите медленно, четко, выразительно, красиво. Прислушивайтесь к звучанию своего голоса. Постарайтесь, если не прекратить, то свести до минимума общение малыша с родственниками и знакомыми, имеющими дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи или заикание. Чтобы правильно говорить, ребенок должен четко восприниматьть слова и звуки, запомнить их и точно воспроизводить.

К 4—5 годам малыш овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему?»

Пятый год жизни – заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается. Лингвистическое совершенство детского словообразования, построенного по законам родного языка, поразительная чуткость малышей к языку радуют, удивляют и забавляют родителей.

Случается, что малыши образуют и синтетические слова: БАНАНАС (банан + ананас); БАБЕЗЬЯНА (бабушка обезьяны); ВОРУНИШКА (вор + врунишка); МАПИНА ДОЧКА, ВСЕХЛЮДНАЯ. В возрасте от 3,5 до 6 лет дети очень любят сочинять и рассказывать сказки.

Родители должны научиться внимательно слушать своего ребенка. Хорошо, если они записывают за ним слова, сказки, которые он сочиняет. На пятом году значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, он реже пропускает звуки и слоги, правильно произносит шипящие и сонорные звуки; учится выговаривать многосложные слова, точно воспроизводит слоговую структуру. Определенную трудность для детей представляют слова с большим количеством согласных звуков (зеркало,литература, экскаватор, контейнер), поскольку произношение некоторых звуков у них еще не закреплено: звуки не дифференцированы на слух в произношении. Постепенно эти недостатки проходят, подвижность мышц артикуляционного аппарата позволяет более точно использовать язык и губы для произношения сложных звуков.

5-летний ребенок может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове. Поиграйте с ребенком, попросите его назвать слова, которые начинаются на звук т или д, б или п, м или н. Развитый речевой слух дает ему возможность различать громкость звука, ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонации, голосовые модуляции. Если ребенок к 5 годам все еще неправильно произносит отдельные звуки, ему нужна помощь логопеда. Это тем более необходимо, что у ребенка возрастает интерес к звуковому оформлению слов и он с удовольствием их рифмует. Паша-маша, каша-наша, а иногда сочиняет собственные четверостишия или перефразирует хорошо известные: «Тише, Танечка, не плачь, я куплю тебе калач».

К 5 годам активный словарь детей увеличивается приблизительно до 3000 слов. Это позволяет им точнее выражать свои мысли, насыщая речь прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из-за, из-под). Они все чаще пользуются обобщающими понятиями: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, продукты и т. д., сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

Если вы хотите помочь малышу закрепить и дифференцировать те или иные звуки, а также овладеть слоговой структурой слова, предложите ему задание: он должен договаривать слова в небольших стихотворениях:

«Приходи к нам тетя...

Нашу деточку...»

«Спать пора.

Уснул...

Лег в коробку

На...» Чтобы закрепить правильное употребление звука, выработать четкую артикуляцию, предложите малышу повторять за вами чистоговорки и скороговорки, которые мы предлагаем!

Занятия и упражнения

Говорить с тобою мыЧетко, правильно должны,Чтобы звуки зазвучали,Чтобы все нас понимали! С – Сь

При правильном произнесении звука «с» губы принимают положение следующего гласного, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам. При произнесении мягкого звука «с» спинка языка более выгнута по направлению к твердому небу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.

Идут соседи в гости к Косте. Для Сени и Сани – судак в сметане,А соседская киска будет есть сосиски. Дали соску Сане,Сидит он тихо с нами. Стоит Семен с косоюПод высокою сосною. Спит Семен в гамаке у сосны,Видит самые светлые сны. Сима всю семью в гостинойУгостила апельсином. Есть в запасе у хозяйкиСуп, фасоль, судак и сайки. Вася! Сиднем не сиди!Иди сена накоси! Сеня сено не косил,Сидел на пне он и грустил. Несет АлексейСобаке мясо без костей. Стадо пас пастух Филипп,Спал в тени высоких лип. Стая соек в кустах свистела,Ася спугнуть их совсем не хотела. В супе не хватает соли,Сказать об этом надо Соне. Сметану и соль Сима купила,А пасту зубную купить позабыла. Соня добавила в супСоль, фасоль и сметану. «Как вкусно! Спасибо!» -Сказала Светлана. Степан у СветыВзял конфету. Соня Стасу наливает квасу,Ну а Стасик квас не пьет,Любит он из слив компот. Сима и Соня на сене сидели,Песни веселые девочки пели. Соня сама одевается,Соня сама умывается,Пьет она сок и кисель,Сама застилает постель. Синий-синий василечек,Неба синего кусочек. Выпил СтепанКиселя стакан. 3 – Зь

При произнесении звуков «з», «з'» артикуляционный уклад тот же, что при произнесении звуков «с», «с'», только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос звучит, выдох менее напряжен.

В магазине были розыДаже в сильные морозы. У леса за оврагами.Ползла змея зигзагами. За земляникой Зоя с ЗинойХодили в лес с большой корзиной. Мама Лизу на занятия ведет,Лиза зонтик свой весёленький несет. Взяли за руку мы Зину,Увели из магазина. Наказала строго ЛизаСвоего кота Маркиза. Это кто же, как бизон,Затоптал в саду газон? Зеленкой мама ЛенеНамазала колени. Знает зайка, что зимойЛегче встретиться с лисой. Зиновий привязал козу к березе,Ну а коза тянулась к розе. Изба закрыта на замок.Куда уйти хозяин мог? Отвезем козу мы в поле,Пусть резвится на просторе. Вместо утренней зарядки,Наш Кузьма прополет грядки. Люблю я свой зеленый сад,Здесь провести весь день я рад. Ц

Звук «ц» образуется в результате быстрого слияния звуков «т» и «с» («тс»).

Сидит царевна на крыльце,Румянец на ее лице. У высокого крыльцаВся в цвету акация. За окном царит туман,На циновке спит цыган. На водопое пьют водицуМедведица, лисица, львица. Кузнецы сковали цепь.На цепи сидит медведь. На улице девицыВ цветастых рукавицах. Все пальцы в кольцах у царицы,Их потерять она боится. «Дайте мне три огурца», -Попросил я продавца. Наш Василий – молодец,Съел солёный огурец. Строго смотрит цапля на цыпляток,Посчитать ведь надобно ребяток. Бил копытом жеребец,Сена дал ему отец. Певец на сцене выступал,Ему весь зал рукоплескал. Порция цукатовДля Аси маловата. Кто боец?Кто молодец?Кто царевну из темницыВысвободит, наконец? Ш

При произнесении звука «ш» части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:

–губы несколько выдвинуты вперед;

–кончик языка приподнят к небу, но не касается его, образуя щель;

–боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по краям струю выдыхаемого воздуха.

Шепчет бабушка Наташа:«Не шали, внучонок Паша!» Шалунью Машу пшенной кашейУгощает щедро Даша. Лежит кошка на подушке,Шевелит тихонько ушком. Маленький мишкаНаступил на шишку. Тихо Машенька шагает,Нашу кошку не пугает. Под душем девчушкаМоет шею и ушки. Под шум дождя спала Наташа,Играли в шашки Миша с Дашей. Игрушки отдал я братишке.Читаю умные книжки. Дедушка, бабушка с внуком СережкойВесь понедельник копали картошку. Отказались мы от кашиВместе с Мишей и Наташей. Под щекою у КатюшкиДве пуховые подушки. Шепчет Саше бабушка:«На, поешь оладушки». Покажу братишке ГошеСвои новые галоши. Кушал Паша шоколад,Пил шипучий лимонад. С-Ш Пошутила тетя Маша,И весь день смеялся Саша. На шоссе стоит машина -Прокололась ее шина. Шесть сосенок, шесть осинПосадил Иван один. Десятый автобус ушел с остановки.Шагаем пешком мы с приятелем Вовкой. Три веселые подружкиПили сок, жевали сушки. Шесть лет сегодня Саше,Семь лет – сестренке Маше. Саша – послушный ребенок,Спокойный и тихий с пеленок. – Алексей!, – зовет Наташа, -Иди к столу, остынет каша. Паша сегодня в школу идет,Азбуку в сумке с собою несет. На сосне висели шишки,Дали их играть малышке. Вермишель положим в суп,Любит этот суп Юсу п. С горки на лыжах несутся детишки,И не страшны синяки им и шишки. Ж

При произнесении звука «ж» положение речевых органов то же, что при произнесении звука «щ», только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос звучит.

Жук над травою кружитИ жужжит-жужжит-жужжит. С нежным вкусом ежевикуНе жуёт, – глотает Вика. Еж со мной дружил все лето.Расскажу друзьям об этом. У Жени и ЖанныЖелтые пижамы. Жанна надела желтый жакет,Женя примерил бежевый берет. Ежик жил под старым пнем,Ждал ежиху жарким днем. У ужа ужатаРасползлись куда-то... Животик у ужонка заболел.Спросила мама: «Что ужонок ел?» Села жаба возле лужи,Ждет гостей к себе на ужин. Из кубиков строит Женя гараж,И бережно ставит туда он джип наш. Бежал Жора по дорожке,На ногах его сапожки. Подарили Жене ножик,Настрогал друзьям он ложек. Подарили Жанне «Жигули».Жми на газ, смелей рули. Ножом мы режем свежий хлеб,Вас приглашаем на обед. Жалко, что Жучке на ножкиМы не наденем сапожки. Кружит жук над головой.Хочет пожужжать со мной. Видит Женя двух ежат,Что под елочкой кружат. Врач бежит как на пожар,У ребенка сильный жар. На столе поставлю кружки -Пусть попьют чайку подружки. Потеряла жаба аппетит,На жуков и мошек жаба не глядит. Пожалейте вы малышку,Про ежа прочтите книжку. 3 – Ж Рвется ввысь воздушный змей,Ты держи его сильней. Женя для Зины купил в магазинеЕжа и жирафа из мягкой резины. В небе желтая звездаНам мигает иногда. Мокнет зайка под дождем,Куст – не самый лучший дом. Под зеленым под кустомЕжик строит себе дом. Жук сидел на толстой ветке,Значит, здесь сидят и детки. Жаба слизнула зеленую мошку,Жабе не жалко бедняжку ни крошки. Зоины босые ножкиПробежали по дорожке. С Жорой в зоопарк пойдем,Зубра, зебру там найдем. Там жирафы, там бизоны,Обезьяны и слоны.Всех увидеть мы должны!Каждый день идут дожди,Под рукою зонт держи! Женя зубы залечил,В среду он к врачу ходил. Ч

Звук «ч» образуется в результате быстрого соединения смычного звука «ть» с последующим щелевым «щ».

Вместе с Танечкой в печиИспекли мы калачи. Ванечка рисует ручкойЧерный плащ и в небе тучку. Пес по кличке ЧапаРвал на части шляпу. Поросенок пятачокТычет мамочке в бочок. Манечка читает книжкуПро чайку, зайчика, мартышку. Носит наша НиночкаНа каблучках ботиночки. Пробивает Соня чек,Покупает чебурек. У Михаила Михалыча внучка Анечка,А внучка кличут Ванечка. Из бочонка птичкаПьет свежую водичку. Водичку пьет теленочек,Клюет чечевицу утеночек,А у Ванечки сладкие прянички. Вымоем клубничкуТепленькой водичкой. С чердака достаньте чемодан -Вечером мы едем в Ереван. Мы товарищей встречаем,Чай горячий наливаем. Ой! Замерзли мы на речке,Посидим теперь на печке. У плетня стояла телочка,Грустно глядя из-под челочки. Позовем внучат на дачу в это воскресенье,Чай заварим в чайничке, испечем печенье. Вслед за уточкой утеночек плывет,Быстро лапками своими он гребет. Жучок и паучокСели вместе на сучок. Начертил черту Иван и поставил точку,Под чертой нарисовал он большую бочку. Пятачок и Вини ПухНачертили четкий круг. Мы варили чудо-гречкуВ чугунке на русской печке. Чмокал мальчик, ел чернику,Угостил сестренку Вику. Черноглазый мальчуганНес тяжелый чемодан. У лисицы чуткий нюх,У зайчонка чуткий слух. В чугунок кладем грибочки,Сварим суп любимой дочке. Черный язычок у ВикиПосле ягоды-черники. Стрекотал всю ночь сверчок,Паучок плел гамачок. Дед Ильич совсем не прочьДомик строить нам помочь. Кирпичи кладет печник,Он лениться не привык. Побежали мы на речкуИ нашли в траве колечко. Села Таня на пенечек,Не заметила грибочек. Темной ночью черный котЛовит мышку у ворот. Читали мы книжку про птичек:Чаек, чирков и синичек. Щ

Звук «щ» звучит как длительный звук «шь», при этом губы выдвинуты вперед, кончик языка приподнят, как при произнесении звука «ш», и образует щель, корневая часть языка приподнята.

Наш щенок застрял в щели.Поскорее помоги! В ящике – щипцы и клещи,Нам нужны все эти вещи. Собирали мы для печкиСухие щепки и дощечки. Мы в обед поели щей,Съели сразу двух лещей. Плащ надел товарищ мой,Он ушел к себе домой. Щурится от смеха Светка,Тает за щекой конфетка. Щи из щавеля мы елиИ добавки захотели. «Без борща, что за обед?» -Съев весь борщ, сказал нам дед. Щеки щиплет нам мороз,Щиплет лоб и щиплет нос. Это – не чудище, это – наш кот,Усы топорщит, пугает народ. Дайте ОлеЩепотку соли. Что-то щуплый мой щеночек,Дам ему мясца кусочек. Ищу щенка я за сараем,Частенько там мы с ним играем. Ну и тыква! Вот так овощ!Что б поднять, нужна мне помощь. Щеточка и пилочкаДля ногтей у Милочки. Полощу белье я в речкеИ сушу у теплой печки. Мети щеткой чище,Убирай жилище. Где-то в роще за кустищемБродит чудище-волчище. Из трещины торчат усищи,Таракан проник в жилище. Смотрит народНа тающий лед. Тщательно щеткой ЮляЧистит грязную кастрюлю. Щами угощала МашаМишу, Петю и Наташу. По щекам у МаниСлезы льют часами. Л – Л'

При произнесении звука «л» положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается кончиком в верхние резцы или десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята, благодаря чему язык принимает форму седла.

Мягкий звук «л» отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а средняя часть его спинки.

Погладила Клава платок и салфетку,Ей мама дала за это конфетку. Купили мы пеленкиДля своей Аленки. Леня и ЛенаНесут к печи полено. Алиса ПолинуУгостила малиной. Лола долго лопотала,Лопотать она устала. Уложили Лолу спать:«Хватит, Лола, лопотать».Молоко налили в плошку,Молоко лакает кошка. Молоко лакает кот,Круглым стал его живот. Пил молоко Антошка,Ел с луком он картошку. Алле белый халат маловат. В кульке у Толи – малина,В кульке у Гали – калина. Это – ласковый теленок,Назовем его Миленок. Славик молотком стучал,Гвоздик в стену забивал. Заплатили за билетИ пошли мы на балет. Ели спелую клубникуЛеша, Слава, Вероника. Глашенька белое платье надела,Мама на Глашу ласково глядела. Р – Р'

При произнесении звука «р» положение губ зависит от последующих звуков. Между верхними и нижними зубами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край (кончик языка) поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха.

Мягкий звук «р» отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом спинки языка к небу и некоторым его перемещением вперед.

Рома был сегодня рад -Ходил он с папой на парад. Марина и КаринаНесут в руках корзину. Нес Артем в руках арбуз,Был приятен этот груз. Испугалась Ира громаИ весь день сидела дома. Закипает самовар.Где же дедушка Макар?Он несет к столу вареньеИ румяное печенье. Расписной красивой ложкойИгорь будет есть окрошку. Рекс рычит из-за забора,Он не пустит злого вора. Во дворе ребяткиИграют дружно в прятки. По дороге шел Роман,Бил он громко в барабан. На траве лежат игрушки -Два ведра и погремушки. На кота ругалась Ира,Потому что кот – задира. Несмотря на непогоду,Люся льет из лейки воду. В цирке ловкий акробатВыступает для ребят. По бревну полз муравей,За собою вел друзей. Гренки Гарик ел с вареньемРано утром в воскресенье. Выйдем вечером с тобойНа морской смотреть прибой. Жил в реке упрямый рак,Вперед не двигался никак. У дороги рву ромашки,Подарю букет Наташке. Прямо на насНесется с горки вниз Тарас. Мы втроем играли в прятки,Удирали без оглядки. Р – Л Желтый у реки песок,Там загорает Игорек. Испугалась Ира грома,Целый день сидела дома. Купила Алла три журнала. Мы построили ракету,Полетим вокруг планеты. Гномик жил под лопухом,Быстро рос у гнома дом. Рисовал Алеша лес,Все деревья – до небес. Сорвала МаринкаСпелую малинку. Всю ночь дрожала АллаПод теплым одеялом. Под забором вырыл кротТо ли норку, то ли грот. Не дружили с Ромой дети:Он вреднее всех на свете. На лугу гуляла ЛараИ панаму потеряла. Мы привезли из Праги сувенирыДля Иры, Леры, Лары, Киры. Гроза обрушилась на город,И наступил осенний холод. Платье у МаринкиС легкой пелеринкой. Красил крышу дядя Леня,Вымыл грязные ладони. Записался Тарас в музыкальный класс,Выбрал он инструмент – контрабас. Вместо тоненькой рубашкиПанцирь носит черепашка. Кирилл нам шлет привет,И мы ему в ответ. Тридцать три тритонаДремали у затона. Мы поссорились с КирюшкойИз-за маленькой игрушки.