sci_psychology В Гуленко В Концепция соционики ru rusec lib_at_rus.ec LibRusEc kit 2007-06-12 Tue Jun 12 02:44:38 2007 1.0

Гуленко В В

Концепция соционики

В.В.Гуленко

К О H Ц Е П Ц И Я С О Ц И О H И К И

1. ТЕОРИЯ

Архитектуру научного здания "соционика" как совокупности

знаний о внешних и внутренних проявлениях психики человека я

представляю себе в виде СИСТЕМЫ многих СИСТЕМ. Что это значит?

Во-первых, соционика рассекает весь объем психики человека

множеством плоскостей. С каждым новым рассечением выстраивает

ся и новая система дифференциальных признаков личности. Удов

летворительно изучен пока только один срез, а именно тот, ко

торый мы называем базисом Юнга.

Однако нужно исследовать и другие способы рассечения,

которые для меня имеют равноправное значение по отношению к

юнговскому. В частности базис Деллингер, отражающий особеннос

ти повседневных взаимодействий людей на коротких информацион

ных дистанциях. Или же с о ц и а л ь н у ю систему дифприз

наков, включающую в себя шкалы эволюция/инволюция, субордина

тивность/координативность, резолютивность/дискуссивность и

статика/динамика.

Во-вторых, психика человека, с моей точки зрения, представ

ляет собой многоуровневое объемное образование большой степе

ни вложенности. Взаимодействие ее отдельных оболочек между со

бой также подчиняется каким-то объективным законам

динамического характера. Hам надлежит построить вторую, д и

н а м и ч е с к у ю часть соционики, которая даст прогноз раз

вития типа по информационому аспекту "Т" - времени.

Таким образом, социально-психологическая жизнь человека

выглядит с учетом вышеприведенных соображений как сложнейшее

наложение множества отдельных статических картинок-слайдов,

которые приводятся в движение подобно параллельно прокручивае

мым кинолентам. В итоге и возникает неповторимая симфония лич

ностной эволюции.

2. ПРАКТИКА

Соционика с точки зрения социальной практики - это попытка

разумных сил общества отреагировать на его социальный заказ,

вытекающий из самой логики смены исторических эпох. Суть этого

запроса - в переходе от индустриального общества, прошедшего

ступени просветительства, воплощения, реформирования и находя

щегося сейчас в стадии совершенствования, к поиску альтерна

тив, прокладывающих дорогу к ИHФОРМАЦИОHHОМУ обществу будуще

го. Соционика - это одна из таких альтернатив.

Поэтому соционика - это в первую очередь наука для молодых.

Отвергаемая официальными психологическими кругами, большинство

среди которых составляют люди старшего поколения, прочно сидя

щие в своих должностных креслах, она завоевывает умы и сердца

молодежи, у которой нет страха перед сложными теоретическими

моделями соционического учения.

Поскольку соционика призвана изменить основы общественной

жизни, она должна внедряться прежде всего в школе и вузе. И в

этой области я вижу такие задачи:

- комплектование классов и учебных групп, в которых за счет

равновесия типных темпераментов гарантируется дружественная

рабочая атмосфера и автоматически решается проблема дисциплины;

- дифференцированное обучение в старших классах и семинарс

ких вузовских группах, где на первое место выходит "клубный",

проблемно-дискуссионный способ обучения;

- индивидуальный подход к ученику и студенту, учитывающий

как его природный тип, так и форму проявления типа.

С другой стороны, соционика как прикадная дисциплина должна

развиваться как управленческое консультирование фирм, предпри

ятий и организаций любой отрасли. Она найдет применение как в

кадровой службе, так и непосредственно в менеджменте.

Разумно управляемое общество, где каждому есть место и по

сильное интересное дело, - вот центральная задача соционики.

3. ЗАКЛЮЧЕHИЕ

У многих социоников, стоящих у истоков развития этой науки,

есть искренняя боль за отсутствие единства в соционическом

движении. Я разделяю эти переживания, но все же считаю, что

дробление соционики на школы и направления не является злом.

Это объективная закономерность в развитии любого сколь-нибудь

широкого движения.

Главную же проблему, сдерживающую успех соционики в настоя

щее время, я усматриваю в отсутствии надежной социодиагностики

и по-детски наивной системе названий социотипов. У меня нет

сомнений, что эти проблемы будут решены за счет интенсивной

практической работы и преодоления узкого, ограниченого 16 ста

тическими типами подхода к сложному психическому миру челове

ка.

В результате усилий всех нас - пионеров этого уникального

движения - соционика рано или поздно хлынет одной мощной вол

ной, которая разобьется на множество рек и ручьев - конкретных

социальных и психологических технологий построения тех или

иных участков будущего информационного общества.

* * *