science Иеромонах Серафим НЛО (Неопознанные летающие объекты) в свете православной веры ru rusec lib_at_rus.ec LibRusEc kit 2007-06-12 Tue Jun 12 01:53:21 2007 1.0

Серафим Иеромонах

НЛО (Неопознанные летающие объекты) в свете православной веры

Иеромонах Серафим (Роуз)

НЛО (Неопознанные летающие объекты) в свете православной веры

"Знамения с небес" неопознанные летающие объекты (НЛО) в свете православной веры

В послевоенные десятилетия, ставшие свидетелями изумительного разрастания на Западе восточных рели гиозных культов и их влияния, наблюдается и ширится другое явление, которое с первого взгляда почти ничего общего с религией не имеет, но при более внимательном рассмотрении оказывается еще одним знамением "пост христианской веры" - таким же, как и восточные культы. Я говорю о так называемых "неопознанных летающих объектах", которые предположительно видели во всех частях земли с тех пор, как в 1947 году была опознана первая "летающая тарелка". Человеческое легковерие и суеверие - которые в наши дни распространены не меньше, чем в любую другую эпоху человеческой истории - до некоторой степени связывают при оценке подобных явлений в рамках разных религиозных представлений. Однако сам по себе этот феномен оказался настолько серьезным и важным, что несколько правительственных расследований и множество книг признанных ученых было посвящено этой проблеме. Правда, исследования эти не дали положительного ответа на вопрос, существуют ли эти объекты как физическая реальность. Новейшие гипотезы, выдвинутые некоторыми исследователями, кажется, ближе к удовлетворительному объяснению этих феноменов, чем теории, предложенные в прошлом; но в то же время эти новейшие гипотезы уводят "на край реальности" (эти слова мы нашли в одной из новых научных книг по данному вопросу), границам реальности духовной и психической. К сожалению, исследователи эти плохо подготовлены к работе в данной области. Богатство знаний об этой реальности в Священном Писании иСвятоотеческой литературе ставят православного наблюдателя в исключительное положение, позволяющее оценивать новые гипотезы и феномен НЛО в целом. Однако православного христианина интересует не сам по себе феномен, а то, что духовно с ним связано: как люди понимают НЛО и почему? Среди первых попыток именно такого подхода к проблеме НЛО следует назвать серьезное исследование известного швейцарского психолога К. Г. Юнга. В своей книге "Летающие тарелки" - современный миф о предметах, увиденных в небе", которая вышла в 1959 году, он рассматривает этот феномен как явление, имеющее, прежде всего, психологический и религиозный смысл. И хотя сам не пытается идентифицировать летающие тарелки как "объективную реальность", ему, тем не менее, удалось схватить ту сферу человеческого познания, к которой они на самом деле принадлежат. Исследователи наших дней даже тогда, когда они исходят из "объективности" феномена, а не из психологического аспекта проблемы, в дальнейшем также приходят к необходимости привлечь "психические" гипотезы для его объяснения. При рассмотрении религиозной и психологической стороны феномена НЛО для нас, в первую очередь, важно понять предпосылки, на основании которых все те, кто верит в существование "летающих тарелок", пытаются интерпретировать их с момента первого появления в 40-х годах. Что именно готовы были увидеть в небе люди? Ответ на этот вопрос дает краткий обзор популярного жанра, именуемого "научной фантастикой". 1. Дух научной фантастики Историки научной фантастики обычно датируют истоки этого литературного жанра началом 19-го века Они предпочитают видеть ее начало в коротких рассказах Эдгара Алэна По, в которых убедительный реализм стиля Соединяется с субъективистской философией, в которой неизменно звучит нечто "таинственное" и оккультное. Другие считают автором первого научно фантастического произведения английскую современницу Э. По - Мэри Уоллстонкрафт Шелли (жену знаменитого поэта): в ее романе "Франкенштейн или Современный Прометей" научная фантастика соединяется с оккультизмом таким образом, который характерен для многих научно-фантастических произведений, написанных с тех пор Типичная форма научно-фантастического повествования, однако, развивается, начиная со времен половины 19-го века и до начала 20-го века с произведений Жюля Верна, Г.Уэллса и до наших дней. Из второсортного жанра американской периодики 30 и 40-х годов научная фантастика созрела в респектабельную интернациональную литературу последних десятилетий. Кроме того, множество чрезвычайно популярных фильмов лишний раз доказывают, насколько дух научной фантастики завоевал воображение потребителя массовой культуры. Дешевые и сенсационные научно-фантастические боевики 50-х годов уступили место в последнее десятилетие модным "идейным" фильмам, таким как "2000 космическая Одиссея", "Звездные войны" и "Близкие контакты третьего рода", не говоря уже о самой популярной и долго живущей серии американского телевидения "Звездный трек". Дух научной фантастики порождается некоторой фундаментальной философией и идеологией, которые чаще реализуются, чем многословно выражаются, и которую разделяют, так или иначе, те, кто работает в научно-фантастическом жанре. Далее мы излагаем эту философию в ее основных пунктах. 1. Религия, в традиционном ее понимании, отсутствует или присутствует в очень случайной или искусственной форме. Сам по себе этот литературный жанр - типичный продукт "постхристианской" эры (что очевидно уже из рассказов По и Шелли). Космос научной фантастики полностью мирской, хотя довольно часто он окрашен в "мистические" тона оккультного или восточного типа: "Бог", если вообще упоминается о нем - смутная и близкая сила, ине личность (например, "сила" в фильме "Звездные войны" космическая энергия, которой присущи как злые, так и благие свойства). Все увеличивающаяся зачарованность современного человека темами научной фантастики есть прямое отражение утраты религиозных ценностей. 2. В центре научно-фантастического космоса (на месте отсутствующего Бога) мы видим человека, но не обычного, такого, каким мы видим его сейчас, а такого, которым он "станет" в будущем, согласно мифам современного эволюционизма. И хотя герои - живые люди, главный интерес повествования часто связан не с ними, а с их встречами с разнообразными "суперменами" из "высокоразвитых" рас будущего, а иногда - прошлого, или прибывающими из далеких галактик. Идея о возможности "высокоразвитой" разумной жизни на других планетах настолько укоренилась в современном познании, что даже в респектабельных научных (популярных) теориях она представляется как несомненный факт. И вот в популярной серии книг (Эрах фон Деникем "Колесница богов", "Боги из космоса") присутствие в древней истории"внеземных существ" или "богов" предполагается уже очевидным, причем предполагается, что эти "боги" ответственны за внезапное появление разумного человека, что трудно объяснимо с позиций обычной теории эволюции. Серьезные ученые в Советском Союзе утверждают, что причиной разрушения Содома и Гоморры был ядерный взрыв, что пришельцы из космоса посетили Землю много веков тому назад, что Иисус Христос, возможно, был "космонавтом" и что сегодня мы, возможно, на пороге второго пришествия разумных существ из космоса. И столь же серьезно ученые Запада считают существование внеземных существ настолько вероятным, что вот уже 19 лет они пытаются установить контакт с ними с помощью радиотелескопов. В настоящее время проводится по меньшей мере шесть исследовательских работ, в ходе которых 'с помощью астронометрической аппаратуры во всех концах мира пытаются обнаружить "разумные" радиосигналы из космоса. Современные протестанские и римско-католические "теологи" , для которых стало привычным идти туда, куда, как им кажется, ведет наука, в свою очередь разглагольствуют о новой сфере теологии "экзотеологии" (теологии внеземного пространства, которая пытается, в основном, представить себе, какую природу могут иметь представители "внеземных рас").Трудно отрицать, что мир, созданный научной фантастикой, до такой степени околдовал столь многих образованных людей наших дней. Ожидаемая в будущем "эволюция" существ в научно фантастической литературе неизменно усматривается в "перерастании" ограничений, связанных с реальной человеческой природой, и, в частности, в "перерастании личностных ограничений". В книге Артура К. Кларка "Конец детства" представители новой расы похожи на детей, однако, в лицах их нет ничего от личности. Их почти неотвратимо влечет к еще более высоким "эволюционным" трансформациям и на этом пути они должны быть поглощены безличным "сверхразумом". В целом научно фантастическая литература, вопреки Христианству и в полном соответствии с некоторыми течениями восточной мысли, проповедует - в "эволюционном" развитии и "духовном" прогрессе - все возрастающее обезличивание. 3. Будущее мира и человечества научная фантастика видит, как-будто, сквозь призму "проекции" научных откры тий сегодняшнего дня. Но на самом деле эти "проекции" удивительно соответствуют повседневной реальности ок культизма и вековому опыту демонослужения. Среди ха рактерных особенностей "высокоразвитых натур будущего" мы находим: телепатическую связь, способность летать, материализоваться и дематериализоваться, трансформи ровать предметы или создавать иллюзорные сцены и су щества из "чистой мысли", способные вселяться в тела землян; они излагают "духовную" философию, которая "выше всех религий" и которая сулит достижение такого состояния, когда развитые умы уже не зависят от материи. Все это можно найти в стандартной практике, и посулах колдунов и демонов. В одной из новейших книг по истории фантастики отмечается, что стабильным аспектом научно фантастического видения является жажда переступитьпорог нормального опыта... путем изображения персонажей и событий, которые разрушают известные нам про странственно-временные условия. Сценарий "Звездного трека" и другие произведения научной фантастики с их "научными аппаратами будущего" местами напоминают фрагменты жития Святых Православной Церкви, в которых описаны действия колдунов в век, когда колдовство составляло существенную часть языческой жизни. Вообще говоря, научная фантастика вовсе не так уж и научна и не связана с каким-либо реальным прогнозом на будущее. Скорее всего это отступление к мистическим истокам современной науки - к науке в том виде, в котором она существовала до имевшего место в 17 и 18 веках просвещения. Та наука была ближе к оккультизму, чем к науке в современном понимании этого слова. В той же самой книге по истории фантастики отмечается, что "корни научной фантастики, как и корни самой науки, лежат в области магии и мифологии". Сегодняшние исследования и эксперименты в области так называемой "парапсихологии' также указывают на будущую связь "науки" с оккультизмом тенденция, полностью гармонирующая с научно фантастической литературой. Научная фантастика в Советском Союзе (где она так же популярна, как и на Западе, хотя развивалась она несколько иначе) разрабатывает те же темы, что и запад ная. В общем метафизическая тематика в советской науч ной фантастике (которая работает под пристальным оком цензоров-материалистов) складывается под влиянием западных авторов или под непосредственным влиянием индуизма, как это было в случае с писателем Иваном Еф ремовым. Читатель советской научно-фантастической ли тературы, говоря словами одного критика, "остается с весьма зыбкой способностью воспринимать критические разграничения между наукой и магией, между ученым и колдуном, между будущим и фантазией". На Западе и на Востоке научная фантастика, как утверждает тот же автор, подобно всем другим явлениям современной культуры "всецело подтверждает тот факт, что наивысшей ступенью гуманизма является оккультизм". 4. По самой природе своей как жанра "футурологического" научная фантастика тяготеет к утопии. И некоторые романы и рассказы действительно изображают будущее совершенное общество, однако в большинстве из них речь идет об "эволюции" сегодняшнего общества в нечто более высокое или о встрече с более передовой цивилизацией на другой планете. Причем существует надежда или возможность преодолеть проблемы сегодняшнего дня и, вообще говоря, ограниченность человеческой природы. У Ефремова и других авторов советской научной фантастики коммунизм сам по себе становится "космическим" и начинает приобретать "нематериалистические качества, и постиндустриальное общество будет иметь индуистский тип". "Высокоразвитые существа" из внеземного пространства часто наделяются качествами, присущими "Спасителю" , а приземление космического корабля на Землю часто возвещает начало "апокалиптических" событий, как правило, - прибытие благословенных существ, которые будут направлять людей в их эволюционном развитии. Одним словом, научная фантастика 20 века сама по себе является очевидным знамением утраты христианских ценностей и христианского понимания мира. Она становится могучим рассадником нехристианской философии жизни и истории, которая либо откровенно, либо скрыто обнаруживает оккультное или восточное влияние. И в критическую эпоху кризисов, в переходный период человеческой цивилизации она становится ведущей силой, стимулирующей надежду и фактическое ожидание "пришельцев" из внеземного пространства, которые разрешат проблемы человечества и введут человека в новую "космическую" эру его истории. Стараясь казаться научной и далекой от реализации, научно-фантастическая литература является ведущим средством пропаганды (в секулярной форме) "нового религиозного сознания", к которому стремится сбежавшее от христианства человечество. Все это - Необходимые предпосылки для обсуждения действительных манифестаций "неопознанных летающих объектов", которые странно совпадают с псевдорелигиоз ными упованиями, поднимающимися в. пост-христианском человеке 2. Наблюдение НЛО и их научное исследование Хотя фантастика и явилась, можно сказать, школой, которая подготовила человека к появлению НЛО, однако для понимания степени их "объективной реальности" знания литературы или человеческих ожиданий и фантазий недостаточно. Прежде чем мы сможем понять, чем могут быть НЛО, мы должны разобраться в природе и достоверности наблюдений, которые были проделаны над ними. Существует ли реально в небесах "нездешнее" или этот феномен полностью относится к одной стороне, к ошибкам восприятия, обусловленным в том числе и осуществлением психологических и псевдорелигиозных чаяний. Надежный очерк о феномене НЛО дал доктор Жак Балле, французский ученый, в настоящее время про живающий в Калифорнии. Ж. Балле имеет высшие ученые степени по астрофизике и вычислительной технике,- в те чение многих лет участвовал в научном анализе сообщений о НЛО. Его свидетельство представляет для нас особенную ценность потому, что он принимал непосредственное участие в расследовании появления НЛО за пределами США, особенно во Франции, и, следовательно, может дать беспристрастную международную картину их распро странения. Доктор Балле считает, что несмотря на то, что и в прошлые века в разное время люди наблюдали странные летающие предметы, их "современная история" как массового явления начинается в годы Второй мировой войны и сразу же после нее. Интерес к этому феномену в США начинается с появления НЛО в 1947 году, но в Европе появление летающих предметов наблюдалось уже много раз до этого. Во время войны многие пилоты докладывали о странных огоньках, которыми, казалось, управляли разумные существа. А в 1947 году; особенно в июле, в Швеции и других странах Северной Европы наблюдалась целая серия подобных явлений. Явления в этой "Скандинавской волне" интерпретировались вначале как метеориты, затем как ракеты или призраки-ракеты, или бомбы и, наконец, как некие "летающие аппараты" нового типа, способные совершать экстраординарные маневры в небе, но не оставляющие ни малейшего следа на земле, даже тогда, когда они, казалось бы, совершают посадку. Сообщения об этой волне явлений наводнили европейскую прессу, и все в Швеции только об этом и говорили. Сообщалось о нескольких тысячах подобных явлений, но ни разу не выдвигалась гипотеза о "внеземном" или "межпланетном" происхождении этих объектов. Д-р Балле считает, что "волна" была вызвана реально существующими, но неопознанными объектами, а не предварительно распространившимися "слухами об НЛО" или ожиданием "пришельцев из космоса". В этой и последующих "тарелочных волнах" он находит полное отсутствие какой-либо соотнесенности широкого йнтреса к научной фантастике и пика активности НЛО. Например, во время паники, вызванной радиоинсценировкой Орсона Уэллса в 1938 году романа Г.Уэллса "Война миров", в Америке не было никакой "тарелочной войны". Он приходит к заключению, что "рождение", рост и распространение волны НЛО есть объективная реальность, независимая от сознательного или бессознательного влияния свидетелей и реакции на этот феномен. Первое опубликованное явление в США имело место в июне 1947 года, когда летевший в собственном самолете коммивояжер Кеннет Арнольд увидел десять дискообразных предметов, напоминающих блюдца и летающих близ горы Маунт Рэйнкер в штате Вашингтон. Газеты подхватили эту историю, и эра "летающих тарелок" началась. Интересно, однако, заметить, что, вообще говоря, это было не первое явление НЛО в США, за месяцы до этого были другие. В начале июня волна НЛО ( свыше 50 сообщений ) наблюдалась и в Венгрии. Следовательно, далеко не все случаи появления НЛО в 1947 году можно было отнести за счет истории, вызванной происшествием с Арнольдом. В американской волне в 1947 году было множество явлений, особенно в июне и августе. Хотя некоторые газеты рассуждали об "инопланетянах", ученые воспринимали эти явления, всерьез считая их результатом исключительного развития индустрии, скорее всего - американской, но, возможно, и русской. Вторая волна, наблюдавшаяся в Америке и во Франции, возникла в июле 1948 года. В США пилоты самолета ДС-3 авиакомпании "Истерн Эйрлайнз" наблюдали ночью эффектное зрелище: торцеобразный летающий аппарат с двумя рядами "иллюминаторов", окруженный голубым свечением, оставляя за собой светящийся оранжевый хвост, сделал маневр, чтобы избежать столкновения, и исчез. В августе того же года было множество явлений в Сайгоне и других частях Южной Азии "продолговатых, рыбообразных объектов". В 1949 году было много сообщений о необычных дисках и сферах в Швеции и еще большее количество НЛО было в Америке, в том числе наблюдения принадлежат людям, имеющим астрономическую подготовку. Небольшие волны НЛО, а также изолированные явления, продолжались в 1950 и 1951 годах, особенно в Соединенных Штатах, а также и в Европе. В 1951 году возникла первая международная волна НЛО. Многие явления наблюдались в США, Франции и Северной Африке, а в кульминационный момент второй волны - и в столице США Вашингтоне над капитолием и Белым Домом ( область, которая постоянно находится под наблюдением радиолокаторов ). Сентябрьская волна охватила Данию, Швецию, Северную Германию и Польшу. В это же время во Франции появилось первое сообщение о приземлении НЛО, а также описание карликов. В 1953 году волн не было, однако наблюдалось много отдельных явлений. Самое замечательное явление имело место в г. Бисмарке штат Северная Дакота, где четыре объекта ночью парили и маневрировали целых три часа над станцией фильтрации воздуха. Официальный доклад об этом событии занимает несколько сот страниц и содержит показания многих свидетелей, главным образом, пилотов и военнослужащих. В 1954 году увидели еще одну международную волну, самую мощную. Франция была буквально наводнена НЛО: десятки сообщений поступали каждый день в сентябре, октябре и ноябре. Французская волна впервые продемонстрировала всю серьезность проблемы научного исследования феномена НЛО. Феномен появился столь интенсивно и так глубоко повлиял на общественное мнение, насыщенное задолго до того, как можно было организовать серьезное исследование. В результате ни один ученый не решился подвергнуть риску свою репутацию, открыто изучая феномен, искаженный до такой степени эмоциями. Французские ученые продолжали хранить молчание, а между тем волна прошла и умерла. Во время французской волны, часто присутствуют типичные характерные особенности более поздних контактов с НЛО: "приземления" НЛО ( причем имела место некоторая детализация сообщений, доказывающая их очевидность), НЛО генерирует световые лучи и направляет их на свидетелей, моторы останавливаются вблизи от явления, из НЛО выходят странные маленькие существа в "божественных одеяниях", свидетелям наносится серьезный психологический и физический вред. С 1954 года множество явлений наблюдалось каждый год в разных странах. Основные международные волны были в 1965, 1967 и 1972 -1973 годах. Особенно много явлений и особенно глубокое воздействие их наблюдалось в южноамериканских странах. Из всех правительственных исследований НЛО наи большую известность получило исследование, предприня тое под руководством ВВС США. После первых американ ских явлений в 1947 году это исследование известно с 1951года под названием "Проект Голубая Книга". Оно длилось до 1969 года, когда было закончено по рекомендации так называемого " доклада Кондона" от 1968 года - работы на учного комитета, возглавляемого известным физиком из университета штата Колорадо. Те, кто имел возможность близко наблюдать работу "Голубой Книги" и Комитета Кон дона. отмечают, однако, что ни та, ни другой не принимали феномен НЛО всерьез, и что они, в основном, занимались "общественным мнением", разоблачали всяческие мисти фикации, связанные с атмосферными феноменами, чтобы успокоить страхи публики на сей счет. Некоторые группы "тарелочников" заявили, что правительство Соединенных Штатов этими исследованиями пытается прикрыть то, что оно, на самом деле, знает о подлинном происхождении НЛО. Бесполезность исследований феноменов, к которым не хотели относиться всерьез, была очевидна всем. Неже лание относиться всерьез к НЛО особенно усилилось после появления некоторых причудливых рассказов об НЛО. Предмет исследований начал терять привлекательность в глазах ученых. Первый руководитель "Голубой Книги", капи тан Эдуард Раппелт признавал, что "если бы ВВС пыталось спрятаться от этого дела за ширму скандала, то лучшего нельзя было придумать..." Проблема была энергично опро кинута с помощью организованного скандала... Все оцени валось с точки зрения основной предпосылки: "НЛО не могут существовать вообще". НЛО - это необычное явле ние необходимо отнести к категории феноменов, которые почти определенно являются обнародованными раньше. Главный консультант "Голубой Книги" в течение большей части 22-летней ее деятельности, астроном из Северо-За падного Университета Дж. Аллен Хайнек открыто назвал все это "лженаучным проектом". За эти 22 года исследований, как бы то ни было, проект "Голубой Книги" собрал свыше 12000 случаев загадочных воздушных феноменов. Четверть из них остаются "неопознанными" - даже после зачастую "притянутых за уши" объяснений. Многие тысячи других случаев собраны и исследованы частными организациями в США и других странах, хотя почти все правительственные организации воздерживались от каких-либо. комментариев по этому вопросу. В СССР этот предмет привлек внимание обществен ности (что означает одобрение властей ) в 1967 году, когда д-р Феликс У.Зигель из Московского авиационного инсти тута ( МАИ) в статье, опубликованной в советском журнале "Смена", отметил, что "советские радиолокационные стан ции наблюдают неопознанные летающие объекты вот уже двадцать лет". В это же время советская научная конфе ренция "Космические цивилизации", возглавляемая астро номом Амбарцумяном, настаивала на необходимости пред варительного изучения научных и технических проблем в связи с подобными "цивилизациями", в существовании ко торых она сомневается. В следующем году, однако, саму тему НЛО в СССР начали запрещать, и с тех пор советские ученые могут рассказывать о своих исследованиях и гипо тезах западным коллегам лишь в неофициальном порядке. В Соединенных Штатах тема НЛО для военных и ученых остается чем-то "выходящим за предел дозволенного". Однако за последние годы среди ученых младшего поколения наметилось серьезное отношение к НЛО. Они собираются вместе, чтобы обсудить проблему и предложения по средствам ее исследования. Доктора Хайнек и Балле называют "коллегой-невидимкой" тех ученых, которые теперь активно интересуются феноменом НЛО, хотя большинство из них не желает, чтобы их имена связывали с этой темой. Существуют, конечно, и такие ученые, которые продолжают отрицать существование феноменов, объясняя их наблюдения искаженным восприятием естественных предметов: воздушных шаров, самолетов, не упоминая о мистификациях и психологических "проекциях". Один из них, Филипп Класс находит удовольствие в "разоблачениях" НЛО. Он исследует некоторые явления и обнаруживает, что тут имеют место либо естественные предметы, либо обман. Исследования убедили его в том, что "идея чудесных космических кораблей, посланных на Землю далекими цивилизациями на самом деле ни что иное, как сказка, сшитая для взрослого ума".Такие твердолобые исследователи, однако, как правило, ограничивают круг своих исследований случаями, когда попытка реального физического доказательства НЛО была оставлена за невозможностью ( так называемые контакты второго рода, как мы увидим ниже), и даже стойкие защитники их реальности вынуждены признать, что в самых убедительных явлениях НЛО очень мала возможность таких доказательств. Не физические доказательства убедили в последнее время отнестись к феноменам НЛО всерьез, а тот факт, что многие серьезные, заслуживающие доверия люди, видели нечто, чего они не могут объяснить и что в большинстве случаев оказало на них могучее воздействие. Доктор Хайнек пишет о своих исследованиях: "Каждый раз испытывал чувство, что разговариваю с человеком, который описывает очень реальное событие. Ему или ей оно представлялось исключительным переживанием, живым, совсем не похожим на сон событием, к которому, как правило, он или она вовсе не были подготовлены, словом, нечто такое, что выше всякого понимания". Это сочетание напряженного переживания контакта с НЛО ( особенно если этот контакт - "близкий" ) и почти полная невозможность доказать его физическую реальность - определяет специфическую природу исследования НЛО. Главное здесь - не проверка физического феномена, а исследования человеческих свидетельств о нем: правдоподобие, логичность и т.д. Уже одно это переводит исследования НЛО в область психологии и лишний раз убеждает нас в том, что метод исследования, который сводится исключительно к поискам "физических доказательств", - не адекватен. Однако мысль г-на Класса, что "чудесные космические корабли" - всего лишь "сказочка" для взрослых - возможно, не так далека от истины. Одно дело - наблюдения НЛО и совсем другое - то, как люди интерпретируют свои или чужие наблюдения. Первое может быть вполне реальным, тогда как второе "сказочкой" или мифом наших дней. Д-р Хайнек много сделал для того, чтобы устранить некоторые из обычных недоразумений, связанных с появлением НЛО. Так, он ясно показал, что большинство явлений НЛО известно нам по рассказам людей, которые не причастны к культу НЛО, не являются неуравновешенными или необразованными. Ненадежным людям принадлежат лишь немногие свидетельства, которые легко выявляются и исключаются из дальнейшего исследования. Как раз наиболее членораздельные сообщения получены 'от нормальных, обладавших чувством ответственности людей (часть имеет научную подготовку), которые были искренне удивлены или потрясены этим переживанием и просто не знали, как это объяснить. Чем сильнее опыт и чем ближе НЛО, тем меньшее желание проявляют свидетели вообще сообщать об этом событии. По словам генерала ВВС, записки об НЛО - собрание "невероятных легенд, рассказанных людьми, заслуживающими доверия". Нельзя привести ни одного аргумента против того, что за многими тысячами серьезных сообщений об НЛО стоит нечто. З.Шесть родов контактов с НЛО Д-р Хайнек, исследовавший вопрос основательнее, чем любой из известных ученых, счел удобным разделить феномен НЛО на шесть категорий. Первая категория: "ночные огни" - наиболее частая и наименее странная. В большинстве случаев они вообще интерпретируются не как НЛО, а как небесные тела, метеориты. Подлинные, вызывающие недоумение "ночные огни"( которые остаются в числе неопознанных ), действия которых, казалось, носят разумный характер, но которые нельзя отождествить с известными летательными аппаратами, часто наблюдаются многими очевидцами, среди которых мы находим: полицейских чиновников, пилотов и операторов воздушной обстановки в аэропортах. Вторая категория: "диски в дневном свете", поведение которых напоминает во многом поведение "ночных огней". Это их следует считать собственно "летающими тарелками". Фактически, все НЛО этой категории - диски, форма которых колеблется от округлой до сигарообразной. Часто они - металлические на вид. Сообщается об их скорости и маневрах (внезапное движение в обратном направлении, например, или неподвижное зависание), которые превышают возможности всех известных в настоящее время летательных, аппаратов. Существует множество фотоснимков, призванных доказать их реальность, однако все они неубедительны по причине большого расстояния рассмотрения и возможности фотографического трюка. Как и в случае с "ночными огнями", в сообщениях об НЛО этой категории указывается, что они абсолютно бесшумны. Иногда наблюдаются два и более диска одновременно. Третью категорию составляют так называемые "радарновизуальные" сообщения, т.е. появления НЛО на 'экранах радаров, подтверждаемые независимыми визуальными наблюдениями (сам по себе радар может стать источником разного рода ошибок наблюдения). Большинство таких случаев происходит ночью и в самых удачных случаях НЛО одновременно наблюдается с самолетов, которые иногда специально посылаются вдогонку за НЛО, с довольно близкого расстояния. В этих случаях НЛО всегда уходит от самолета, иногда преследует его и, наконец, исчезает с невообразимой скоростью до 4000 миль в час. Иногда, как и в категории 1 и 2, кажется, что происходит деление объекта и появляются два или несколько отдельных объектов. Иногда ясные визуальные наблюдения этих объектов пилотами, находящимися в воздухе, вообще не фиксируются радаром. Наблюдения этой категории, как и первых двух, могут длиться от нескольких минут до нескольких часов. Множество случаев первых трех категорий прекрасно документированы и подтверждаются многочисленными надежными опытными и независимыми свидетелями. Любой отдельно взятый случай, подчеркивает д-р Хайнек, еще как-то можно объяснить стечением обстоятельств, а не каким-то новым, полностью неизвестным феноменом. Но когда скапливается множество хорошо документированных свидетельств, когда все эти свидетельства описывают сходные случаи, то вероятность ложного восприятия становится чрезвычайно малой. Вот почему серьезные ученые и исследователи НЛО сосредоточены теперь на собрании множества хорошо документированных случаев и сравнений надежных свидетельств. Уже начинают выявляться определенные очертания деятельности, связанной с НЛО. Эмоциональная реакция тех, кто стал свидетелем НЛО первых трех категорий, - недоумение и замешательство. Они увидели нечто, совершенно не поддающееся объяснению, и у них Остались танталовы муки желания: увидеть это еще раз "чуточку поближе". И лишь в немногих случаях - речь идет, главным образом, о тех пилотах, которые пытались преследовать неопознанные объекты, при контактах возникало чувство, похожее на страх перед чем-то, что управляется силой, обладающей огромным технологическим превосходством над всем, что известно на сегодняшний день. В случаях, связанных с "близким контактом", с другой стороны, реакция человека становится более глубокой и "психологическая" сторона феномена выражена сильнее. . В "близких контактах" первого рода ( СЕ-1) светящийся объект наблюдается с близкого расстояния (около 500 футов и менее), причем свет иногда очень ярок. Иногда земля под объектом начинает люминисцировать. При описании формы объекта обычно утверждается, что это овал, иногда с куполом на вершине. Об огнях часто говорят, что они вращаются, обычно против часовой стрелки. Объекты часто повисают низко над землей. При этом они либо вообще делают это беззвучно, либо ( и это наиболее распространено) издают жужжание. Иногда они перемещаются на значительные расстояния на малой высоте и, в конце концов, исчезают невероятно быстро, бесшумно \л', как правило, прямо вверх. Существует множество отчетов о подобных контактах. Контакты подтверждаются несколькими свидетелями. Эти отчеты неизменно похожи друг на друга, так что возникает впечатление, что во всех документированных случаях наблюдается один и тот же объект или идентичныеобъекты. Как правило, все эти явления имеют место ночью в малонаселенных районах. Каждое явление наблюдается небольшим количеством свидетелей. В случаях, проверенных д-ром Хайнеком, среднее число свидетелей от трех до четырех. "Близкие контакты первого рода" обычно вызывают благоговейный трепет, а очень часто и ужас, но не оставляют видимых знаков: переживаемое настолько переполняет свидетелей, что они забывают сделать фотоснимки, даже если фотоаппарат под. рукой. В сообщениях об НЛО в 1955 году описывается типичное действие подобного контакта на свидетеля: "Могу вас уверить, что если случится наблюдать такую штуку и с такого близкого расстояния, хотя бы одну минуту, то воспоминания об этом не изгладятся из памяти на всю жизнь". Это переживание столь необычно, что очень часто многие свидетели сами не верят тому, о чем они сообщают, - вот почему многие из них сообщают об этом только конфиденциально, через много лет, или вообще не сообщают. Переживание слишком реально для тех, кто это пережил и слишком неправдоподобно для других. Типичный случай "близкого контакта" первого рода произошел в 1960 году с двумя заместителями шерифа графства Портэдж - штат Огайо. Около пяти часов утра 26 апреля, оставшись обследовать припаркованный на сельской дороге автомобиль, увидели объект "большой как дом", достигавший вершин деревьев высотой около 100 футов. По мере приближения к ним, он становился все ярче, освещая всю местность. После того как он начал удаляться, они пустились за ним вдогонку и преследовали его около 70 миль в Пенсильвании со скоростью до 105 миль в час. Два других полицейских чиновника ясно видели этот объект, поднимавшийся на большую высоту, прежде чем он пошел прямо вверх и исчез на рассвете. Давление Конгресса принудило проект "Голубая Книга" расследовать этот случай - его "объяснили" как наблюдение Венеры, а пресса беспощадно осмеяла. В результате семья одного из этих полицейских чиновников развалилась, его здоровье и карьера были разрушены. Личные трагедии подобного рода столь распространены среди тех, кто стал участником "близких контактов" с НЛО, что их можно было бы включить в число "типичных характеристик" данного рода. "Близкие контакты второго рода" (СЕ-2) очень напоминают СЕ-1, с той лишь разницей, что они оставляют поразительные физические и психологические следы своего присутствия. Это отметины на земле, ожоги и скручивание растений и животных, влияние на работу электрических схем, в результате чего имеют место статические помехи радио и остановка двигателей автомобилей, беспокойство животных, которое выражается в их странном поведении, и различные действия на человека, включая временный паралич и онемение, ощущение жара, тошноты, неприятные, временные ощущения потери веса, что приводит иногда к левитации, неожиданные излечения язв и болей, а также разнообразные психологические и физические следы, в том числе отметины на теле. Этот род контактов с НЛО дает наибольшие возможности научного исследования, так как к человеческим свидетельствам добавляется и физическая реальность, которую можно проверить. Однако феномен мало исследован. Это происходит, во-первых, потому что большинство ученых боятся вовлечься в круг вопросов, связанных с НЛО; и, во-вторых, из-за того, что сама эта реальность неубедительна и субъективна. Составлен каталог из более чем 800 подобных случаев, имевших место в 24-х странах. Не было опознано ни одного "куска НЛО", а следы их на земле зачастую так же обескураживают, как и само появление НЛО. Чаще всего эти отметины, оставшиеся на земле после явления (сам НЛО видят либо на земле, либо над нею), представляют собой обгорелые, обезвоженные или пониженные участки поверхности диаметром обычно 20-30 футов. Эти кольца сохраняются неделю или месяц, а внутренность кольца, иногда и весь круг, судя по сообщениям, не плодоносят сезон или два после явления. "Близкие контакты второго рода" происходят ночью на изолированных участках дороги. Во многих сходныхслучаях раскаленный добела объект приземляется на обочине или прямо на дороге перед автомобилем или грузовиком. Двигатель и фазы выключаются, сидящие в автомобиле приходят в ужас, и все это продолжается до исчезновения НЛО, который часто взмывает прямо вверх без единого звука, затем мотор снова может работать и часто заводится. Но самые странные сообщения об НЛО связаны с "близкими контактами третьего рода" (СЕ-3). Во время СЕ-3 появляются' "разумные существа".( "обитатели" или "гуманоиды"). Большинство людей, услышавших о таких сообщениях, сразу же представляют себе "маленьких зеленых человечков" и отвергают феномен как неправдоподобный плод обмана или фантазии, или галлюцинации. Однако успех американского научно фантастического фильма, название которого в точности совпадает с названием этой категории объектов: "Близкие контакты третьего рода" (д-р Хайнек был приглашен в качестве технического консультанта на съемки фильма), а также очевидность подсчета Института Галлопа с 1974 года, согласно которому 54% опрошенных признались, что верят в реальность, а 46% - в наличие жизни на других планетах (сегодня этот процент, разумеется, был бы выше) - все это указывает на быстрый рост количества наших современников, допускающих возможность реальных встреч с носителями "нечеловеческого разума". Научная фантастика дала "образцы", "эволюционизм" породил философии, а техника "космической эры11 придала правдоподобие таким контактам. Удивительное дело, кажется, что эти контакты происходили на самом деле сегодня, до такой степени они подтверждены показаниями многих заслуживающих доверия свидетелей. Следовательно, решающее значение имеет интерпретация этих явлений: действительно ли за этими свидетельствами стоит реальная встреча с "пришельцами" из космоса, или все это лишь объяснение, навеянное "духом времени", контактов совсем иного рода? Ниже будет показано, что ученые, исследующие НЛО, уже ответили на эти вопросы. Д-р Хайнек признается в своей неприязни к СЕ-3: "Уж если говорить начистоту, я был бы рад пропустить всю эту часть, если бы это не противоречило требованиям научной достоверности". Однако, поскольку главное для него научная объективность, он считает невозможным игнорировать хорошо документированные случаи проявления этого феномена, засвидетельствованные заслуживающими доверия людьми. В каталоге д-р Жака Балле упоминается 1250 "близких контактов", 750 сообщений о "приземлении" корабля, и в более чем 300-х из них сообщается о "гуманоидах" внутри или около корабля. В одной трети этих случаев "гуманоидов" видели несколько человек. Один случай с "гуманоидами "произошел в ноябре 1961 года в США, в одном из штатов северной границы. Четыре человека поздно ночью возвращались из охотничьей поездки, как вдруг один из них заметил пылающий объект, который опускался вниз. Впечатление такое, будто в полумиле, якобы, происходило крушение; все четверо увидели корабль, имеющий форму силосной башни в поле, вонзенный в землю под углом. Вокруг корабля стояли фигуры, казавшиеся человеческими ( расстояние до них было около 150 ярдов). Они направили фару на одну из фигур, которая имела рост 4,5 футов и была одета во что то, напоминающее белый комбинезон. Фигура сделала знак - " стойте!" После некоторого колебания (они продолжали думать, что это авиационная катастрофа) отправились в ближайший город за полицейским чиновником. Когда же вернулись на место происшествия, то увидели там несколько небольших красных огней, чем-то напоминающих автомобильные фары. Вместе с полицейским чиновником они направились в поле вслед за огнями, когда вдруг обнаружили, что огоньки исчезли, не оставив никаких следов, несмотря на то, что все поле было покрыто грязью. После того как ошеломленный полицейский уехал, люди снова увидели"силосную 'башню", опускающуюся прямо с неба. Она испускала красноватое свечение. Сразу же после приземления объекта около него можно было увидеть две фигуры: раздался выстрел ( хотя никто из очевидцев недопускал, что это был именно выстрел) и одна из фигур была "поражена" в плечо с глухим стуком. Фигура повернулась вокруг своей оси и упала на колени. В панике люди побежали к своему автомобилю и включили полный газ. По дороге они договорились никому не говорить об этом инциденте. Они вернулись домой со странным ощущением, что этой ночью был "потерян" какой-то промежуток времени. На следующий день одного из них на работе посетили несколько подтянутых людей "официального вида". Они задавали ему вопросы, не упоминая про стрельбу. Затем подвезли его в своей машине домой. Там расспрашивали про его одежду и обувь. Потом они ушли, приказав ничего никому не говорить о приключившемся инциденте. Охотники решили, что это исследователи из ВВС США, которые пытаются скрыть нечто, "новое секретное устройство", но эти люди никак себя не назвали и никогда не пытались вступить с ними в новые контакты. Все четверо были потрясены происшествием, и вот через шесть лет один из них почувствовал необходимость рассказать всю эту историю представителю Государственного Казначейства США. Основные эпизоды этой истории типичны для многих "близких контактов третьего рода". Немногим отличается от рассказанного выше знаменитое "приземление" НЛО в Келли, небольшом городке близ Хопкинсвилла, штат Кентукки. Этот случай интенсивно расследовала полиция, ВВС и независимые исследователи. Вечером и ночью 21 августа 1955 года семь взрослых людей и четыре ребенка в одном из фермерских хозяйств пережили продолжительную встречу с "гуманоидами". Инцидент начался в семь часов вечера, когда хозяйский сын, подросток, увидел, как летящий объект приземляется позади фермерского дома. Мальчику никто не поверил, но через час "маленький человек", испускающий странное свечение, направился к дому с поднятыми руками. Когда это существо оказалось в 20 футах от дома, двое из мужчин, бывших там, вне себя от страха выстрелили в него. "Маленький человечек" перекувыркнулся и исчез во мраке. Вскоре в окне появилось другое существо; они снова выстрелили в него и оно снова исчезло. Выйдя наружу, они выстрелили в другое существо с рукой, напоминающей клешню, которое они увидели на крыше; еще одно на ближайшем дереве поплыло к земле, когда в него попали. Они видели все новые существа ( впрочем, вполне возможно, что перед ними снова появлялись те же самые создания) и попадали в них. Однако люди видели, что пули как-будто рикошетом отскакивают от этих странных существ и не оказывают на них реального действия - звук был как при стрельбе в ведро. Расстреляв четыре ящика патронов, насмерть перепуганные люди поехали в полицейский участок. Полиция прибыла на ферму после полуночи и провела доскональный поиск улик. Полицейский обнаружил несколько необычных отметин и увидел несколько странных "метеоритов" которые двигались к фермерскому дому, но не обнаружил "существ". После того как полиция уехала, "существа" снова появились, вызвав на ферме еще больший ужас. "Гуманоиды", как их описывают очевидцы этого случая - существа высотою от 3,5 до 4 футов, с огромными руками и глазами (без зрачков и век), с большими остроконечными ушами и предплечьями. Было такое впечатление, что они подвешены над землей. Казалось, на них нет одежды, ночью они "никелированы". Они приближались к дому с самой темной стороны и не приближались, если снаружи включали свет. Д-р Хайнек резко различает "близкие контакты третьего рода" от систематических контактов. Систематические контакты - это повторяющиеся контакты с "обитателями" НЛО, когда эти "обитатели" передают людям псевдо религиозные сообщения о "высокоразвитых" обитателях других планет, чтобы "установить мир на земле". Систематические контакты часто связаны с культом НЛО. Обычно случаи СЕ-3, с одной стороны, в общем-то очень похожи с другими случаями "близких контактов'. Они происходят с людьми, имеющими те роды деятельности, которые внушают степень доверия; они так же неожиданны и производят тот же шок при виде того, что кажется столь невероятным. Часто сообщают о том, что "обитатели" НЛО ( которых видят совсем близко) берут образцы грунта и скал, проявляют интерес к человеческим установкам и двигателям, или "ремонтируют" свой собственный корабль. У "гуманоидов", судя по описаниям, большие головы с очень нечеловеческими чертами ( отсутствуют глаза или большие, широко расставленные глаза, маленький нос или вообще отсутствует, пустая щель в качестве рта); длинные тонкие ноги, нет шеи. Некоторые утверждают, что они человеческого роста, другие - что их рост 3,5 фута, как в инциденте Келле-Хопкинсвилл. Недавно был составлен новый каталог, включающий свыше 1000 случаев СЕ-3. Существует множество случаев "похищения" людей обитателями НЛО, -обычно для целей "осмотра". Об этих случаях всерьез сообщают люди, казалось бы, заслуживающие доверия. Почти все данные об этих случаях ( если мы не будем касаться "систематических контактов") получены путем регрессивного гипноза (возврат в прошлое под гипнозом). Это переживание наносит свидетелям такую травму, что человеческое сознание отказывается вспоминать его. И только после того как прошло некоторое время, такие люди соглашаются подвергнуться гипнозу, чтобы пролить свет на какие-то таинственные потери времени, связанные с переживаниями "близкого контакта" (первую часть которого они запомнили). Одно из самых известных "похищений" произошло приблизительно в полночь 19 сентября 1961 года близ Уитфилда, штат Нью-Гемпшир. Оно стало темой книги Джона Фуллера "Прерванное путешествие". Той ночью Берни и Бетти Хилл возвращались из путешествия, которое они совершили во время отпуска. Вдруг они увидели опускающийся НЛО, который приземлился прямо перед их автомобилем на обочине дороги. Какие-то "гуманоиды" приблизились к ним. Следующий момент, который они вспомнили, был через два часа. Их автомобиль переместился на 35 миль ниже по дороге. Эта амнезия взволновала их, привела к психическим и умственным расстройствам, и они, в конце концов, окончательно перешли в ведение психиатров. Под гипнозом они, независимо друг от друга, показали, что "гуманоиды" взяли их на борт своего корабля и подвергли там физическим экспериментам. У них взяли образцы ногтей и кожи. Затем их освободили, подвергнув предварительному воздействию, после которого они не могли вспомнить, что с ними произошло. Под гипнозом они переживали происшедшее с большим эмоциональным волнением. Аналогичный случай произошел в 2 часа 30 минут утра 3 декабря 1967 года. Полисмен в Эшленде, штат Небраска, увидел на дороге объект с рядом мерцающих огней. Когда он приблизился к объекту, тот поднялся в воздух.. Полисмен доложил начальству о "летающей тарелке" и пошел домой. У него сильно болела голова, какое-то жужжание звучало в ушах, ниже левого уха оказался красный рубец. Позднее обнаружили, что ночью был какой то 20 минутный период времени, о котором он ничего не мог вспомнить. Под гипнозом он рассказал, что последовал на НЛО, который снова приземлился. Обитатели направили на него яркий свет, а затем взяли на борт своего корабля. Здесь он увидел панели управления и машины, напоминающие ЭВМ (французский инженер, которого похитили на 18 дней, видел нечто похожее) . "Гуманоиды", одетые в комбинезоны, украшенные эмблемами в виде змееобразных нашивок, рассказали полисмену, что прибыли из соседней галактики, имеют базу в Соединенных Штатах, и что корабль работает по принципу "обратного электромагнитного поля". Они вступают с людьми в контакты случайно и "не хотят озадачивать людей". Они освободили его, приказав помалкивать благоразумно об той ночи. На первый взгляд этот случай кажется просто-напросто неправдоподобным и подобным некоторым странным случаям галлюцинации и игры больного воображения. Однако накопилось в настоящее время слишком много свидетельств такого рода, чтобы можно было отмести их так легко. Как контакты с реальными летающими аппаратами, они, разумеется, не слишком убедительны. Кроме того, сами психиатры подразумевают, что результаты "регрессивного анализа" не всегда достоверны. Человек под гипнозом не всегда в состоянии различать фактическое происшествие м "внушение", которое вводитсяв его осознание либо самом гипнотизером, либо кем-то другим, во время предлагаемого "близкого контакта" . Но даже если эти происшествия не вполне реальны, т. е. за ними не стоит реальный физический феномен, занимающий вполне определенное место во времени и пространстве, сам факт того, что так много их "внедрено" в человеческое сознание за последние годы, уже сам по себе очень важен. Несомненно, что и за этими "похищениями" стоит нечто, и в последнее время исследователи НЛО в поисках объяснения начинают исследования в самых различных направлениях. Примечательно, что эти происшествия и, особенно, "близкие контакты" 70-х годов, тесно связаны с "паракормальными" или оккультными феноменами. Перед тем как увидеть НЛО, люди иногда видят странные сны или слышат удары в дверь, хотя за дверью никого нет. Или к ним впоследствии являются странные посетители. Некоторые свидетели получают телепатические сообщения от обитателей НЛО; вместо того, чтобы приблизиться или удалиться на большой скорости, материализуются или дематериализуются. Иногда в их присутствии происходят "чудесные" исцеления, когда человек попадает в зону действия их света. Но последствиями "близких контактов" могут быть также лейкопения и болезнь. Часто происшествие оказывает трагическое влияние на психику свидетелей - происходит ухудшение личности, безумие, самоубийство. Растущий удельный вес "психической компоненты" в явлениях НЛО навел исследователей на мысль искать сходство между происшествиями, связанными с ними, и оккультными феноменами: и искать ключ к пониманию НЛО в психических эффектах, которые они порождают. Многие исследователи подметили сходство между НЛО и спиритизмом 19 века, который также связывал психические феномены со странными физическим эффектами, но имел более простую "технологию". В общем, в 70-е годы сузился зазор между "нормальными" явлениями НЛО, имевшими место в прошлом, и "культом" НЛО, что соответствует восприимчивости человечества в этом десятилетии к занятиям оккультизмом. 4.0бъяснение феномена НЛО В своей последней книге об НЛО - "Коллега невидимка" д-р Жак Балле говорит, что многие ученые в наши дни задумываются о них. Он верит, что теперь мы очень близки к раскрытию тайны. Он отмечает, что идея о "внеземной" разумной жизни за последние годы стала необыкновенно модной как среди ученых, так и среди искателей приключений. Это произошло в результате великой жажды контакта с высшими разумами, которые могли бы взять на себя руководство нашей бедной, беспомощной и лихорадочной планетой. Он с замечательной ясностью видит, что идея "пришельцев из космоса" стала великим мифом или "чудесной ложью" нашего времени. Ожидание пришельцев из космического пространства приобрело огромное значение для очень большого числа людей. Однако он считает наивной веру в этот миф: "Это объяснение слишком просто задумано, не принимает в расчет всего многообразия поведения обитателей НЛО и ощущений людей при контакте с ними". Д-р Хайнек замечает, что для объяснения различных эффектов, производимых НЛО, необходимо признать, что этот феномен, который без сомнения действует как физическая реальность, несет в себе также признаки принадлежности к психическому миру. Д-р Балле верит, что они сконструированы и как физические корабли (долгое время он считал это несомненным фактом ), и как психический прибор, точные свойства которого еще необходимо определить. На самом деле, многие исследователи в начале 50-х го дов поддерживали теорию о том, что НЛО вообще являются физически реальными кораблями, но представляют собой особый "парапсихологический" или психический феномен, но впоследствии это мнение было потоплено, с одной сто роны, поклонниками культа с их настойчивым требованиемпризнать "неземное" происхождение НЛО, а, с другой сто роны, правительственными объяснениями, совпадающими с распространенным и популярным мнением, что весь этот феномен - воображаемый. Лишь впоследствии серьезные исследователи начали признавать, что НЛО, обладающие некоторыми физическими характеристиками, в целом не могут быть объяснены, как чьи-то "космические корабли", но в них явно присутствует нечто из сферы парапсихологии или оккультизма. Вот почему, в самом деле, НЛО так часто приземляется в точности посередине дороги? Почему такой фантастически совершенный корабль столь часто нуждается в "ремонте"? Что заставляет "обитателей" НЛО собирать камни и ветки ( снова и снова вот уже 25 лет) и "осматривать" стольких людей - если они на самом деле орудия ознакомления с другой планетой, каковыми "гуманоиды" сами себя представляют? И снова д-р Валле вопрошает, не может ли, на самом деле, идея "пришельцев" из космоса играть отвлекающую роль, маскируя реальную, бесконечно более сложную природу технологии, вызвавшей эти явления? Он убежден, что "перед нами - не последовательность волн посещения из космоса, перед нами - система управления. В "близких контактах" с НЛО осуществляется управление верованиями человека. С каждой новой волной НЛО социальное воздействие становится все сильнее. Люди помоложе начинают восхищаться космосом, психическими феноменами - новыми горизонтами сознания. Появляется все больше книг и статей, изменяющих нашу культуру". В другой книге он отмечает, что оказалось возможным заставить большие группы населения уверовать в существование сверхъестественных рас, в возможность летающих машин, в множество обитаемых миров, демонстрируя им немногие тщательно отрежиссированные сцены, детали которых приспособлены к культуре и предрассудкам, характерным для данного времени и места". Важный ключ к раскрытию смысла этих "отрежиссированных" сцен можно найти в наблюдении, которое сделали наиболее добросовестные наблюдатели феномена НЛО, особенно в случаях СЕ-3 и "систематических контактов" . Эти случаи были глубоко абсурдны или содержали, по крайней мере, не меньше абсурдного, чем рационального. Отдельные "близкие контакты" имели такие абсурдные детали: например, в 1961 году фермеру, выращивающему цыплят, обитатель НЛО вручил четыре оладьи и, что еще более важно, сами контакты оказываются до странного бессмысленными, без ясной цели и значения. Одна из оладий была исследована лабораторией Пищи и Наркотиков Министерства Здравоохранения, образования и благосостояния США. Заключение гласит, что она имеет вполне земное происхождение. Пенсильванский психиатр высказывает предположение, что абсурдность, присутствующая почти во всех "близких контактах" с НЛО, на самом деле является приемом гипноза. "Если кто-либо взволнован абсурдностью или противоречивостью чего-либо и его разум занят поисками смысла, то он чрезмерно открыт для передачи мысли, для получения психического исцеления и т. д." Д-р Валле сравнивает этот прием с иррациональной методикой коан .мастеров дзэна и отмечает сходство контактов с НЛО и оккультных ритуалов посвящения, которое открывает разум для "нового множества сигналов". Все это указывает на. то, что он называет "следующей формой религии", Таким образом, контакты с НЛО не что иное, как современная форма оккультного феномена. Ищут "спасителей" из космического пространства, и вот этот феномен посылает им изображение космического корабля и космических существ. 5. Кто "режиссер" и какова его цель? Сегодня исследователи уже получили ответы по меньшей мере на два первых вопроса, хотя из-за своей некомпетентности в сфере религиозных феноменов они невполне понимают значение того, что они нашли. Один исследователь, Брэд Стейджер, преподаватель колледжа в Штате А., написавший несколько книг на эту тему, изучив недавно картотеку "Голубой Книги", пришел к такому заключению: "Мы имеем дело с многомерным парапсихологическим феноменом, который в значительной степени является туземным для планеты Земля". Д-ра Хайнек и Балле, развивая гипотезу "внутренних чужаков" для объяснения феномена НЛО, рассуждают о "сцепленных мирах", существующих здесь же на земле, из которых они могут приходить большей частью как злые духи. Джон Килл, который начал свои исследования НЛО будучи скептиком и который в религиозном отношении агностик, пишет: "Подлинная история НЛО... - это история духов и призраков и странных ментальных абборгаций, история невидимого мира, который окружает нас и обычно поглощает нас... Это иллюзорный мир... где сама реальность искажается странными силами, кажется, что силы эти могут манипулировать пространством, временем и материей - силами, которые почти полностью выше нашей власти и понимания... Манифестации НЛО кажутся, вообще говоря, лишь незначительными вариациями древних явлений демонов. А в недавней библиографии по НЛО, которую подготовила библиотека Конгресса научно исследовательского Управления ВВС США, во введении утверждается: "Многие сообщения об НЛО, подробно излагаемые в прессе, относятся к инцидентам, потрясающе напоминающим случаи беснования и психические феномены, давно известные богословам и парапсихологам". Большинство исследователей НЛО, чтобы проникнуть в сущность изучаемых феноменов, обращается к сфере оккультизма и демонологии. Евангелисты-протестанты связали в единое целое несколько недавно проведенных ими исследований НЛО и пришли к заключению, что феномен НЛО имеет демоническое происхождение. Когда насчитывается много тысяч сообщений об НЛО, то, конечно, некоторые или даже многие случаи можно объяснить обманом или галлюцинациями. Большое количество современных медиумов и их спиритические фокусы относятся к области жульничества, но сам по себе медиумический спиритизм, когда он подлинен, бесспорно, творит реальные "паранормальные" эффекты бесовского происхождения. Феномен НЛО имеет то же происхождение и не менее реален. В историях людей, вступивших в контакт с НЛО, просле живаются стандартные признаки, сопровождающиеся запу тыванием людей в демонские сети мира оккультизма. По лицейский чиновник из Южной Каролины, например, начал видеть НЛО в июне 1966 года. Вскоре после этого они на чали являться ему часто, почти всегда ночью. После одного "приземления" он и его жена увидели вполне различимые следы НЛО на земле. После всех этих недель мучительных видений, НЛО полностью завладели им. Он был уверен, что нечто великое должно произойти. Бросал ежедневное чте ние Библии и поворачивался, по его словам, "спиной к Богу", как только в руки к нему попадала очередная книжка про НЛО... Далее он рассказывает: "Много ночей провел я в тщетном ожидании, пытаясь мысленно вступить в связь с теми, кого я считал тогда за космические существа; почти молился им, умоляя их появиться и установить со мною хоть какой-то контакт". Наконец, он имел "близкий контакт" с кораблем. Корабль был 30 футов в диаметре, у него были белые, красные и зеленые вращающиеся огни. Он удалился на огромной скорости и оставил его, все ожидающего то "великое", что должно было произойти, но ничего такого не случилось. После этого НЛО перестали ему являться. Видя крушение своих надежд, он обратился к алкоголю, впал в " депрессию, начал подумывать о самоубийстве, пока обра щение к Христу не завершило этот период его жизни. Люди, вступившие в реальные контакты с обитателями НЛО, переживают еще более тяжелые испытания. Эти существа временами буквально "завладевают ими и, если те сопротивляются, то пытаются их убить". Подобные случаи убеждают нас, что независимо от того, какое значение имеет феномен НЛО в целом, каждый отдельный "близкий контакт" с НЛО имеет еще испецифическую цель: обмануть человека, с которым НЛО устанавливает контакт, и привести его если не к дальнейшим контактам и распространению "посланий", то, по крайней мере, к личной духовной катастрофе и дезориентации. Тот аспект, который приводит большинство исследователей в наибольшее недоумение, а именно: смешение физического и психического вообще не удивляет читателей православных духовных книг, в особенности - Жития Святых. Демоны также имеют почти физические тела, но их "материя" настолько тонка, что люди не способны воспринимать ее до тех пор, пока их духовные "врата восприятия" не будут открыты либо по Божией воле ( в случаях, когда праведны), либо вопреки ей ( как это бывает с колдунами и медиумами). & Православной литературе мы находим множество примеров проявлений демонов, в точности соответствующих картине НЛО: появление "твердых" существ и объектов ( в качестве которых выступают либо сами бесы, либо их иллюзорное порождение). Эти объекты и существа неотложно, неожиданно "материализуются" и "дематериализуются" с целью внушить людям страх и привести их в замешательство, а в конечном счете, к погибели. Православное учение о демонах, об их проявлениях и о том, как их воспринимают люди, было суммировано великим Отцом Православной Церкви 19-го века, епископом Игнатием Брянчаниновым. Это изложение составляет 4-ю часть его книги "Душа после смерти". В Житиях Святого Антония Великого, жившего в 4-ом веке, мы находим множество подобных инцидентов. Житие св. Макария Турского (397 г.), написанное его учеником Сульпицием Севером, содержит интересный пример демонической силы и связи со странной "физической" манифестацией, которая очень соответствует сегодняшним "близким контактам" с НЛО. Некий юноша именем Анатолий стал монахом близ монастыря св. Мартина, но из-за ложной покорности пал жертвой бесовского обольщения. Он вообразил, что беседует с "ангелами", и чтобы убедить остальных в его святости, "ангелы" согласились подать ему "блистающее одеяние прямо с небес", как признак "Силы Божией", пребывающей в юноше. Однажды после полуночи в келье раздался ужасный грохот танцующих ног и ворчание как бы от многих голосов. Келья Анатолия заполыхала от света, затем наступила тишина, и обманутый вышел из кельи своей в "небесных одеждах". Принесли свет и все тщательно рассмотрели. Одеяние имело превосходный блеск и сверкающий алый цвет; не было никакой возможности судить о природе материи. И вот прошло некоторое время, оно оказалось простой одеждой и не более того. На следующее утро духовный отец Анатолия силой привел его к Св. Мартину, чтобы испытать, нет ли тут дьявольской подделки. В страхе обманутый отказался, и "когда его повели силой, против его воли, под руками того, кто тащил его, одеяние исчезло". Автор этого сообщения, который либо сам был свидетелем инцидента, либо описывал его со слов очевидца, приходит к выводу, что "дьявол не мог поддерживать свои иллюзии или скрыть их истинную природу перед очами Св. Мартина. Это было полностью в его силах - увидеть дьявола, которого он распознавал в любом обличий, не взирая на то, сохранял ли дьявол свой характер или изменял его на любую из различных форм "духовной нечистоты" - включая формы языческих богов или явления Самого Христа в царском одеянии и в короне, и облеченного в яркий красный цвет". Совершенно очевидно, что явления сегодняшних "летающих тарелок" не выходят за пределы возможности бесовской "технологии" - ничем иным нельзя это объяснить удовлетворительно. Разнообразны бесовские обольщения, известные из православной литературы, - просто приспосабливаются к мифологии космического пространства - и не более. Анатолия, о котором говорилось выше, в наши дни считали бы просто участником "систематического контакта", "контактирующим". И цель "неопознанного объекта" во всех подобных сообщениях очевидна: внушить очевидцам чувство "таинственного" идать "доказательство" существования "высших разумов" (ангелов, если намеченная жертва верит в них), или "пришельцев из космоса", если это наш современник, а следовательно, укрепить его веру в сообщение, которое они должны получить. Ниже мы рассмотрим это сообщение. В Житие преп. Нила Сорского, основателя скитского жития на Руси, жившего в 15 веке, мы находим пример демонского "похищения детей", очень напоминающего "похищения" НЛО. Некоторое время спустя после смерти Преподобного жил в его монастыре некий священник с сыном. Однажды, когда мальчик был послан с поручением, "внезапно предстал перед ним странный муж, который схватил мальчика и перенес его, как бы по ветру, в непроходимый лес, и принес его в большую горницу в свое жилище и поместил мальчика в середине горницы - перед окном". Когда священник и иноки молились Преподобному, просили его о помощи в разыскании потерявшегося мальчика, преподобный пришел на помощь мальчику и "встал пред горницей, в которой стоял мальчик, и когда постучал он посохом своим в оконную раму, поколебалось строение и все нечистые духи пали на землю". Святой велел демону вернуть мальчика в то место, откуда тот его взял, и затем стал невидимым, после некоего стона между бесами; все тот же странный схватил мальчика и перенес его в скит подобно ветру, и, поместив его на стог сена, стал невидимым. Будучи узнан монахом, мальчик рассказал все, что видел и слышал. И с той поры мальчик стал тихим, как бы пораженный. Священник не мог опомниться от ужаса и вскоре оставил скит вместе с сыном. Аналогичный "киднаппинг" ( похищение детей ) имел место в 19 -м веке в России. Молодой человек, которого прокляла мать, стал на 12 лет рабом демона. Он получил способность являться невидимым и помогал демону сеять смятение среди людей. Подобные правдивые рассказы о деятельности демонов всеместно были распространены в средние века. И следует считать знамением духовного кризиса нашего времени, что современные люди при всей их гордости "просвещенностью" и "мудростью" все в большей степени начинают признавать эту сторону жизни. Но нет у них христианского понимания, которое помогло бы им объяснить эти явления. Современные исследователи НЛО в поисках объяснения феномена, который стал слишком заметен, чтобы не замечать его, объединяются сегодня с психологами и пытаются сформулировать физические феномены. Но такие исследователи только продолжают путь "просветленных" ответов на вопросы, относящихся к сфере духа. К этим вопросам вообще нельзя подходить "объетивно", а только с верой. Материальный мир нейтрален в нравственном отношении, и объективному исследователю может быть известно о нем достаточно многое, тогда как в невидимом духовном - мире встречаются "добрые" и "злые", и у объективного наблюдателя не будет средств отличить одних от других., пока он не получит откровения, которое невидимый Бог дал человеку о них. Таким образом, сегодняшние исследователи НЛО помещают на одну доску Богодуховное Св. Писание и инспирированное Сатаной автоматическое письмо, и не отличают действий Ангелов от действия бесов. Теперь, после долгого периода господства среди ученых материалистических предрассудков, они признают, что существует нематериальный мир, и что этот мир вполне реален. Они видят его проявление в феноменах НЛО,' однако, поскольку их подход к этой проблеме "научен" - незримые силы могут также обманывать их, как и самых наивных "контактирующих". Каждый раз, когда ученые пытаются определить, кто или что стоит за феноменами НЛО и какой цели эти феномены служат, они вынуждены пускаться в самые дикие рассуждения. И вот д-р Балле признается в том, что он попал в тупик. Он не может для себя решить вопрос об источнике появления НЛО - то ли этот источник нравственно нейтрален ("неожиданный заводной механизм") , то ли это благотворительное "торжественное явление мудрецов", в чем хотели бы нас уверить "инопланетные миры"; то ли здесь имеет место "жестокая, сверхъестественная чудовищность, которая скорее всегонамеревается сделать человеческий род безумным", т.е. дело демонов. И истинная оценка феноменов НЛО, возможная на базе христианского откровения и духовного опыта, доступна лишь смиренному, исполненному веры христианину, который доверяет этим двум источникам. Конечно, человеку не дано полностью объяснить невидимый мир Ангелов и демонов, однако христианского видения, которое дается нам, верующим, вполне достаточно, чтобы знать, как действуют духи в нашем мире и чем мы должны отвечать на их действия, в частности, как избежать демонических сетей. Исследователи НЛО уже пришли к заключению, что феномены, которые они изучают, по существу своему близки феноменам, для которых используется название "демонических", но только христианину - православному христианину, просвещенному святоотеческим пониманием Святого Писания и 2000-летним опытом встречи Святых с невидимыми духами, дано осознать весь смысл этого заключения. 6. Смысл НЛО Так каково же значение феномена НЛО для наших дней? Почему они появились именно в этот исторический период? Что они сообщают? На какое будущее они указывают? Во-первых, феномены НЛО лишь часть изумительного извержения "паранормальных" явлений, таких явлений, которые еще несколько лет тому назад большинство людей считало бы "чудесами". (Примером* такого явления может служить разрушение всего имущества^ жилой квартире, расположенной в ГПЗ "Коммунарка" под Москвой, в начале 80-х годов. Тогда это происшествие было тщательно скрыто от общественности, а сейчас об аналогичных явлениях спокойно сообщают по телевидению. - Прим. ред.) Д-р Балле выражает секулярное понимание этого факта: "Вторжение в нашу среду наблюдений необычных объектов неожиданно приняло угрожающие размеры, дойдя до многих тысяч..., что привело к общему сдвигу картины верований современного человека к тому, что он полностью теперь связан с идеей невидимого..., что-то произошло с человеческим сознанием, та же могучая сила, которая действовала на род человеческий в прошлом, снова действует на него в наши дни". На языке христианской веры это означает вот что: новое извержение бесовщины вырвалось на волю, обрушилось на человечество: С точки зрения христианского Апокалиптического учения мы можем видеть, что власть, которая до сих пор сдерживала самое ужасное проявление бесовщины на земле, взята с земли (2 Фее. 2,7). Православный взгляд на мир больше не существует, как целое. И вот Сатана "вырвался из темницы", где его удерживала благодать Святой Христовой Церкви, чтобы обольщать народы и подготовить их к поклонению антихристу, которое ожидается в конце времен. Кажется, никогда еще с начала христианской эры демоны не действовали так открыто и широко, как в наши дни. Теория "пришельцев из космоса" лишь один из немногих предлогов, которые они используют для внедрения идей "высших существ", которые должны прийти и взять на себя ответственность за судьбы человечества. Большинство сообщений о "большеногих" и прочих "монстрах" содержат одни и те же оккультные характеристики, что и НЛО. Кроме тогоГ появление "монстров" часто находится в прямой связи с появлением НЛО. Два недавно открытых "паранормальных" феномена показывают, с какой наглостью демоны теперь используют материальные Средства (в частности, современные технические приборы) для того, чтобы войти в контакт с людьми: 1. Один латвийский исследователь, за которым теперь последовали и другие, открыл феномен, который состоит в том, что таинственные голоса необъяснимо записываются на магнитофонную ленту. Этот эксперимент удается даже в клинических условиях при полной тишине. Причем, результаты те же, что и при обычном сеансе. Присутствие же в комнате, кажется, усиливает феномен. 2. "Инопланетяне" с металлическими голосами в течение некоторого времени, как предполагают, использовали телефон для связи с двумя "контактирующими" и одним исследователем НЛО. Конечно, в таких случаях вероятность мистификации весьма велика. Но за последние годы голоса умерших (убедительные для тех, кто вступил в контакт ) слышали по телефону те, кто любил их. Трудно отрицать,говоря словами лица, сообщающего об этих феноменах, что демоны далекого прошлого снова разгуливают среди нас, но притом в таких масштабах, о которых не слышали в прошлом. Во-вторых, НЛО - новейший медиумический прием, с помощью которого дьявол пытается ввести восприимчивость человека к влиянию бесов, которое усилилось как никогда, на христианскую веру. В 19-м веке для того, чтобы войти в контакт с демонами, был необходим сеанс в темной комнате, теперь же для этого необходимо только взглянуть на небо (правда, для этого нужно ночное небо). В наши дни человечество растеряло остатки понимания основ христианского учения и покорно отдается во власть силам, которые только могут исходить с неба. Новый фильм "Близкие контакты третьего рода" с потрясающей убедительностью свидетельствует о том, насколько суеверным стал человек "пост-христианской веры", готовый в любой момент, не задавая лишних вопросов, поверить едва замаскированному демону и последовать за ним, куда бы тот не повел. В-третьих, "сообщения", которые передают НЛО, типа: приготовьте путь антихристу; "спаситель" отступнического мира должен прийти, чтобы править им. Возможно, что он сам придет по воздуху, чтобы полнее уподобиться Христу ( Мтф. 24,30, Деян. 1, 2); возможно, что "пришельцы из космического пространства" будут приземляться публично и предлагать людям воздать божественные почести своему "хозяину"; возможно, что "огонь с небес" ( Откр. 13,13) будет только частью грандиозных демонических спектаклей последних времен. Так или иначе, современному человеку сообщается следующее: "Ждите избавления, но не через христианское Откровение и веру в Христа, а от космических аппаратов, которые придут с неба". Это же и есть один из признаков последних времен: "что будут... ужасные явления, великие знамения с неба" (Лк. 21,11). Сто лет тому назад епископ Игнатий Брянчанинов (ныне он причислен к лику Святых ) в своей книге "О чудесах и знамениях" отмечает: "усилия, которые можно встретить в современном христианском обществе увидеть чудеса и даже творить их. Подобное стремление обличает самообман, основанный на самооценке и тщеславии, которые обитают в душе и завладели ею... Число истинных чудотворцев уменьшается, они вымирают, но люди жаждут чудес еще больше, чем в прежние времена... мы постепенно приближаемся к времени, когда широкая сцена открывается для многочисленных и поразительных лжечудес, и вечная смерть ждет тех несчастных сыновей плотской премудрости, которые соблазнятся и будут обмануты этими чудесами". Для исследователей НЛО особый интерес должно представлять то, что "чудеса" антихриста будут проявляться в основном в воздушной сфере, где у Сатаны больше всего власти. Знамения будут действовать в основном на зрение, очаровывая и обольщая его. Иоанн Богослов, созерцая в видении события, предшествующие концу света, говорит, что антихрист дает великие "знамения" и даже "огонь низводит с небес на землю перед людьми" (Откр. 13,13). Священное Писание указывает на это "знамение", как на величайшее знамение антихриста, и указывает место этому знамению - в атмосфере: "это будет великолепный и ужасный спектакль". Святой Симеон Новый Богослов по этой причине замечает, что "подвязающийся в делании молитвы, должен очень редко смотреть на небо из-за страха перед злыми воздушными духами, которые вызывают многие и разнообразные обольщения в воздушной среде... Люди не понимают, что чудеса антихриста не имеют доброй, разумной цели, не имеют определенного смысла; что они чужды правде, исполнены лжи; что они представляют собой чудовищный спектакль, который усиливается, чтоб удивить в смущении и забвении, прельстить, совратить, привлечь очарованием пышного, пустого и глупого эффекта... Все демонические проявления имеют такие характерные признаки, что опасно проявлять к ним даже самый слабый интерес; от одного только внимания, даже без какой-то симпатии, можно запечатлеть в душе пагубное впечатление и подвергнуть себя серьезному искушению" ( Добротолюбие. "Три формы внимания"). Тысячи контактирующих и даже простых Очевидцев испытали на себе ужасную правду этих слов - будучи застигнуты однажды, они оказались вовлеченными все больше и больше. Даже секулярные исследователи НЛО считают необходимым предупредить людей об опасностях, связанных с этими феноменами. Джон Килл, например, пишет: "Дилетантские исследования НЛО так же опасны, как и дилетантские занятия белой магией. Этот феномен улавливает в свои сети не только легковерных и незрелых. Паранойя и шизофрения, демономания и даже самоубийства могут возникнуть в результате контактов - и, в большинстве случаев, именно такой результат имеет место. Умеренное любопытство к НЛО может перерасти в разрушительную сдержанность. Вот почему я настоятельно рекомендую родителям запретить своим детям впутываться в истории с НЛО. Школьные учителя и другие взрослые не должны поощрять интерес подростков к этой теме". Епископ Игнатий Брянчанинов с благоговейным страхом и плохим предчувствием описывает видение простого русского кузнеца из деревни близ Санкт-Петербурга на заре нашей эпохи - эпохи безверия и революции. Среди бела дня кузнец вдруг увидел великое множество демонов, с виду похожих на людей. Они сидели в лесу, на ветвях деревьев в странных одеяниях и остроконечных шапках, и пели в сопровождении невероятных таинственных музыкальных инструментов жуткую и безобразную песню: "Наши годы настают, наша воля выполняется". Мы дошли почти до самого конца этой страшной поры демонического торжества и веселья, когда "гуманоиды" (еще одна маска, которую одевают бесы ) стали видимыми тысячами людей и путем нелепейших контактов овладевают душами тех, от кого отошла благодать Божия. Феномен НЛО - знамение того, что православным следует осмотрительлнее и трезвее идти по пути спасения. Нам следует помнить, что нас могут обольстить и соблазнить не только ложные религии, но даже, казалось бы, материальные предметы, которые просто улавливают наш взгляд. В прежние века христиане относились очень осторожно ко всем странным и новым явлениям, зная хитрость дьявола. Но вот после современного "просвещения" большинство людей начало испытывать любопытство к таким вещам и даже гоняться за ними, сдав "дьявола в архив" и поместив его ' в область полуфантастических выдуманных явлений. Понимание сущности НЛО, таким образом, сможет помочь в деле пробуждения православных христиан к сознательной духовной жизни и выработке осознанного православного взгляда на мир, который дается нелегко из-, за модных идей века. Сознательный православный понимает, что он живет в мире, который совершенно очевидно пал. И земля внизу, и звезды вверху - все одинаково далеки от потерянного рая, которого он взыскует. Он чувствует себя частью страждущего человечества, происходящего от единого предка Адама, первого человека; он знает, что все люди одинаково нуждаются в искуплении, которое близко и обильно предлагается человеку Самим Сыном Божьим в Его Крестной Жертве. Он знает, что человеку не суждено "развиться" в нечто "высшее", и что нет ни малейшего смысла верить в существование "высокоразвитых" существ на других планетах. Но он знает также, что "разумеется, кроме него самого, во Вселенной есть "развитые умы", их два вида, и он стремится жить так, чтобы жительствовать с теми из них, которые служат Богу - Ангелами - и избегать какого-либо контакта с другими, которые отвергали Бога и стремятся в зависти и злобе вовлечь в свое нечестие и человека, - демонами. Он понимает, что человек в самолюбии своем и немощи может легко впасть в ошибку и склонен верить в "волшебные сказки", которые сулятконтакт с более "высоким состоянием" или "высшими существами" без трудов и борения христианской жизни. На самом деле, это и есть бегство от христианской жизни. Православный не доверяет своей способности разглядеть бесовские обольщения и поэтому все тверже цепляется за руководство Святого Писания и Святоотеческие учения, которые Церковь Христова вносит в его жизнь. Такой человек имеет возможность устоять против религии грядущего, религии антихриста, в какой бы форме она не нашла свое выражение. Остаток человечества, спасенный чудом Божьим, СВОБОДЕН! Иеромонах Серафим (Роуз) Об авторе, этой книги В России знают и любят о. Серафима (Роуза), и особенно те, кто не отошел от веры предков Православия. Упреждая дух безбожия, охватывающий совре менный мир, о. Серафим обращался к народу Рос сии не стыдиться своей древней веры, вселяющей силу и отвагу в борьбе. Он взывал к сердцам и ду шам, указывая; что не напрасны долгие годы гоне ний и страданий, что суть очищение. Более десяти лет назад работы о. Серафима впервые попали из Америки в Россию. Знают и по читают его и в иных православных странах. Вот что пишет один сербский монах: " Еп. Амфилохий афонский молчальник и учитель сердечной мо литвы - заметил однажды, что отец Серафим на делен редчайшим для простого смертного даром даром духовного размышления". Биография о. Серафима пример того, как может всколыхнуться душа, затронь Господь самую тре петную ее струнку - чувство праведности. С "младых ногтей" восстал он против главенства в западной жизни сугубо мирских, материальных ценностей, сухой расчетливости, против бездуш ного, неглубокого и невнимательного отношения к человеку. Его протест совпал с бунтарскими на строениями передовой интеллигенции, то есть тех, кого впоследствии назвали поколением "сердитых молодых людей". Он тоже изведал и неприкаян ность, и отчаяние, и нигилизм, и неприятие существующих- законов. Ко, в отличие от других, не впал в жалость к самому себе и не стал бежатьдействительности - помешали его честность, прямодушие, готовность поступиться своим благополучием. Они же не дали найти ему духов ное пристанище в экзотическом буддистском "просветлении". Страждущая душа не утолилась, но лишь когда Господь явил Себя будущему О.Серафиму, в чутком сердце Того произошел по ворот от новомодных бунтарских настроений к древнему, апостольскому православию. Благодаря о. Серафиму - одному из столпов американской <свести - на американской почве взращен плод древнего, высокодуховного христи анства, глубин которого Америка ранее не ведала. Оно водилось в безмолвном сердце катакомб, вдали; от суеты и гордыни человеческой, и по при роде своей оно - не от мира сего. Иеромонах Дамаскин (Христенсен). "Не от мира сего. Жизнь и учение Серафима Роуза".