science Леонид ГВОЗДЕВ ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮ

В брошюре кратко рассмотрены некоторые жанровые особенности интервью и даны подробные рекомендации по подготовке, ведению беседы и написанию материала в этом жанре. В тексте автор использовал пособие Американского института печати, которое в свою очередь основано на предложениях полусотни ведущих журналистов и редакторов, собранных Элвудом Уордлоу.

ru
Владимир Пастушенко FictionBook Editor Release 2.6 21 July 2013 3C1CD83F-A916-4E21-9F91-D6F71B05D59D 1.0 ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮ Москва 1999

Леонид ГВОЗДЕВ

ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮ

Предисловие автора

Интервью традиционно считается информационным жанром, хотя на самом деле вот уже несколько десятилетий, как интервью используется в отечественной (и не только) журналистике гораздо шире. Подойдя к этому вопросу нешаблонно и непредвзято, мы легко можем найти примеры интервью-комментария, интервью-очерка и даже интервью-статьи или интервью-эссе. Возможно, интервью следует рассматривать не как жанр, а как вид журналистики, полностью или преимущественно построенный на беседе или диалоге, — подобно тому, как в литературе наряду с беллетристикой существует драматургия.

Впрочем, рассмотрение этого сугубо теоретического вопроса не входит в цели автора брошюры. Здесь нам гораздо важнее другое: интервью как одна из основ журналистской работы. Действительно, скажем, опытный газетчик, вообще ни единожды не опубликовавший материала в жанре интервью, тем не менее сотни, тысячи раз интервьюировал разных людей. Интервью (разговор, беседа) является едва ли не главным способом добывания информации (информации — в широком смысле этого слова), которая затем может быть предложена читателю в любом жанре. Сказанное относительно журналиста-газетчика тем более верно для журналиста, работающего в электронных СМИ — на радио или телевидении.

Важно усвоить: тот, кто неумело разговаривает с людьми, практически не имеет шансов стать высококвалифицированным журналистом. Между тем даже человеку, от природы обладающему даром общения (к слову, достаточно редкий дар), не мешает знать некие специфические, чисто журналистские тонкости ведения разговора. Нам же с вами, в большинстве своем такими талантами не обладающим, тем паче следует знать технику интервью и переплавить это знание в навык.

Леонид ГВОЗДЕВ

1. «Вообще» или на тему?

Как редактору отдела в газете, мне частенько приходится вести такой диалог с авторами (к счастью, штатные сотрудники до подобного уже не доводят):

— Хочу предложить вам интервью с Имярек. Вас это заинтересует?

— О чем интервью?

— Не понял…

— Ну о чем? На какую тему?

— Вообще… Я же сказал: интервью с Имярек.

— Так-таки и вообще?

— Ну да! О том, о сем, короче, обо всем.

Не упомню, чтобы мы с таким автором поладили. Разве что в процессе дальнейшего разговора выясняется, что преимущественно Имярек говорил о чем-то одном, наиболее интересном для него. В таком случае иногда удается методом сокращения и вычленения сделать из первоначального «интервью» нечто такое, что может пригодиться в газете.

Между тем достаточно более или менее внимательно полистать нынешнюю отечественную прессу, чтобы убедиться: «интервью-вообще» сплошь и рядом, словно сорняк, пробиваются на газетные и журнальные страницы.

Вот популярный певец с видимым удовольствием (или с ленцой, или с плохо скрываемым отвращением — потому что в десятый или сотый раз!) сначала рассказывает щелкоперу о том, каковы были его первые шаги на эстраде, а завершает беседу ответом на чрезвычайно оригинальный и весьма умственный вопрос «Каковы ваши дальнейшие творческие планы на будущее?».

А вот известный футболист с видимым удовольствием (или с ленцой, или с плохо скрываемым отвращением — потому что в десятый или сотый раз!) сначала рассказывает щелкоперу о том, каковы были его первые шаги в большом спорте, а завершает беседу ответом на чрезвычайно оригинальный и весьма умственный вопрос «Каковы ваши дальнейшие спортивные планы на будущее?».

Или действующий политик с видимым удовольствием (или с ленцой, или с плохо скрываемым отвращением — потому что в десятый или сотый раз!) сначала рассказывает щелкоперу о том, каковы были его первые шаги в политике, а завершает беседу ответом на чрезвычайно оригинальный и весьма умственный вопрос «Каковы ваши дальнейшие политические планы на будущее?».

Тому из студентов, кто желает переплавить свой «творческий» потенциал в подобные публикации, я предоставляю возможность здесь остановиться, певца, футболиста и политика бесконечно заменяя ученым, писателем, директором… Мы же с вами пойдем дальше.

Следует крепко-накрепко запомнить, что интервью, как, собственно, и любой иной материал (или радио- и телепередача), непременно должно иметь свою, достаточно точно обозначенную автором и легко угадываемую читателем ТЕМУ.

Если в приведенных выше окарикатуренных примерах обозначить тему, все будет выглядеть иначе. Например, эстрадный певец Валерий Леонтьев расскажет о том, как ему удается избегать исполнения бессмысленных и глупых текстов. Выдающийся футболист Валентин Иванов расскажет о своем великом партнере Эдуарде Стрельцове. Юрий Болдырев поделится мыслями о том, какими способами можно прищемить хвост коррупции… Уверяю вас, это всякий раз будет интересный, содержательный разговор, ибо он будет ПРЕДМЕТНЫМ.

В интервью действует непреложное правило журналистики: тема уже — предметнее, подробнее, а стало быть, интереснее материал. Именно из подробностей видно, что тот или иной человек действительно является классным специалистом, заметной фигурой, звездой. В то же время и читателю подробности куда интереснее общих положений. (Уместно вспомнить строку из песни Александра Галича: «А из зала мне кричат: давай подробности!») Дело в том, что общие положения, строго говоря, хорошо известны, а общие слова многократно слышаны. Подробности же и детали почти всегда уникальны.

Сказанного достаточно, и уже можно сформулировать первое правило из перечня основных: прежде чем подступаться к интервью, определите тему беседы и загодя согласуйте ее с вашим собеседником. В этом случае, во-первых, ваш собеседник изначально в той или иной степени проникнется к вам уважением; а во-вторых, узнав тему, он параллельно с вами станет готовиться к беседе.

Следует заметить, что тема интервью, возможно, будет скорректирована, когда станете договариваться о встрече, или в ходе беседы. Это не беда. Подобные коррективы — обычное дело в нашей практике. Коррективы почти всегда полезны и ведут к улучшению качества беседы и повышению ценности материала. Впрочем, коррективы — это ведь не разворот на 180о

2. До беседы и непосредственно перед ней

Прежде чем договариваться о встрече, постарайтесь как можно больше узнать о потенциальном собеседнике. Поговорите с коллегами, поройтесь в подшивках, покопайтесь в Интернете, если имеете доступ в него, загляните в библиотеку (важно уметь пользоваться библиотечными каталогами и уметь расположить к себе библиотекаря!).

Вас должно интересовать все. Возраст (хорошо бы знать точную дату рождения). Образование (где конкретно, у кого и чему учился). Карьерный путь. Публикации (что он сам писал; кто, когда и — главное — что писали о нем; особенно последнее время). Важнейшие достижения. Звания. Должность. Неплохо разузнать все возможное о чертах характера (вспыльчив? терпелив в объяснении? допускает ли несогласие? и т. д.). Не помешает знать, есть ли что-нибудь сомнительное в его персоне.

Будьте уверены, когда вы договоритесь о встрече, ваш собеседник зачастую тоже наведет справки о вас…)

Когда станете договариваться о встрече, будьте предельно собраны, точны и деликатны. Постарайтесь, чтобы ваш собеседник назначил точное время начала беседы, и сразу оговорите, сколько времени он выделяет на нее. Запишите точный адрес и телефон, по которому можно будет сделать перед встречей контрольный звонок. Вообще важно с первых слов достигнуть взаимопонимания и показать, что вы серьезный, деловой человек. Например, поинтересуйтесь, нужен ли будет специальный пропуск, какой документ взять с собой, чтобы его получить. Спросите, не будет ли возражать ваш собеседник против того, что вы используете блокнот и диктофон.

(Здесь уместно припомнить эпизод, о котором рассказывал выдающийся интервьюер Наум Мар — много лет назад, когда я еще был студентом. Наум Мар договорился-таки со Святославом Рихтером об интервью для «Литературной газеты» — тот вообще не жаловал газетчиков, а интервью не давал ни в какую. Однако условие было жестким: никаких записей! Мол, что запомнишь, то запомнишь. Наум Мар признавался, что, несмотря на свой богатейший опыт, он уже в середине беседы, которая протекала во время прогулки, просто не в состоянии был удержать в памяти важнейшие нюансы, ради которых, собственно, и добивался встречи с великим музыкантом. Тогда он под тем предлогом, что у него кончились папиросы, отлучился на две-три минуты, купил в табачном ларьке пачку «Казбека»… Почему именно «Казбека»? Потому что она твердая, преимущественно белая и большая! А затем, уложившись в считанные секунды, записал на пачке так называемые опорные слова, по которым сразу после беседы сумел восстановить практически весь разговор.)

<Узнайте также, будете ли вы вдвоем, или во встрече примет участие еще кто-то. Будет ли интервью эксклюзивным, или, пользуясь случаем, ваш потенциальный собеседник позовет другого (других) журналиста? Договоритесь о фотосъемке (важно и то и другое — и фотосъемка, и договориться)./p>

Наконец, сообщите также свои координаты: телефон, факс, пейджер…

Уже согласовав время и место беседы, приступите к последнему этапу подготовки.

Основные вопросы, которые вы собираетесь задать, должны быть записаны (причем текст вопросов следует максимально приблизить к живому, разговорному языку — вы же собираетесь разговаривать, не так ли?) и расположены в таком порядке, в каком вы хотите чтобы развивалась беседа. Этих вопросов не должно быть слишком много, иначе беседа не получится живой; к тому же может статься так, что, чрезмерно ограничивая собеседника, вы тем самым не дадите ему сказать что-то интересное и важное, о чем даже не подозреваете. Впрочем, и двух-трех вопросов, заготовленных заранее, тоже вряд ли хватит. Шесть-семь, полагаю, будет в самый раз. Можете тут же записать на всякий случай и какие-то сведения, которыми, возможно, захотите блеснуть перед собеседником.

Второе правило: чем лучше вы будете готовы к интервью, тем ваш собеседник, заметив это, будет более открытым и откровенным.

3. Пора идти на встречу

Будем помнить: если верно, что в таком серьезном деле, как журналистика, нет несущественных мелочей, то для встречи с героем интервью это втрое вернее.

Бывалые туристы хорошо знают, как дорого обходится забывчивость или легкомыслие при экипировке. Разведчики же, как известно из рассказов ветеранов, уходя в поиск, не преминут хорошенько попрыгать, чтобы убедиться, что ничто не скрипнет и не звякнет. Приблизительно такое тщание требуется от вас, когда вы отправляетесь на встречу.

Одежда не должна быть крикливой, или не по сезону, или неудобной, или неуместной (например, будет большой ошибкой прийти на беседу к руководителю ОРТ в футболке с эмблемой НТВ+). Вообще следует позаботиться о внешнем виде, помня при этом, что не на дискотеку идете и не на дачу едете. Вы, конечно, помните конец известной поговорки: «…по уму провожают». Это верно, и будьте покойны, так и случится. Но встречают все-таки по одежке!

Тщательно проверьте инструментарий. На месте ли блокнот, записная книжка, ручки, диктофон, запасные аудиокассеты и батарейки, фотоаппарат (если сами намерены снимать) и запасная пленка, визитные карточки… Если у вас есть какие-нибудь фирменные (т. е. с названием или эмблемой вашего издания) сувениры (значок, календарик, вымпел, блокнот и т. п.), захватите тоже. Маленькие подарки укрепляют большую дружбу; к тому же весьма вероятно, что в конце разговора ваш собеседник чем-нибудь подобным одарит вас, — будет чем отдариться. Если вы хотите, чтобы герой интервью прокомментировал какую-нибудь цитату или фотоснимок, захватите соответствующую книжку, или газету, или журнал, или кассету с записью. (В книжке на нужной странице должна быть закладка, а кассета отмотана до нужного места.)

Проверьте, хорошо ли работает диктофон. Установите часы точнехонько.

Наконец, позаботьтесь о том, чтобы в ближайшие два часа вам не хотелось прервать разговор, ну вы понимаете…

Кажется, самое время поговорить о времени. Ни при каких обстоятельствах не опаздывайте! Точно в назначенное время тоже лучше не приходить. Да-да! Дело в том, что в назначенное время вы, возможно, начнете беседу, если ваш собеседник пунктуален. А вам еще нужно приготовиться и осмотреться. По своему опыту знаю, что оптимальный вариант — прийти за четверть часа до назначенного срока.

Эти пятнадцать минут вы тоже не потратите даром. Во-первых, осмотритесь — это неуместно делать во время беседы, и поздно, когда она завершилась. Вполне вероятно, что некоторые предметы поведают о характере и привычках хозяина, а также подскажут вам какой-то вопрос, который будет кстати. Если у вашего собеседника есть секретарша, будет время познакомиться с ней, произвести благоприятное впечатление (очень важно!), разглядеть в приемной других возможных посетителей и понаблюдать за ними. Наконец, вы окончательно настроитесь на разговор — я называю это тонкой настройкой.

4. Войти в разговор

Начать, разумеется, следует с приветствия. Тут возможны варианты, и многое зависит от характеров — вашего и собеседника. Лично я стараюсь избегать сухого и нейтрального «здравствуйте» (вот секретарше как раз нужно сказать: «Здравствуйте!»), предпочитая «добрый день» или «добрый вечер». Если в этот день я уже говорил с человеком по телефону, избираю такую форму: «Еще раз здравствуйте!». Иногда, в случаях, когда интуиция подсказывает, что следует сделать нечто неожиданное, говорю: «Здравствуйте у вас!», добавляя, что так говорят на Смоленщине, где я вырос…

Улыбка при приветствии обязательна. Не ухмылка, не усмешка, не гримаска, а именно легкая улыбка.

Сразу, с порога, едва увидите какое-то движение человека вам навстречу или характерный жест, спокойно проходите, не топчитесь в дверях!

Хозяин кабинета, вероятнее всего, предложит выбрать место для разговора. Это важный момент, и сориентироваться следует быстро. Требования, а вернее пожелания к вашему месту такие: чтобы у вас был как можно более широкий обзор и чтобы в поле зрения была входная дверь; чтобы вам было удобно сидеть и писать; чтобы электрический шнур, если вы будете использовать диктофон с адаптером, дотягивался до розетки; чтобы как можно лучше видеть собеседника; чтобы при этом ему не видны были ваши записи в блокноте…

Если разговор происходит не в кабинете, постарайтесь сделать так, чтобы ничто не отвлекало от разговора. Посторонние шумы, обрывки чужого разговора, праздные (или, наоборот, слишком заинтересованные) зрители — все это помехи.

Независимо от того, встречаетесь ли вы с человеком впервые или это…дцатая беседа, не приступайте к делу с места в карьер. Минута-другая, проведенная в непринужденной болтовне, никогда не будет лишней. К тому же вы за это время успеете хорошо и удобно устроиться, разложить блокнот и ручки, последний раз проверить, хорошо ли записывает диктофон с того расстояния, на котором вы его установили. Я всегда замечал, что эти вполне профессиональные подготовительные действия производят приятное впечатление: человек видит перед собой добросовестного работника, уважающего свой труд и чужое время, заботящегося о качестве будущего материала.

Скорее всего вам предложат на выбор чай, или кофе, или прохладительные напитки. Ни в коем случае не отказывайтесь. (Лично я, выбрав чай или кофе, обычно намеренно прошу плюс к этому стакан чистой воды — заметил, что это воспринимается с небольшим удивлением и доброжелательно.)

Отдельно о курении. Не спрашивайте, можно ли курить! Если ваш собеседник сам закурит, значит, можно и вам. Если он не курит, не следует требовать от него столь малоприятной жертвы. Если же вы сами не курите, а хозяин испросит разрешения курить, обязательно разрешайте, даже если это вам неприятно.

Цель этих и иных (какие вам подскажут интуиция и опыт) действий одна — «растопить лед», создать требуемую атмосферу, вдвоем настроиться на беседу.

Правило третье: позаботьтесь о том, чтобы разговор хорошо начался, от этого напрямую зависит успех дела.

Кстати, никогда не повредит еще раз кратко и точно сформулировать цель интервью и напомнить о «формате» разговора. Если собеседник желает скорректировать тему (например, сузить или расширить), обязательно поинтересуйтесь причиной. Конечно, его мотивы следует понять, но не забывайте о собственных интересах и задании редакции.

И последнее: сначала (в крайнем случае в конце беседы) попросите героя интервью, чтобы он своей рукой записал в ваш блокнот: полностью имя, отчество, фамилию и телефон. Это верный способ избежать самой неприятной ошибки. (Например, на слух же не определишь, пишется фамилия Конрашев или Кондрашов…)

5. Приступаем к делу

Основные вопросы вы цепко держите в голове, однако и лист, на котором они записаны, должен находиться в поле зрения. Имейте в виду: эти вопросы — «скелет» разговора. Но не нужно ограничиваться только «костями». Помните о необходимости докопаться до всех нюансов и разузнать о побочных вещах.

C самого начала и до самого конца беседы следите за соблюдением четвертого правила: разговор ни в коем случае не должен принимать конфронтационный характер. Если по какой-либо причине вы хотите взять на себя роль «адвоката дьявола», недвусмысленно дайте понять собеседнику, что делаете это в его же интересах.

Раза два или три за всю более чем тридцатилетнюю карьеру журналиста мне приходилось вести интервью так, что я беспрерывно возражал собеседнику. Но! В самом начале я предупредил его, что поступаю так, чтобы его позиция (в материале) была как можно более убедительная и без «дыр». Однако и в этих обстоятельствах в ходе беседы, едва я замечал, что собеседник начинает не на шутку сердиться (все мы в конечном счете не больше чем обычные люди), я напоминал ему о наших «ролях». Это были тяжелые беседы, и без крайней нужды я не хотел бы снова повторить тот опыт.)

Много раз здесь я употребляю слова «разговор», «беседа», однако не будем забывать, что речь идет об интервью. Это специфическая беседа.

Не следует забывать: ваше дело — вопросы, его — ответы.

(Исключения редки. Это особый вид интервью — диалог. Это тот случай, когда журналист, а точнее сказать — публицист чувствует себя на равных с собеседником. Такие интервью и называются, как правило, диалогом.)

Правило пятое: максимально предоставляйте собеседнику возможность высказаться. Не перебивайте его. Если по ходу ответа у вас возникли дополнительные или встречные вопросы, запишите их и задайте потом. Точно так же поступайте, если что-то вам непонятно.

Правило шестое: если вы не поняли, но не переспросили (не уточнили, не попросили детализировать), не поймет и ваш читатель.

Перебить собеседника можно только в исключительных случаях. Точнее даже не перебить, а остановить. Если то, что он только что сказал, покажется вам очень важным, остановите его (лучше жестом) и произнесите примерно такую фразу: «То, что вы сейчас сказали, представляется мне особенно интересным. Пожалуйста, сформулируйте это еще раз, чтобы я мог записать дословно в блокнот».

Ваши дополнительные вопросы должны преимущественно формироваться вокруг слов «как?», «каким образом?», «почему?», «с какой целью?». Ваши вопросы направлены на уточнение, углубление… Хорошо время от времени, когда собеседник начинает говорить слишком общо, попросить его: «приведите, пожалуйста, пример». Если ему не захочется отвлекаться, объясните, что пример только придаст сказанному убедительности в глазах читателя.

Случается, что собеседник излишне краток или вообще ограничивается короткими односложными ответами: «да», «нет», «возможно». Такое бывает, когда человек что-то хорошо знает и при этом думает, что это хорошо известно и понятно каждому. Для таких случаев есть любопытный прием. Допустим, собеседник сказал «да» и замолчал — наклонитесь немного вперед и ждите, не говоря ни слова, выдержите паузу в такой позе. Почти наверняка ваш собеседник сам начнет пояснять свой ответ, чтобы эту паузу заполнить.

Противоположный вариант: интервьюируемый уже все сказал, но не может остановиться и повторяет, повторяет… Немного откиньтесь назад и расслабьтесь — он почувствует, что вы уже поняли.

Следите за своими вопросами. Помните о следующих «НЕ»:

— Вопрос не должен быть пространным.

— В вопросе не должно содержаться два вопроса или более.

— В вопросе не должно содержаться ответа.

— Не задавайте следующий вопрос, пока не убедились, что ответ получен (или уже не будет получен).

— Задавая вопрос, не пользуйтесь казенным, неуклюжим языком. (Например, никуда не годится: «Можете ли вы рассказать подробнее об этом эпизоде?» Куда лучше простая просьба: «Расскажите об этом подробнее».)

— Вопросы не должны быть хаотичными. Или один ваш вопрос цепляется за предыдущий, или он цепляется за ответ на предыдущий. Любой вопрос-скачок должен быть обоснован и соответствующим образом обставлен.

— Вопрос не должен длиться более 10 — 15 секунд и не должен содержать больше двух, максимум трех предложений.

Чем конкретнее вопрос, тем содержательнее будет ответ. Неконкретный вопрос почти неизбежно подталкивает вашего собеседника к фантазиям и экспромтным умозаключениям.

На случай, если интервью отклоняется от темы, имейте наготове вопрос (в голове и в блокноте!), который вернет разговор в первоначальное русло.

Правило седьмое: остерегайтесь ситуации, когда вопросы задаются вам! Иные собеседники любят этак неназойливо спросить: «А что вы сами об этом думаете?». Скверная ситуация. К тому же наши роли заранее распределены, и незачем их менять. Имейте на такой случай, как говорят шахматисты, «домашнюю заготовку». Например, я заметил, что почти безотказно действует шутка: «У меня на этот счет есть свое мнение, но я с ним категорически не согласен».

Правило восьмое: сохраняйте беспристрастность. Вам не обязательно соглашаться с собеседником, но и демонстрировать несогласие ни к чему. Вы пришли узнать что-то у него — вот и узнавайте!

Случается, что собеседник сетует на то, что журналисты, с которыми он общался прежде, неверно освещали его слова и его деятельность. В таком случае твердо пообещайте, что приложите все усилия для справедливого и точного изложения содержания интервью.

(Кстати, в прежние времена существовал принцип: готовое интервью должно быть завизировано человеком, который его давал. Нынче нравы и правила стали куда мягче. Зачастую ограничиваются тем, что читают текст по телефону или посылают по факсу для ознакомления. Лучше все-таки визировать. Сам я чаще всего поступаю именно так; а в тех случаях, когда впервые имею дело с человеком, — непременно так.)

Проявляйте щепетильность по отношению к следующим просьбам собеседника:

— Не публиковать определенную информацию, полученную в ходе беседы.

— Сохранять в тайне источник информации.

— Ознакомиться с готовым материалом до его публикации.

Это одна из основ журналистской этики. (Что касается меня, то я не считаю возможным избыточно эксплуатировать доверие собеседника. Если он говорит: «Сейчас я скажу вам кое-что, но не хочу, чтобы это попало в печать», я демонстративно выключаю диктофон, пока эта конфиденциальная информация сообщается мне. Перед тем как снова включить диктофон, сообщаю об этом собеседнику.)

Случается, причем нередко, что вы что-то не поняли или почувствовали подвох. Попросите разъяснить, развить мысль, которая показалась вам спорной.

Иной раз постарайтесь повторить то, что сказал только что собеседник и спросите: «Так?». Или изложите только что сказанное своими словами и спросите: «Я вас верно понял?».

Бывает, что специалист говорит на языке, не вполне понятном неспециалисту. В таком случае попросите изложить то же самое простыми словами. Пусть собеседник приведет пример, подыщет сравнение…

Помните: вы помогаете собеседнику!

6. Кое-что о работе с диктофоном и блокнотом

Помните: ни один человек не может быть в восторге от того, что разговор записывается на магнитную пленку. А не имеющие такого опыта люди вообще могут оказаться скованными или растерянными.

Поэтому, несмотря на то, что вы предупредили о записи и делаете ее отнюдь не тайком, производите запись, не привлекая к этому излишнего внимания.

В то же время попробуйте «подружить» собеседника с диктофоном. Например, разок-другой остановите запись, отмотайте немного и дайте прослушать какое-то важное место. Спросите, не хочет ли человек что-то дополнить или скорректировать формулировку, чтобы она была яснее…

Записи в блокноте старайтесь делать, не привлекая к этому внимания. Несколько практических советов в связи с этим:

— Лучше вести беседу, держа в руках ручку. Поверьте, производит неприятное впечатление или даже настораживает собеседника, когда вы вдруг хватаете ручку со стола и лихорадочно начинаете записывать.

— Рисуйте время от времени в блокноте что-нибудь (узор или чертиков, все равно). В этом случае собеседник привыкает к тому, что вы постоянно манипулируете ручкой, и внимания на это уже не обращает.

— Выработайте навык — делать короткие записи, не глядя в блокнот.

И еще: никогда не смотрите во время беседы на часы!

7. Не выключайте органы чувств!

Разумеется, главным образом во время интервью вы пользуетесь слухом. Это понятно. Однако и остальные органы чувств не следует выключать.

Вовсе не обязательно в упор смотреть в рот собеседнику или сверлить его глаза своими. Наблюдайте за собеседником, за обстановкой, присмотритесь к тому, что висит на стенах, стоит на письменном столе. Запомните характерные детали: прическу собеседника, его жесты; какие книги стоят у него на полке и какие лежат на письменном столе (это о многом скажет вам!); какими картинами и фотографиями украшено помещение; чем в помещении пахнет; есть ли посторонние звуки (долетающие из-за окна, из-за двери, из-за стены); часто ли звонит телефон (и, кстати, сколько аппаратов); меняется ли тон и лексика, когда он отвлекается от вас, чтобы ответить по телефону или вошедшему, и т. д. и т. п.

(У меня был характерный случай. Во время беседы я обратил внимание на то, что на стене висит не совсем обычная карта СССР. Во время паузы, когда секретарша принесла чай, спросил об этой карте. Оказалось, хозяин очень ею гордится — это подарок какого-то крупного пограничного чина. Я заметил карту, и хозяину это было приятно. Сразу вслед за тем между нами установился некий особый, доверительный контакт.)

Не бойтесь во время разговора улыбнуться или даже рассмеяться — только не невпопад, конечно. Ничто не мешает и нахмуриться, если вам что-то активно не понравилось.

Вообще же следует научиться в процессе интервью концентрироваться, когда это нужно, и расслабляться, когда это возможно. Беседа, конечно, — приятное занятие; но интервью — это работа, причем иной раз весьма утомительная.

8. Выход из разговора

Когда вам покажется (и вы в этом убедитесь), что интервью подходит к концу, словно бы подведите черту. Например, спросите: «Так как бы вы сформулировали основную мысль?» или «Что было наиболее важным из сказанного?».

Лучше всего задать такой вопрос, выключив диктофон и захлопнув блокнот.

Правило девятое: как бы тщательно вы ни готовили и как бы умело ни вели интервью, что-то обязательно окажется упущенным. Поэтому последним вопросом может быть такой: «Не упустил ли я чего-нибудь? Возможно, вы хотите что-то добавить без вопроса…» Или такой: «Как обычно люди реагируют на информацию, которую вы мне сегодня сообщили? Вы ведь наверняка это знаете…».

Окончание интервью должно быть таким же продуманным и спланированным, как и начало. Тут тоже нет мелочей. Не забудьте:

— Попросить у собеседника иллюстративные материалы по теме. (Если требуется, дайте твердое обещание вернуть и потом сдержите слово.)

— Спросить, что еще вы могли бы почитать в книгах или в периодике о том, что составляло тему разговора.

— Сверх рамок интервью поинтересоваться ближайшими планами вашего собеседника. (Обычно это является залогом нового интервью.)

— Поблагодарить и попрощаться — так же приветливо, как здоровались при встрече. А может быть, и более приветливо — ведь ваш собеседник расположил вас к себе, не так ли?

9. Усвоение и обработка информации

Распрощавшись и возвращаясь в редакцию, сконцентрируйтесь и непрерывно думайте о только что законченном разговоре. Прокручивайте в памяти куски беседы и какие-то сопутствующие эпизоды. Сделайте в блокноте хотя бы беглые записи, передающие ваше общее впечатление — от человека, от места, от разговора…

Потом, если дело с написанием интервью терпит хотя бы денек, не принимайтесь за эту работу, займитесь другими делами. А впрочем, можете полистать-почитать книжки или газеты, которые вам рекомендовал ваш собеседник. Наконец, дайте всему уложиться и утрястись.

Через день засядьте за диктофон и прослушайте запись.

Практический совет: счетчик в начале прослушивания должен стоять на нуле!

Слушая, помечайте в блокноте показания счетчика, соответствующие тем местам беседы, которые вас особенно заинтересовали, а также тем местам, где сообщаются цифры, названия, имена и т. п. Рядом с показанием счетчика черкните одно-два слова, чтоб было понятно, что записано на этом участке пленки.

Правило десятое: не нужно полностью расшифровывать магнитную запись — это пустая и неблагодарная работа.

Теперь можете садиться и писать материал в жанре интервью.

Аудиозапись (и материал с визой, если таковая имеется) следует хранить подольше. Полгода или даже год. Если во время беседы и в самом материале была критика в адрес конкретных лиц или организаций, храните запись еще дольше. (Известны случаи, когда редакции и авторы проигрывали судебные процессы только потому, что раньше времени стерли или потеряли аудиозапись. Без аудиозаписи доказать что-либо практически невозможно. Кассета будет вашей страховкой.

10. Написание материала

Строго говоря, 10-я глава находится уже за пределами темы данной брошюры. Однако позволю себе несколько общих замечаний.

— Определив для себя (или спросив у начальства), каким материал должен быть по объему, уложитесь в этот объем.

— Старайтесь сохранить стиль речи своего собеседника. Это не значит, что нужно записывать все слово в слово. Но характерные словечки, обороты речи, яркие сравнения и метафоры нужно сохранить в неприкосновенности.

— Не думайте, что весь материал должен обязательно состоять из вопросов и ответов. Что-то можно (и даже нужно) изложить в форме косвенной речи (Имярек много говорил о том-то… Имярек неодобрительно относится к тому-то…)

— Ваши вопросы следует написать так, чтобы они не резали ухо, — ведь у вас была беседа, а не бюрократическая переписка!

— Вы вправе вставить в материал вопросы, которые даже и не задавали, если почувствуете, что текст от этого только выиграет.

— Вы вправе вообще не приводить своих вопросов, представив материал в форме монолога.

— Хорошо бы снабдить текст интервью лаконичной заметкой (при верстке ее выделят как шрифтовое окно — в рамке), в которой представите своего собеседника.

— Не забудьте об иллюстрациях.

— Не забудьте о себе…

Последняя рекомендация нуждается в пояснении. Ваш материал должен быть как-то подписан. Как? Лично мне не нравятся все эти фривольные и натужные формулировки вроде «Интервью вел Леонид Гвоздев», «Интервью провел Леонид Гвоздев», «Академика расспрашивал Леонид Гвоздев»… Я считаю, что есть две правильные формы:

1. В начале текста. (Например: «С тренером команды Имярек беседует наш корреспондент Леонид Гвоздев».)

2. В конце текста. (Например: «Леонид Гвоздев». Просто и со вкусом.) Если вам кажется, что нельзя ставить свою подпись под прямой речью героя интервью (хотя считаю это условностью и вздором), добавьте в конце несколько собственных строк, скажем, дайте зарисовку о кабинете или расскажите о том, насколько убежденно и взволнованно говорил ваш собеседник, и т. д… А можно как раз заключительную часть интервью изложить в форме косвенной речи — и нет проблем.

11. Перед публикацией и после нее

Не забудьте о том, что вы обещали своему собеседнику: отвезите готовый материал на визу, или отправьте текст по факсу (и позвоните, чтобы убедиться, что все в порядке), или прочтите текст по телефону.

В случае нужды внесите необходимую правку. Впрочем, пресеките желание героя интервью, если он захочет (такое тоже иной раз случается) переделать все или заявить все наоборот. В конце концов у вас есть магнитная запись…

Накануне выхода газеты с интервью позвоните своему собеседнику и предупредите его об этом. Но только накануне! Обещаний вроде такого: «Материал выйдет в следующий четверг» давать не следует — редакционные планы могут измениться, а вы окажетесь лгунишкой.

Если герой интервью не имеет возможности получить газету по своим каналам, найдите способ доставить ему хотя бы один номер. Потом поинтересуйтесь, доволен ли он.

Еще раз поблагодарите своего собеседника. Если он доволен, если все прошло успешно, если вы не вызвали у него отрицательных эмоций, у вас еще будут интервью с ним.

12. Пресс-конференция

Я склонен рассматривать пресс-конференцию как специфическую форму интервью. Существенных отличий от обычного интервью — два. Во-первых, это коллективная беседа. Во-вторых, как правило, она происходит не по инициативе журналистов.

Сначала — несколько слов о том, как, собственно говоря, сообщать о пресс-конференции. Не следует писать, например: «На состоявшейся в спорткомитете пресс-конференции»; слово «состоявшейся — лишнее. Напишем просто: «На пресс-конференции в спорткомитете». Словосочетание «Пресс-конференция для российских и иностранных журналистов» (а именно так сплошь и рядом пишут) — сплошная «туфталогия» и благоглупость. Во-первых, раз пресс-конференция, стало быть, понятно, что для журналистов. Во-вторых, никаких иных журналистов, кроме российских и зарубежных, не существует (марсианских, что ли, журналистов не пустили?).

Теперь несколько рекомендаций по существу.

— Старайтесь сесть поближе к столу дающего пресс-конференцию — в первый или второй ряд. При этом предусмотрите, чтобы между вами и дающим пресс-конференцию не оказались телекамеры, иначе вы почти ничего не увидите, не услышите, да и телевизионщикам будете мешать.

— Если вы сидите на таком расстоянии, что запись на диктофон получается тихой и некачественной, поставьте его на стол перед дающим пресс-конференцию. Это нормальная практика. Не беспокойтесь, диктофон не украдут.

— Тщательно подготовьте один вопрос, максимум два — задать больше вопросов вам вряд ли удастся.

— Ни при каких обстоятельствах не соглашайтесь, чтобы вам навязали вопрос. (Нередко случается, что помощник дающего пресс-конференцию перед началом обходит журналистов и просит их задать тот или иной вопрос, разумеется, удобный для своего шефа. Помните: нельзя даже на минуту стать «шестеркой»!)

— Не стремитесь задать вопрос первым. (Любопытно, что, например, в Японии практикуется такая форма подачи вопросов. Перед началом все журналисты отдают свои вопросы в письменном виде старшему и наиболее уважаемому. Он и спрашивает.)

— Вопрос должен быть коротким и ясным. В противном случае вы получите слишком пространный ответ или, что еще хуже, ответ не на свой вопрос.

— Нельзя строить вопрос так, чтобы он начинался с повествования или воспоминаний. (Удручают вопросы, начинающиеся так: «Два года назад…» или «Как вы знаете…»

— Когда настанет ваша очередь задать вопрос, встаньте, отчетливо и громко сообщите свое имя и название редакции, которую вы представляете (или, если вы представляете только себя, скажите: «независимый журналист»). Вопрос (он уже четко сформулирован вами и записан в блокнот) декламируете тоже отчетливо и достаточно громко. Задав вопрос, сразу поблагодарите за ответ, хотя ответа, собственно говоря, еще и не было.

— Если у вас есть два вопроса, не задавайте их сразу — все равно получите ответ только на один, как правило, не главный. Лучше дождаться удобного момента и снова обратиться к ведущему.

— Если ответ вас не устроил (оказался неполон или вообще не на ваш вопрос) внятно сообщите, что вы еще не получили ответ.

— Имейте в виду: если ваш вопрос был хорош, если вы задали его четко и ясно, если вы не сидите в самом конце зала, велика вероятность, что дающий пресс-конференцию вас заметил и запомнил. Это хорошо. Во-первых, после пресс-конференции у вас есть шанс задать эксклюзивный вопрос, подойдя к главному действующему лицу. Во-вторых, есть вероятность, что удастся договориться с ним об интервью. В-третьих, коллеги вас зауважают и тоже запомнят.

— Ведите себя на пресс-конференции скромно и тихо. Не выказывайте возмущения или несогласия. Не переговаривайтесь с коллегами. Сконцентрируйтесь и слушайте. Будьте уверены, что именно в тот момент, когда вы отвлечетесь, и будет сказано нечто важное и главное.

— Не спешите делиться своими впечатлениями и соображениями с коллегами. Помните, что это ваши конкуренты.

* * *

Отчет о пресс-конференции совсем не обязательно должен быть построен по принципу «вопрос — ответ», скорее наоборот. Постарайтесь, используя косвенную речь, точно передать смысл и тональность ответов. Но если вы задали на пресс-конференции свой вопрос, обязательно приведите его полностью и возможно полнее приведите ответ на него. Это — почти эксклюзив.

Хорошо бы, уже идя на пресс-конференцию, иметь более или менее точное представление о размере будущей заметки. В конечном счете это может быть и маленькая, совсем крохотная заметка; что ж, тем тщательнее ее следует составить и отредактировать.

К сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что разные журналисты, побывав на одной и той же пресс-конференции, дают такие разные (по содержанию) отчеты, что кажется, будто они слышали противоположные мнения. Так вот, пусть ваш отчет будет наиболее правдивым и точным!

13. Не только в этом жанре

Итогом беседы (или пресс-конференции) вовсе не обязательно будет материал, написанный в жанре интервью. Следует иметь в виду, что система «вопрос — ответ» может стать составной частью (причем существенной частью) материала, написанного совсем в ином жанре. Ни репортаж, ни очерк, ни обозрение, ни даже статья не отторгают прямую речь.

Кроме того, повторю: интервью (т. е. разговор с человеком) является основным и самым эффективным способом сбора информации. Поэтому умение правильно вести интервью пригодится вам, какой бы материал вы ни готовили.

Следует иметь в виду и то, что умение вести беседу вообще отличает культурного человека от некультурного.

Не упустим из виду и то, что именно через беседы мы получаем большую часть информации, вполне сопоставимую с теми порциями, которые черпаем из книг, периодики, телевидения.

Наконец, важно понимать, что от того, владеете вы навыками интервью или нет, вообще во многом (хотя и не всегда напрямую) зависит ваша карьера, ваш успех, ваше журналистское имя, ваши отношения с коллегами.

Поэтому — правило одиннадцатое: тренируйтесь, совершенствуйтесь в искусстве беседы. Не бытового разговора, не трепа, не ругани, не спора (это вообще особое, отличное от других искусство) — именно беседы. Появится навык — будут и удачи.

Тут же позволю себе и несколько рекомендаций.

Читайте Эрла Стенли Гарднера — романы об адвокате Перри Мейсоне.

Читайте большие интервью в газетах, а особенно в журналах. Причем в разных, не оставляя в стороне ни спортивные, ни технические, ни развлекательные, хотя бы это и не представляло для вас особого интереса.

Читайте пьесы. Смотреть спектакли — само собой, но еще надобно и читать драматургию. Шекспира, Чехова, Вампилова…

Смотрите фильмы, построенные на беседах или прениях. В первую очередь — лучшие американские фильмы, в основе которых следствие и судебный процесс/p>

Наконец, читайте классиков журналистики, например, Джона Рида, Михаила Кольцова, Анатолия Аграновского. Читая, определяйте для себя, что из написанного ими базируется на интервью, на беседах, на разговорах. Попытайтесь напрячь фантазию и понять, как им это удалось.

* * *

И уже самое последнее. Не бойтесь общения! Как не бояться? Александр Васильевич Суворов дал на этот счет исчерпывающую формулу: кто знает дело, тот не знает страха.