science Иеромонах Серафим Православие и религия будущего ru rusec lib_at_rus.ec LibRusEc kit 2007-06-12 Tue Jun 12 01:53:21 2007 1.0

Серафим Иеромонах

Православие и религия будущего

О. Серафим Роуз

ПРАВОСЛАВИЕ И РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО

ГЛАВА VI "Знамения с небес". Неопознанные летающие объекты (НЛО) в свете православной веры Десятилетия после второй мировой войны стали свиде телями поразительного распространения на Западе влия ния восточных религиозных культов; вместе с тем воз никло и стало распространяться другое явление, с первого взгляда почти ничего общего с религией не имеющее, но при более внимательном рассмотрении оказавшееся та ким же признаком "постхристианской" эры и "нового религиозного сознания", как и восточные культы. Речв идет о "неопознанных летающих объектах", которые пред положительно наблюдались во всех частях света с тех пор, как в 1947 г. была опознана первая "летающая тарелка". Человеческое легковерие и суеверие - которые в наши дни распространены не меньше, чем в любую другую эпо ху человеческой истории, - привели к тому, что это явле ние связали с-феноменами, вькодящими за пределы куль туры. Однако само по себе оно оказалось настолько серь езным и важным, что к нему проявили интерес и достаточ но влиятельные и ответственные люди; бьши организованы правительственные исследования и появилось несколько книг признанных ученых. Правда, исследования эти не дали определенного ответа на вопрос, существуют ли эти объекты как физическая реальность. А новейшие гипоте зы, выдвинутые некоторыми исследователями, которые, как кажется, приближаются к удовлетворительному объясне нию этих феноменов, уводят на " край реальности " (таково название одной из новых научных книг по этому вопросу), к границам реальности духовной и психической, для ис 82 следования которой у ученых нет никаких возможностей. И только то богатство знаний, которыми располагает Пра вославная Церковь в трудах ее святых отцов, дает возмож ность единственно правильно оценить и новые гипотезы, я само явление НЛО в целом. Однако православного наблюдателя интересует не сам по себе этот феномен, а то, что духовно с ним связано: как обычные люди объясняют НЛО и почему? Среди первых попыток именно такого подхода к проблеме НЛО следует назвать серьезное исследование известного швейцарского психолога КТ. Юнга. В своей книге 1959 г. "Летающие та релки: современный миф о предметах, увиденных в небе" он рассматривал НЛО как явление, имеющее прежде всего пси хологический ирепигиозный смысл; ихотя сам он непытался отождествлять летающие тарелки с "объективной реально стью", ему тем не менее удалось уловить ту сферу человече ского сознания, к которой они действительно принадлежат. Современные исследователи даже тогда, когда они начинают с "объективного", а не психологического аспекта проблемы, в дальнейшем все же приходят к необходимости привлечь "психические" гипотезы для ее объяснения. При рассмотрении явления НЛО для нас важно прежде всего осмыслить историю вопроса, причем.в тех терми нах, в которых обычно толковали явление "летающих та релок" с момента их первого появления в 40-х IT. все те, кто верил в их существование. Что именно готовы, были люди увидеть в небе! Ответ на этот вопрос дает краткий обзор популярного жанра, именуемого "научной фантастикой", 1. Дух научной фантастики Историки научной фантастики обычно относят зарож дение этого литературного жанра к началу XIX в. Одни предпочитают видеть ее истоки в коротких рассказах Эд гара Аллана По, соединяющих убедительный реализм стиля с субъективистской философией, в которой неизмен но звучит нечто "таинственное" и оккультное. Другие счита ют автором первого научно-фантастического произведения его английскую современницу Мэри Уоллстонкрафт Шелли (жену знаменитого поэта); ее "Франкенштейн, или Современный Прометей" представляет собой сочетание фантастической науки с оккультизмом, ставшее вяослед ствии характерным для множества научно-фантастиче ских книг. Однако типичные научно-фантастические книги появи лись позже, в конце XIX и начале XX в., с Жюля Верна и Г. Дж. Уэллса, и продолжают появляться до наших дней. Из второсортного по преимуществу литературного жанра аме риканских периодических "макулатурных" выпусков 30 40-х гг. научная фантастика превратилась за последние десятилетия в респектабельную интернациональную ли тературу. Кроме того, множество чрезвычайно популярных фильмов лишний раз продемонстрировали, насколько дух научной фантастики завоевал воображение потребителя мас совой культуры. Дешевые и сенсационные "научно-фан-и> стические" боевики 50-х гг. в последнее десятилетие уступ ли место модным ' идейным* фильмам, таким, как "2001: Космическая Одиссея", "Звездные войны", "Близкиеконтак ты третьего рода", не говоря уже о самой популярной и долговечной серии американского телевидения "Звездный трек". Дух научной фантастики порождается некоей фунда ментальной философией или идеологией, которая чаще подразумевается, чем объясняется, и которую разделяют так или иначе все, кто работает в научно-фантастическом жанре. Ниже мы излагаем эту философию в ее основных пунктах. 1. Религия в традиционном ее понимании отсутствует или присутствует в крайне поверхностной или искусственной форме. Сам по себе этот литературный жанр типичный про дукт "постхристианской" эры (это очевидно уже из расска зов По и Шелли). Вселенная в научной фантастике всецело мирская, хотя нередкое "мистическими" обертона ми оккультного и восточного характера. "Бог" если и упо минается, то лишь как неопределенная и неличностная сила (например, "Сила" в фильме "Звездные войны" - кос мическая энергия, которой присущи как злые, так и благие свойства). Все увеличивающаяся зачарованность современ ного человека темами научной фантастики есть прямое от ражение утраты традиционных религиозных ценностей. 2. Центром научно-фантастической вселенной (взамен отсутствующего Бога) является человек - не обычный чело век, какой существует сейчас, а такой, каким он "станет" в будущем в соответствии с современной мифологией эволю ции. И хотя в героях научно-фантастических повестей и рома

нов, как правило, можно узнать живых людей, главный интерес повествования часто связан не с ними, а с их встре чами с разнообразными "суперменами" из "высокоразви тых" рас будущего (аиногда- прошлого) или прибывшими из других галактик Идея о возможности "высокоразвитой" разумной жизни на других планетах настолько укоренилась в современном сознании, что даже в респектабельных науч ных (или популярных) теориях она принята как вполне до казательная. И вот в популярных сериях книг (например, Эриха фон Деникена "Колесницы богов" и "Боги из кос моса") присутствие в древней истории "внеземных" су ществ, или "богов", представляется уже очевидным, причем эти "боги" становятся ответственными также за внезапное появление разумного человека, что уже трудно объяснимо с позиций обычной теории эволюции. Серьез ные ученые в Советском Союзе предполагают, что причиной разрушения Содома и Гоморры был ядерный взрыв, что "пришельцы из космоса" посетили землю много веков тому назад, что Иисус Христос, возможно, был "космонавтом" и что сегодня "мы, возможно, на пороге "второго пришествия" разумных существ из космоса" *. И столь же серьезные уче ные на Западесчигают существование внеземных "разумных существ" настолько вероятным, что вот уже 18 лет они пыта ются установить контакт с ними с помощью радиотелескопов. В настоящее время астрономы мира не менее чем в шести местах ведут поиск разумных радиосигналов из космоса. Современные протестантские и католические "богосло вы" - для которых стало привычным идти за наукой, куда бы она ни вела, - в свою очередь разглагольствуют о новой сфере теологии - "экзотеологии" (или "теологии внезем ного пространства"), которая в основном пытается предста вить себе, какую природу могут иметь существа "вне земных" рас (см. журнал "Time", April 24,1978). Трудно отрицать, что миф, созданный научной фантастикой, совершенно околдовал даже многих образованных людей наших дней. Ожидаемая в бупуп^м"эволющ1я" существ в научно-фан тастической литературе неизменно представляется их "пе рерастание" ограничений, связанных с реальной чело веческой природой, и, в частности, как перерастание "личностных" ограничений. Как и "Бог" научной фанта стики, "человек" ее тоже до странности безличен. В книге Артура К. Кларка "Конец детства" представители новой человеческой расы похожи на детей, но с лицами, лишен" ными признаков индивидуальности; их почти неодолимо влечет к еще более высоким "эволюционным" трансфор мациям, и, на этом пути в конечном счете они должны быть поглощены безличным "Сверхразумом". В целом научно фантастическая литература вопреки христианству и в полшхм соответствии с некоторыми течениями восточной мысли представляет "эволюционное развитие" и "духовность" как все возрастающее обезличивание. 3. Мир и человечество будущего представляются науч ными фантастами как своего рода "проекции" современ ных научных открытий; но на самом деле эти "проекции* удивительно соответствуют повседневной реальности ок культизма и вековому опыту демонослужения. Среди ха рактерных особенностей "высокоразвитых" существ будущего мы находим телепатическую связь, способность летать, материализоваться и дематериализоваться, транс формировать предметы или создавать иллюзорные сцены и существа силой "чистой мысли", передвигаться со скоро* стями, иамного превышающими возможности современ ной техники; завладевать телами землян; они излагают "духовную" философию, которая "превыше всех рели гий" и которая сулит достижение такого состояния, кнда "развитые умы" уже более не будут зависеть от материи. Все это стандартные приемы и посулы колдунов и демонов. В одной из новейших книг по истории научной фантастики отмечается, что "стабильным аспектом в научной фантасти ке является жажда переступить порог нормального опыта> путем изображения персонажей и событий, которые преодо левают известные нам пространственно-временные усло вия"'. Сценарии "Звездного трека" и других науч но-фантастических историй с их "научными" аппарата

мибудущего, местами напоминают фрагменты из житий древних православных святых, где описываются действия колдунов в те времена, когда колдовство составляло суще ственную часть языческой жизни. Вообще говоря, научная фантастика вовсе не так уж и научна и не так уж связана с каким-либо реальным прогнозом будущего, скорее, это отступление к "мистическим" истокам современной нау ки - к науке в том виде, в канем она существовала до Просвещения XVII-XVIII вв. Та наука была ближе к ок культизму, чем к науке в современном понимании этого слова. В той же самой книге по истории научной фанта стики отмечается, что "корни ее, как и корни самой науки, находятся в области магии и мифологии"*. Сегодняшние исследования и эксперименты в области так называемой "парапсихологии" указывают ктому же на будущую связь " науки " с оккультизмом - тенденция, находящаяся в пол ной гармонии с научно-фантастической литературой. Научная фантастика в Советском Союзе (где она также популярна, как и на Западе, хотя развивалась несколько иначе) разрабатывает те же самые темы, что и западная. В общем, "метафизическая" тематика в советской научной фантастике (которая функционирует под бдительным присмотром цензоров-материалистов) складывается под влиянием западных авторов или под непосредственным влиянием индуизма, как это было в случае с писателем Иваном Ефремовым. Читатель научно-фантастической литературы, говоря словами одного критика, "остается с весьмаяеустойчивой способностью критически оценивать различия между наукой и магией, между ученым и колду ном, между будущей реальностью и фантазией". Научная фантастика на Западе и на Востоке, как утверждает тот же автор, подобно всем другим явлениям современной куль туры, " всецело подтверждаеттот факт, что наивысшей сту пенью гуманизма является оккультизм" * . 4. По самой природе своей, как жанр "футурологиче ский", научная фантастика тяготеет к утопии. И некото рые романы и рассказы действительно изображают буду щее совершенное общество, однако большинство повествует об "эволюции" общества сегодняшнего в нечто более высо кое или о встрече с более передовой цивилизацией на другой планете. При этом осуществляется надежда или возмож ность преодоления проблем сегодняшнего дня и, больше того, ограниченности человеческой природы. У Ефремова и других авторов советской научной фантастики комму низм сам по себе становится "космическим" и "начинает приобретать нематериалистические качества", а "постинду стриальное общество оказывается индуистского типа"*. "Высокоразвитые существа" из внеземного пространства часто наделяются качествами, присущими "спасителю", а посадка космического корабля на Землю часто возвещает начало "апокалипсических" событий, TJQ. прибытие благо склонных существ, которые будут направлять людей в их "эволюционном развитии". Одним словом, научно-фантастическая литература XX в. сама по себе является очевидным знамением утраты хри стианских ценностей и христианского понимания мира; она становится мощным рассадником нехристианской филосо фии жизни и истории, в которой либо откровенно, либо скрытно обнаруживается оккультное и восточное влияние; и в критическую эпоху кризисов, в переходный период чело веческой цивилизации она становится ведущей силой, за ставляющей ждать "пришельцев из космоса" и надеяться, что они разрешат проблемы человечества и введут человека в новую, "космическую" эру его истории. Стараясь казаться научной и далекой от религиозности, наделе научно-фанта стическая литература является ведущим средством пропа ганды (в секуляризованной форме) "нового религиозного сознания", к которому стремится сбежавшее от христианст ва человечества Все это необходимо иметь в виду, приступая к обсужде нию действительных сообщений о появлении "неопознан ных летающих объектов", которые странно совпадают с псевдорелигиозными упованиями, возрастающими в "пост христианском" человеке. 2. Наблюдения НЛО и их научное исследование Хотя фантастика некоторым образом подготовила лю дей к появлению НЛО, мы, разумеется, не можем в своих оценках их "объективной" реальности опираться на лите ратуру или на человеческие ожидания и фантазии. Прежде чем мы сможем понять, что собой представляют НЛО, мы должны разобраться в природе и оценить достоверность самих наблюдений, которые были проделаны над ними. Существует ли реально в небесах нечто "нездешнее", или этот феномен нужно отнести однозначно к ошибкам вос приятия, обусловленным в том числе и желанием осуще ствления психологических и псевдорелигиозныхчаяний. ЗаслуживающеедоверияописаниефеноменаНЛОдано д-ром Жаком Балле, французским ученым, ныне живу щим в Калифорнии, который имеет высокие научные сте пени в области астрофизики и вычислительной техники и уже много лет занимается научным анализом сообщений об НЛО. Его свидетельство представляет для нас особую ценность потому, что он принимал непосредственное уча стие в расследовании появления НЛО за пределами Сое диненных Штатов, особенно во Франции, и, следовательно, может дать беспристрастную картину их международного распространения. Д-р Балле считает', что, хотя необычные летающие объекты наблюдались время от времени и в прошлые века, их "современная история" как массового явления начина ется в годы второй мировой войны и сразу же после нее. Интерес к этому феномену в США начался с появлением НЛО в 1947 г., но в Европе появление летающих предме тов наблюдалось уже много раз до этого. Во время второй мировой войны многие пилоты докладывали о странных огоньках, которые казались управляемыми разумными существами (с. 47), а в 1946 г., особенно в июле, в Швеции и других странах Северной Европы наблюдалась целая серия подобных явлений (с. 47-53). Явления в этой скан динавской волне интерпретировались вначале как "мете 3. ориты", а затем как "ракеты" (или "ракеты-призраки") или "бомбы" и, наконец, как некие "летательные аппара ты нового типа", способные совершать экстраординарные маневры в небе, но не оставляющие ни малейшего следа на земле, даже тогда, когда они, казалось бы, совершали посадку. Сообщения об этой волне явлений наводнили европейскую'прессу, и вся Швеция только об этом и гово рила. Сообщалось о нескольких тысячах подобных явле ний, но ни разу не выдвигалась гипотеза о "внеземном" или "межпланетном" происхождении этих объектов. Д-р. Балле считает, что волна была вызвана реально существу ющими, но неопознанными объектами, а не просто рас пространением "слухов об НЛО" или ожиданием "при шельцев их космоса" (с53). В этой и последующих "таре лочных волнах" он не обнаружил какого-либо совпадения между широким интересом к научной фантастике и пика ми активности НЛО; например, во время паники 1938 г., вызванной в Америке радиоинсценировкой Орсона Уэл лса романа Г. Дж. Уэллса "Война миров" ', не было ника кой "тарелочной волны". Он приходит к заключению, что "рождение, рост и распространение води НЛО есть объек тивная реальность, независимая от сознательного или бес сознательного влияния свидетелей и их реакции на этот феномен" (с31). Первое отмеченное в прессе наблюдение НЛО в США имело место в июне 1947 г., когда летевший на собствен ном самолете коммивояжер Кеннет Арнольд увидел де вять дискообразных предметов, напоминающих тарелки и летающих близ горы Рэйнер в штате Вашингтон. Газеты подхватили эту историю, и эра "летающих тарелок* нача лась. Интересно, однако, отметить, что, вообще говоря, это было не первое наблюдение НЛО в Соединенных Штатах, за месяц до этого были и другие. К тому же в начале июня волна НЛО (свыше 50 сообщений) наблюдалась в Венг рии. Следовательно, далеко не все случаи появления НЛО в 1947 г. можно считать реакцией, вызванной происшест вием с Арнольдом. В американской волне 1947 г. было множество других явлений НЛО, особенно в июле и авгу

сте. И хотя некоторые газеты стали уже поговаривать об "инопланетянах", ученые восприняли эти явления всерь- . ез, считая их результатом исключительного развития тех ники, скорее всего американской, но, возможно, и русской (C-S4-57). Вторая волна, наблюдавшаяся в Америке и Франции, возникла в июле 1948 г. В Соединенных Штатах пилоты самолета ДС-3 Восточной авиалинии наблюдали ночью эффектное зрелище: торпедообразный летательный аппа рат с двумя рядами "иллюминаторов"^окружеинь1й голу бым свечением и с хвостом оранжевого пламени, сделал маневр, чтобы избежать столкновения, и исчез. В августе того же года в Сайгоне и других районах Юго-Восточной Азии было много наблюдений "длинного рыбообразного объекта" (с.57-59). В 1949 г. было много сообщений о наблюдении необыч ных дисков и сфер в Швеции, я еще большее количество НЛО было замечено <Америке, в том числе два наблюде ния были сделаны опытными людьми - астрономами (с.60-62). Небольшие волны НЛО, а также изолирован ные явления продолжались в 1950 и 1951 гг., особенно в Соединенных Штатах, но также и в Европе'( с.62-65). В 1952 г. возникла первая международная волна НЛО. Множество явлений наблюдалось в Соединенных Штатах, Франции и Северной Африке, а кульминационным мо ментом этой волны стали два сенсационных наблюдения над Капитолием и Белым домом в Вашингтоне (в про странстве, находящемся под постоянным контролем рада ров). В сентябре волна захватила Данию, Швецию, север Германии и Польши. Одновременно из Франции были получены первые сообщения о "вриэемлеяии* НЛО, а также описания "маленьких человечков"^ (е.б5-69). В 1953 г. таких волн не было, наблюдалось лишь неко торое количество отдельных явлений. Самое замечатель ное из них произошло в г. Бисмарке, штат Северная Дакота, где четыре объекта ночью парили и маневрирова ли целых три часа над станцией фильтрации воздуха; офи циальный доклад об этом событии занимает несколько сот страниц и содержит показания многих свидетелей, глав ным образом пилотов и военнослужащих (с.69-70). 1954 год отмечен еще одной международной волной, самой мощной. Франция была буквально наводнена НЛО: десятки сообщений поступали каждый день в сентябре, октябре и ноябре. Французская волна впервые продемон стрировала всю серьезность проблемы научного исследо вания феномена НЛО. "Феномен проявился столь ин тенсивно, вызвал столь эмоциональную реакцию со сто роны газет и так глубоко повлиял на общественное мне ние, сформировавшееся задолго до того, как можно было бы организовать серьезное исследование, что в результате ни один ученый не решился подвергнуть риску свою репу тацию, открыто изучая феномен, искаженный эмоциями до крайней степени. Французские ученые продолжалихранить молчание, а между тем волна прокатилась и затухла" (с.71). Во время французской волны часто отмечались такие характерные особенности, которые типичны для более поз дних встреч с НЛО: "приземления НЛО" (причем дета лизация, присутствующая в сообщениях, доказывала их правдивость); лучи света, направленные от НЛО к свиде телям; остановка моторов вблизи районов встречи; стран ные маленькие существа в "скафандрах"; серьезные психологические и физические травмы свидетелей. С 1954 г. множество явлений наблюдалось каждый год в разных странах. Основные международные волны были в 1965, 1967 и 1972-1973 гг. Особенно много явлений с необыч но сильным воздействием было отмечено в странах Юж ной Америки. Из всех правительственных исследований НЛО наи большую известность получило исследование, предпри нятое под руководством Военно-воздушных сил США вскоре после первых американских явлений в 1947 г. Это исследование, известное с 1951 г. под названием проект "Голубая книга", длилось до 1969 г., когда оно было пре кращено по рекомендации так называемого "Доклада Кондона", составленного в 1968 г. ученым комитетом, возглавляемым одним из ведущих физикой университета штата Колорадо. Однако те, кто имел возможность близко наблюдать работу участников "Голубой книги" и комите та Кондона, отмечают, что ни та, ни другой не принимали феномен НЛО всерьез, а занимались главным образом "общественным мнением", стремясь хоть как-то разъяс нить людям загадочные явления, чтобы излечить их от страха перед ними. Некоторые группы "тарелочников" заявили, что правительство Соединенных Штатов этими исследованиями пытается прикрыть то, что оно на самом деле знает о "подлинном происхождении" НЛО; но беспо лезность исследования феноменов, к которым не хотели относиться всерьез, была очевидна всем. Нежелание всерьез относиться к НЛО особенно укрепилось после появления некоторых причудливых рассказов об НЛО. Предмет ис следований начал терять привлекательность в глазах уче ных. Первый руководитель "Голубой книги" капитан Эдвард Раппелт признал, что "если бы Военно-воздушные силы заранее задались целью напустить тумана и запу тать, они и тогда не справились бы с этим лучше... К про блеме подошли с установкой на запутывание.> Все оце нивалось с заранее определенной точки зрения - что НЛО не существует" *. Доклад Кондона содержит несколь ко классических "объяснений" НЛО; в одном, например, утверждается, что " это необычное явление необходимо от нести к категории феноменов, которые почти бесспорно являются естественными, но столь редкими, что наблю дать их не приходилось ни до, ни после этого случая". Главный научный консультант "Голубой книги" в течение почти всех 22 лет ее существования - астроном из Севе ро-Западного университета Дж. Аллеи Хайнек - открыто назвал все это "псевдонаучным проектом" **. Но каковы бы ни были эти исследования, за 22 года проект "Голубая книга" собрал сообщения более чем о 12 000 загадочных небесных явлений, из которых 25% остались "неопознанными" даже после всех, часто натя нутых, "обьяснений".Многиетысячидругихслучаевсобра ны и исследуются частными организациями в США и других странах, хотя почти все правительственные орга низации воздерживаются от каких-либо комментариев по этой проблеме. В Советском Союзе эта тема впервые была затронута публично (а значит, с одобрения властей) в 1967 г., когда д-р Феликс Зигель из Московского авиационного института в статье; опубликованной в советском журнале "Смена", отметил, что "советские радиолокационные стан ции наблюдают неопознанные летающие объекты уже двадцать лет"<. В то же время состоялась советская науч ная конференция по космическим цивилизациям под ру ководством армянского астронома Виктора Амбарпумяна, которая указала на необходимость предварительного изуче ния научных и технических коммуникаций с подобными "цивилизациями", существование которых не подвергалось сомнению. В следующем году, однако, тему НЛО в Совет ском Союзе опять запретили, и с тех пор советские ученые могут рассказывать о своих исследованиях и гипотезах за падным коллегам лишь в неофициальном порядке. В Соединенных Штатах НЛО для военных и ученых остается чем-то "вне пределов" их сферы. Однако за послед ние годы среди ученых младшего поколения наметилось серьезное отношение к НЛО. Они собираются вместе, чтобы обсудить проблему и предложения по средствам научного исследования ее. Д-ра Хайнек и Балле говорят о "невиди мом колледже" ученых, которые сейчас активно интересу ются феноменом НЛО; большинство из них не хотят, чтобы имена их публично назывались в связи с этой темой. Есть, конечно, и такие ученые, которые продолжают отри цать существование феномена, объясняя его ошибочным восприятием естественных объектов, воздушных шаров, самолетов и т.п., не говоря уже о случаях мистификаций и психологических "проекций". Один из них, Филипп Класс, находит удовольствие в "разоблачении" НЛО; он иссле дует отдельные случаи явлений НЛО и выясняет, что на лицо либо естественные причины, либо обман. Иссле дования убедили его в том, что "идея чудесных космиче ских кораблей, посланных на Землю далекими цивилиза циями, на самом деле лишь волшебная сказка, переде ланная для взрослых" * *. Подобные упрямые исследовате

ли, однако, как правило, ограничиваются случаями, ког да имеются действительные физические доказательства существования НЛО (так называемые "близкие контакты второго рода", как они'именуются далее), а таких доказа тельств очень мало даже в самых убедительных сообщени ях об НЛО, что признают самые непреклонные защит ники их реальности. Не вещественные доказательства убе дили многих в последнее время отнестись к феномену НЛО всерьез, а тот факт, что множество заслуживающих доверия людей видели нечто, чего они не могут объяснить и что в большинстве случаев произвело на них неизгладимое впечатление. Д-р Хайнек пишет о своих исследованиях: "Каждый раз я испытывал чувство, что разговариваю с человеком, который описывает очень реальное событие. Ему иди ей оно представлялось исключительно живым переживанием, совсем не похожим на сон и совершенно неожиданным, - словом, это было нечто такое, что выше всякого понимания" *. Это сочетание напряженного переживания контакта с НЛО (особенно при "близком контакте") и почти полной невозможности доказать его физическую реальность оп ределяет специфический характер исследований НЛО. Главное здесь не проверка физического феномена, а ис следование человеческих свидетельств о нем: их правдопо добия, логичности и т.д. Уже одно это переводит иссле дование НЛО в область психологии и лишний раз убежда ет нас в том, что метод исследования, который сводится исключительно к поискам "физического доказательства", неадекватен. Однако и мысль г-на Класса, что "чудесные космические корабли" всего лишь "волшебная сказка для. взрослых", возможно, не так уж и далека от истины. Одно дело - наблюдения НЛО, и совсем другое - интерпрета ция, которую люди дают своим (или чужим) наблюдени ям; первое может быть вполне реальным, тогда как второе "волшебной сказкой" или мифом наших дней. Д-р Хайнек много сделал для того, чтобы устранить некоторые из обычных недоразумений, связанных с появ лением НЛО. Так, он ясно показал, что большинство яв лений НЛО известно нам по рассказам людей, которые не причастны к культу НЛО, вполне уравновешенны и обра зованны. Ненадежным людям принадлежат лишь немно гие свидетельства, которые легко выявляются и исклю чаются из дальнейшего исследования. Как раз наиболее подробные и содержательные сообщения получены от нор мальных, обладающих чувством ответственности людей (часто имеющих научную подготовку), которые были ис " кренне удивлены или потрясены этим переживанием и просто не знали, как это объяснить*; чем сильнее пережи вание и чем ближе были НЛО, тем меньшее желание про являют свидетели что-либо сообщать об этом событии. По словам генерала ВВС, протоколы сообщений об НЛО собрание "невероятных историй, рассказанных людьми, заслуживающими доверия". Здравый смысл не позволяет сомневаться, что за многими тысячами сообщений об НЛО действительно что-то есть. 3. Шесть разрядов встреч с НЛО Д-р Хайнек, исследовавший вопрос основательнее, чем любой из известных ученых, счел удобным разделить фе номен НЛО на шесть категорий". Первая категория "ночные огни" - относится к наиболее, часто наблюдае мым и наименее удивительным. Большинство из них лег ко опознается как небесные тела, метеориты и т.п., и их не относят к НЛО. Настоящие загадочные "ночные огни" (которые остаются в числе "неопознанных") кажутся свя занными с разумной деятельностью, хотя их нельзя отож дествить с известными летательными аппаратами. Они часто наблюдаются многими свидетелями, среди кото pbix - полицейские чиновники, пилоты, операторы воз душной обстановки в аэропортах. Вторая категория НЛО - "дневные диски", поведение которых напоминает во многом поведение "ночных ог ней". Это их следует считать собственно "летающими та релками". Практически все НЛО этой категории -диски, форма которых колеблется от округлой до сигарообразной. Часто они кажутся металлическими. Сообщается об их способности невероятно быстро останавливаться и стар товать с высокой скоростью, а также о необычной манев ренности (например, внезапные изменения направления движения или неподвижное зависание), которые превы шают технические возможности всех известных в насто ящее время летательных аппаратов. Существует множество документальных фотографий подобных дисков, призван ных доказать их реальность, однако все они неубедитель ны по причине большого расстояния до объектов и воз можности фотографического трюка. Как и в случаях с "ночными огнями", в сообщениях об НЛО этой категории указывается, что они абсолютно бесшумны. Иногда на блюдаются два или более дисков одновременно. Третью категорию составляют так называемые "радарно визуальные" сообщения, т.е. появления НЛО на экране ра дара, подтверждаемые независимыми наблюдениями (сам по себе радар может стать источником разного рода ошибок наблюдения). Большинство подобных случаев происходит ночью, и в самых удачных случаях НЛО одновременно на блюдаются с самолетов, которые иногда специально посы лаются вдогонку за НЛО, с довольно близкого расстояния; в таких случаях НЛО всегда маневрируют быстрее самолета, иногда преследуют его и в конце концов исчезают, развив неслыханную скорость (до 4000 и более миль в час). Иногда, как и в первой и второй категориях, объект как бы делится и превращается в два и более хорошо различимых объекта; случается и так, что совершенно ясно видимые летчиками, находящимися в воздухе, объекты не улавливаются экрана ми радаров. Наблюдения этой категории, как и первых двух, могут длиться от нескольких минут до нескольких часов. Множество случаев первых трех категорий прекрасно документированы и подтверждаются многочисленными надежными, опытными и независимыми свидетелями. Любой отдельно взятый случай, подчеркивает д-р Хайнек, еще как-то можно объяснить невероятным стечением об стоятельств, а не каким-то новым и полностью неизвест ным фактом. Но когда скапливается множество хорошо документированных свидетельств, когда все эти свиде тельства описывают сходные случаи, то вероятность ложно го восприятия становится чрезвычайно малой*. Вот почему серьезные исследователи НЛО сосредоточены те перь на собирании множества хорошо документирован ных случаев и сравнении надежных свидетельств. Уже начинают оформляться определенные представления о деятельности НЛО. Эмоциональная реакция тех, кто стал свидетелем появ ления НЛО первых трех категорий, - недоумение и заме шательство; ови увидели нечто совершенно ве поддаю щееся объяснению, и у них остается мучительное желание увидеть это "хоть чуточку поближе". И лишь в немногих случаях - речь идет главным образом о тех пилотах, кото рые пытались преследовать НЛО, - нрн контактах возни кало чувство, похожее на страх перед чем-то, что управ ляется силой, обладающей огромным техническим пре восходством над всем, что известно на сегодняшний день. С другой стороны, в случаях, связанных с "близкими кон тактами", реакция человека становится более глубокой и "психическая" сторона феномена выражена сильнее. "Близкие контакты первого рода" (БК-1) - это наблю дения светящихся объектов с близкого расстояния (500 футов и менее), при этом свет часто очень ярок и вызывает люминесценцию находящейся под ним земли. При опи сании формы объекта обычно утверждается, чтоон- оваль ный, иногда с куполом на вершине, а огни описывают вращающимися, обычно против часовой стрелки. Объек ты часто зависают невысоко над землей, бесшумно/или (что более распространено) с негромким гудением. Иног да они двигаются над самой землей, проходя значитель ные расстояния, и в конце концов скрываются, уносясь совершенно беззвучно с невероятной скоростью и, как правило, вертикально вверх. Существует множество отче тов о подобных "близких контактах"; порой имеются под тверждения нескольких свидетелей. Эти отчеты неизмен но похожи друг на друга, так что возникает впечатление, что во всех хорошо документированных случаях наблю дался один и тот же объект (или идентичные объекты). Как правило,, все эти явления происходят ночью в малонасе ленных районах. Каждое явление наблюдается небольшим^ количеством свидетелей (в случаях, проверенных д-ром Хайнеком, среднее число свидетелей-от трех до четырех). "Близкие контакты первого рода" обычно вызывают благоговейный трепет, а очень часто и ужас, но не оставля

ют документальных свидетельств: переживаемое настоль ко переполняет свидетелей, что они забывают сделать фо тоснимки, даже если фотоаппарат под рукой. Вот типичное замечание свидетеля о воздействии подобного контакта из сообщения об НЛО 1955 г.: "Могу вас уверить, что, если кому случится наблюдать такую штуку и с такого близкого расстояния хотя бы одну минуту, это останется в памяти да самой смерти"*. Эти переживания настолько необыч ны, что очень часто свидетели сами не могут поверить тому, что они передают, - вот почему многие свидетели сообщают об этом только конфиденциально, через много дет, или хранят молчание. Событие слишком реально для того, кто его пережил, но слишком неправдоподобно для остальных. Типичный случай "близкого контакта первого рода" произошел в 1966 г. с двумя помощниками шерифа из округа Портздж, штат Огайо. Около5часовутра1б апреля, остановившись для осмотра оставленного на обочинеседьс кой дороги автомобиля, они увидели объект "величиной с дом", опустившийся до вершин деревьев (ахово 100 фу тов). Он стал приближаться, светясь всесильнее иосвещая лее вокруг ярким светом, потом остановился и завис над ними с легким гудением. Потом объект стая удаляться, и они преследовали его примерно 70 миль во территории штата Пенсильвания со скоростью до 105 миль в час. Два других полицейских чиновника ясно видели этот объект, когда он поднялся выше, а затем взвился вертикально и исчез^Эго было на рассвете. По требованию конгресса этот случай был включен в и<т"сд"дя"и^ проекта "Голубая книга"; его "объяснили* как "наблюдение Венеры*, а сви детелей пресса беспощадно высмеяла. В результате семья одного из них была разбита, а его здоровье и карьера подорваны". Личные трагедии^ подобные этой, столь обычны среди тех, кто стад участником "близких контак тов" с НЛО, что их определенно можно включить в число "типичных характеристик" данного феномена. "Близкие контакты второго рода" (БК-2) очень напо минают БК-1 с той лишь разницей, что они оставляют поразительные и психологические следы своего пребыва ния. Это отметины на земле; сожженные или опаленные деревья и другая растительность; влияние на работу элек трических схем, в результате чего имеют место нарушения радиоприема и остановка двигателей автомобилей; беспо койство у животных, которое выражается в их странном поведении; различные воздействия на человека, проявля ющиеся в виде временных параличей или онемения, ощу щения жара, тошноты, других неприятных ощущений, вре менной потери тяжести (что приводит иногда к левита ции), неожиданных излечении язв и болей, а также разно образных психологических и физических следов, в том числе и странных отметин на теле. Этот род контактов с НЛО дает наибольшие возможности научного исследова ния, так как к человеческим свидетельствам добавляется и физическая реальность, которую можно обследовать. Од нако феномен мало изучался. Это результат, во-первых, того, что большинство ученых опасаются вовлекаться в круг вопросов, связанных с НЛО, и, во-вторых, сама эта реальность обычно недостаточно полна и отчасти субъек тивна. Составлен каталог, содержащий описания более 800 случаев этого типа, происшедших в 24 странах* .'Не было опознано ни одного "куска" НЛО, а следы их на земле зачастую обескураживают так же, как и само появление. НЛО. Чаще всего это отметины, оставшиеся на земле в месте обнаружения НЛО (сам НЛО видят либо на земле, либо над нею); они представляют собой обгорелые, иссу шенные или углубленные участки в форме кольца, обыч но от 20 до 30 футов в диаметре и от 1 до 3 футов шириной; эти "кольца" не исчезали неделями и даже месяцами, а поверхность кольца (а иногда и всего круга), судя по со общениям, остается бесплодной на сезон или два после явления. Немногочисленные химические анализы почвы в таких кольцах не привели к определенным выводам о причине этого явления. "Близкие контакты второго рода* обычно происходят с людьми, находящимися ночью на удаленных участках до роги. Во многих сходных случаях светящийся объект при земляется на обочине или прямо на дороге передлегковьш автомобилем или грузовиком, двигатель и передние фары перестают работать, сидящие в автомобиле люди прихо дят в ужас, и все это продолжается до исчезновения НЛО, который часто взмывает вверх без единого звука; затем двигатель снова может работать, иногда заводясь самопро извольно. Но самые странные сообщения об НЛО связаны с "близкими контактами третьего рода" (БК-3). Во время БК-3 появляются "разумные существа" ("обитатели" или "гуманоиды"). Большинство людей, услышавших о таких сообщениях, сразу же представляют себе "малень ких зелененьких человечков" и отвергают феномен как неправдоподобный - плод обмана или галлюцинаций. Однако успех американского научно-фантастического фильма, название которого совпадает с названием этой категории объектов - "Близкие контакты третьего рода" (в качестве технического консультанта при съемках филь ма был приглашен д-р Хайнек),- а также сведения в свод ках Института Гэллопа за 1974 г., согласно которым 54 % тех, кто слышал про НЛО, считает их реально существую щими, а 46 % верят в разумную жизнь на других планетах* (сегодня этот процент, разумеется, был бы выше), - все это указывает на быстрый рост количества наших совре менников, допускающих возможность реальных встреч с носителями "нечеловеческого" разума. Научная фантасти ка дала образы, "эволюционизм" породил философию, а техника "космической эры" придала правдоподобие та ким контактам. Удивительное дело, создается впечатление, что эти кон такты происходили на самом деле, в сегодняшней реаль ности, - до такой степени их подтверждают показания многих заслуживающих внимания свидетелей; значит, решающее значение приобретает интерпретация этих яв лений: действительно ли за этими свидетельствами стоит реальная встреча с'"пришельцами из космоса" или это всего лишь навеянное "духом времени" объяснение кон тактов совсем иного рода?. Ниже будет показано, как уче , ные, исследующие НЛО, ответили на этси вопросы. Д-рХайнек признается в своей неприязни к БК-3: "От кровенно говоря, я был бы очень раД вообще обойти мол чанием этот вопрос, если бы мог себе это позволить, не нарушая принципа научной добросовестности" *. Однако, поскольку главное для него - научная объективность, он считает невозможным игнорировать хорошо документи рованные случаи проявления этого невероятного феноме на, засвидетельствованные заслуживающими доверия людьми. Из почти 1250 "близких контактов", зарегист рированных в каталоге д-ра Жака Балле, в 750 сообщается о "приземлении" корабля и в более чем 300 из них - о "гуманоидах" внутри или поблизости от корабля; в одной трети этих случаев "гуманоидов" видели несколько чело век". Вот один такой случай встречи с "гуманоидами", про исшедший в ноябре 1961 г. на территории одного изсевер ных равнинных штатов США. Четверо человек поздно ночью возвращались из охотничьей поездки, как вдруг один из них заметил пылающий объект, падающий вниз. Казалось, что в полумиле от них происходило крушение самолета. Когда они достигли места, где якобы происхо дило "крушение", все четверо увидели в поле объект, име ющий форму силосной башни, вонзенной в землю под углом. Вокруг стояли четыре человеческие с виду фигуры (расстояние до них было около 150 ярдов). Охотники по светили фарами на одну из фигур, которая имела рост около четырех с половиной футов и была одета во что-то напоминающее белый комбинезон. Фигура подала им знак отойти. После некоторого колебания (они продолжа ли думать, что это авиационная катастрофа) они отправи лись в ближайший город за полицейским чиновником. Когда они вернулись на место происшествия, то увидели там только несколько слабых красных огоньков, напоми нающих огни автомобиля. Вместе с полицейским они вы ехали в поле и последовали за огнями, но тут огни вне запно исчезли, при этом не осталось никаких следов, хотя поле было покрыто грязью. После того как озадаченный полицейский уехал, охотники снова увидели "силосную башню", спускавшуюся с неба. Она испускала красноватое свечение. Сразу же после "приземления" объекта возле него показались две фигуры; раздался выстрел (хотя никто из охотников не допускал, что это он мог выстрелить), послышался глухой удар, и одна из фигур, "раненная" в плечо, повернулась и упала на колени; охотники в панике кинулись к своей машине и уехали. По дороге они догово рились никому не рассказывать об этом случае. Они вер нулись домой со странным ощущением, что в течение ночи был какой-то "потерянный" промежуток времени., На следующий день одного из охотников посетили на ра боте несколько хорошо одетых людей "официального ви да", которые стали расспрашивать его об этом случае (не упоминая о выстреле), затем отвезли его на своей машине домой. Там они расспрашивали про его одежду и обувь, а затем ушли, попросив никому ничего не рассказывать о приключившемся инциденте. Охотник решил, что это официальные лица из Военно-воздушных сил США, ко торые стараются скрыть какое-то новое "секретное уст ройство", но эти люди никак себя не назвали и никогда больше с ним не встречались. Все четверо были крайне потрясены происшествием, и только через шесть лет один из них почувствовал необходимость рассказать всю эту историю агенту казначейства США*. Основные эпизоды рассказанной истории типичны для многих "близких контактов третьего рода". Немного ина че выглядели обстоятельства знаменитой "высадки" НЛО в Келли, небольшом городке близ Хопкинсвиляа, штат Кентукки. Этот случай интенсивно расследовали полиция, ВВС я независимые исследователи. Вечером и ночью 21 ав густа 1955 г. семь взрослых людей и четыре ребенка на одной из ферм пережили продолжительную встречу с "гу маноидами*. Инцидент начался в семь часов вечера, когда подросток, сын фермера, увидел, как летящий объект при земляется позади их дома. Никто в семье ему не поверил, во через час и все они увидели "маленького человечка", испускающего "странное свечение", который с подняты ми руками направлялся к дому. Когда это существо оказа лось в 20 футах от дома, двое из мужчин, там бывших, вне себя от страха выстрелили в него. Оно перекувырнулось и исчезло в темноте. Вскоре другое существо показалось в окне; в него тоже стали стрелять, и оно тоже исчезло. Вый дя наружу, мужчины выстрелили в другое существо с ру кой, напоминающей клешню, которое они увидели на крыше; еще одно на ближайшем дереве спланировало на землю, когда в него попали. Они видели все новые суще ства (впрочем, вполне возможно, что перед ними снова появлялись одни и те же создания) и стреляли в них. Од нако люди видели, что пули как будто рикошетом отскаки вают от этих странных существ и не оказывают на них реального действия; звук был как при стрельбе в ведро. Расстреляв четыре коробки патронов без видимого эффек та, все 11 человек, насмерть перепуганные, вскочили в машину и помчались в полицейский участок Хопкинс вилла. Полиция прибыла на ферму после полуночи и тща тельно обыскала все хозяйство. Она обнаружила несколько необычных отметин и увидела несколько странных "метео ров", которые двигались к фермерскому дому, но никаких "существ" не было. После того как полиция уехала, суще ства появились вновь, вызвав на ферме еще больший ужас. "Гуманоиды", как их описывают очевидцы этого собы тия,- существа высотою от 3 до 4 футов с огромными ладонями и глазами (без зрачков и век), с большими заост ренными ушами и длинными до земли руками. Они, каза лось, были без одежды, но как бы "бронированы никелем". Подбирались к дому они всегда с самой темной стороны, но не приближались, если снаружи был включен свет*. Д-р Хайнек проводит резкое разделение между "близ кими контактами третьего рода" и случаями общения "контактероз". "Контактеры" постоянно встречаются с существами с НЛО, часто передают от них псевдорелиги озные послания о "высокоразвитых существах" с других планет, которые собираются прийти, чтобы принести "мир на землю"; все это порой превращается в религиоз ный культ НЛО. Обычные случаи БК-3 по ряду признаков, в общем-то, очень близки к другим разрядам "близких контактов": они происходят с людьми, занимающимися теми же родами деятельности, внушающими ту же сте- ' пень доверия; они также неожиданны и повергают в тот же шок при виде Невероятных явлений. Часто сообщают, что "обитатели" НЛО (которых видят обычно совсем близко) собирают образцы грунта и камней, проявляют интерес к человеческим постройкам и средствам сообщения или "ремонтируют" свой собственный корабль. По описани ям "гуманоиды" большеголовы, черты лица у них нечело веческие: глаз нет или они громадные, широко расстав ленные, носы маленькие или вовсе отсутствуют, вместо рта щель, ножки как палочки, шеи нет; некоторые утверж дают, что они нормального человеческого роста, другие что рост их около трех с половиной футов, как в Келли Хопкинсвиллском инциденте. Недавно закончен новый каталог, куда входит примерно 1000 случаев БК-3*. Существует множество случаев "похищения" людей обитателями НЛО, обычно с целью "осмотра". Об этих случаях всерьез сообщают люди, заслуживающие доверия. Почти все сообщения (исключая полученные от "контак торов") были даны людьми под воздействием регрессив ного гипноза (возврат в прошлое под гипнозом); это пере живание наносит свидетелям такую травму, что человече ское сознание отказывается вспоминать его. И только по прошествии некоторого времени такиелюди соглашаются подвергнуться гипнозу, чтобы пролить свет на какие-то та инственные "потери времени" всвязи с "близким контак том", из которого они помнят только начало, Одно из самых известных "похищений" произошло приблизительно в полночь 19 сентября 1961 г. близ Уит филда, штат Ныо-Хемпшир. Оно стало темой книги Джо на Фуллера "Прерванное путешествие", которая была на печатана в сокращенном виде в журнале "Look". Той ночью Берни и Бетти Хилл возвращались из путешествия, предпринятого ими во время отпуска. Вдруг они заметили снижающийся НЛО, который приземлился прямо пред их автомобилем на обочине дороги. К ним подошли несколько "гуманоидов", и это все, что они помнят; через два часа они оказались на 35 миль дальше по дороге. Эта амнезия тревожила их, вызывая физические и нервные на рушения, так что они в конце концов обратились к психи атру. Под гипнозом они оба независимо друг от друга рассказали, что произошло в потерянное время. Оба ут верждали, что их взяли на борт корабля и провели физи ческое обследование, в том числе взяли на анализ час тички кожи и ногтей. Затем их освободили, подвергнув предварительно гипнотическому воздействию, после ко торого они не могли вспомнить, что с ними произошло. Под гипнозом они рассказывали о случившемся с боль шим эмоциональным волнением*. Аналогичный случай произошел в 2 ч 30 мин утра 3 ноября 1967 г. Полисмен в Эшланде, штат Небраска, уви дел на дороге объект с рядом мерцающих огней, который поднялся в воздух при его приближении. Он доложил начальству о "летающей тарелке* и пошел домой. У него сильно болела голова, в ушах было гудение, а ниже левого уха оказался красный рубец. Позднее обнаружили, что ночью был какой-то двадцатиминутный период времени, о кото ром он ничего не мог вспомнить. Под гипнозом он расска зал, что последовал за НЛО, который снова приземлился. Обитатели направили на него яркий свет, а затем взяли на борт своего "корабля", где он увидел панели управления и машины, похожие на компьютеры. (Французский инженер во время своего 18-дневного "похищения" видел нечто по добное.) "Гуманоиды", одетые в комбинезоны с эмблемами крылатого змея, рассказали полисмену, что прибыли из со седней галактики, у них есть базы на территории США и своими кораблями они управляют посредством " обратно го электромагнитного поля"; что они вступают в контакты с людьми случайно и "хотят озадачить их".0ни освободили его, "приказав никому не говорить об этой ночи" '. На первый взгляд такие случаи кажутся неправдопо добными и похожими на странные галлюцинации или игру больного воображения. Однако в настоящее время накопилось слишком много свидетельств такого рода, чтобы можно было отмахнуться от них. Если бы это были встречи с обычными земными летательными аппаратами, сообщения звучали бы, разумеется, не слишком убеди тельно. Кроме того, сами психиатры предупреждают, что результаты "регрессивного гипноза" не всегда достовер ны; человек под гипнозом не всегда в состоянии различить фактическое происшествие и "внушение", которое вво дится в его сознание либо самим гипнотизером, либо кем то другим во время предполагаемого "близкого контакта". Но даже если эти происшествия не вполне реальны (т.е. за ними не стоит реальный физический феномен, занимаю щий вполне определенное место во времени и пространст ве), то сам факт, что такое количество их "внедрено" в человеческое сознание за последние годы, уже сам по себе крайне важен. Несомненно, что за этими "похищениями" стоит нечто, и в последнее время исследователи НЛО ста ли искать объяснения этих явлений в другом направлении. Примечательно, что эти происшествия, и особенно "близкие контакты" 70-х гг., заметно связаны с "паранор мальными" или оккультными феноменами. Непосредст венно перед встречей с НЛО люди видят странные сны или слышат стук в дверь, хотя за дверью никого нет; или впос ледствии к ним являются странные посетители; некото рые свидетели получают телепатические сообщения от обитателей НЛО; порой и сами НЛО материализуются и дематериализуются вместо обычного удаления и прибли жения на большой скорости; Иногда происходят "чудес ные исцеления" поблизости от НЛО или при облучении их светом*. В то же время "близкие контакты" чреваты лейкемией и лучевой болезнью; часто происшествие ока зывает трагическое влияние на психику свидетелей: про исходят деградация личности, безумие, самоубийства* *. Растущий удельный вес "психической компоненты" в явлениях НЛО навел исследователей на мысль искать сходство между происшествиями, связанными с НЛО, и оккультными феноменами, а в психических эффектах, по рожденных последними, искать ключ к пониманию НЛО * * *. -Многие исследователи подметили сходство меж ду феноменом НЛО и спиритизмом XIX в., который также сочетал психические феномены со странными физиче скими эффектами, но пользовался более примитивной "технологией". В общем, в 70-е гг. сузился зазор между "нормальными" явлениями НЛО, имевшими место в прошлом, и НЛО-культом, что можно отнести за счет возросшей в этом десятилетии восприимчивости челове ка к практике оккультизма. 4. Объяснение феномена НЛО Д-р Жак Балле в своей последней книге об НЛО "Неви димый колледж" замечает, что многие ученые в наши дни задумываются о них. Он верит, что теперь мы "очень близ ки" к раскрытию их тайны. Он отмечает, что идея о вне земной разумной жизни за последние годы стала не обыкновенно модной как среди ученых, так и среди гада лок; и это есть результат "великой жажды контакта с вы сшими формами разума, которые могут указать путь нашей несчастной, замученной, тяжело больной планете" (с.195). Он с замечательной ясностью видит, что идея при шельцев из космоса стала великим мифом или "чудес ной ложью" нашего времени. "Для большого числа людей ожидание гостей из космоса стало необычайно важ ным" (сЗ.ОЧ.-Выделено автором). Однако он считает наивной веру в этот миф: "Это объ яснение слишком простодушно и не принимает в расчет всего Многообразия поведения обитателей НЛО и ощуще ний людей при контакте с ними" (с.27). Д-р Хайнек заме чает, что для объяснения различных эффектов, произ водимых НЛО, необходимо признать, что "этот феномен, производящий, без сомнения, физическое воздействие, несет в себе также признаки принадлежности к психиче скому миру" *. Д-р Балле полагает, что "они сконструиро ваны и как физические летательные средства (долгое время этот факт я считал неоспоримым), и как психиче ские устройства, точные свойства которых еще предстоит определить" . В самом деле, многие исследователи еще в начале 50-х гг. поддерживали теорию о том, что НЛО вообще не являются физическими летательными сред ствами, но представляют собой особый "парапсихоло ' гический" или психический феномен; но впоследствии это мнение было почти отвергнуто, с одной стороны, сто ронниками культа с их настойчивыми требованиями признать "внеземное" происхождение НЛО, а с другой стороны, официальными правительственными заявлени ями, совпадающими с популярным общераспространен ным мнением, что этот феномен полностью воображае мый*. Лишь впоследствии серьезные исследователи стали признавать, что НЛО, хотя и обладают некоторыми " фи зическими" характеристиками, в целом не могут быть объяснены как чьи-либо "космические корабли", но в них явно присутствует нечто из сферы парапсихологии или оккультных явлений. Действительно, почему так много НЛО "приземляют ся" прямо посреди дороги? Почему такой фантастически "совершенный" корабль столь часто нуждается в "ремон те"? Что заставляет "обитателей" НЛО собирать так много камней и палок (снова и снова вот уже 25 лет) и "осматри вать" стольких людей - если они на самом деле имеют задачу ознакомить людей с другой планетой, как сами "гу маноиды" утверждают? И снова д-р Балле вопрошает: не может ли на самом деле идея "пришельцев из космоса" "играть отвлекающую роль, маскируя реальную, беско нечно более сложную природу процессов, вызвавших эти явления?" * * Он убежден, что "мы имеем дело не с после довательностью волн посещений из космоса. Мы имеем дело с контролирующей системой " (с.195). "В близких кон тактах с НЛО осуществляется управление верованиями чело века" (сЗ). "С каждой новой волной НЛО его социальное воздействие становится все сильнее; люди помоложе начи нают восхищаться космосом, психическими феноменами, новыми горизонтами сознания. Появляется все больше книг и статей, способствующих изменению нашей культуры" (с.197-198). В другой книге д-р Балле отмечает, что "оказа лось возможным заставить большие группы населения уве ровать в существование сверхъестественных рас, в , возможность летающих машин, во множество обитаемых .миров, демонстрируя им немногие тщательно разрабо танные сцены, детали которых приспособлены к культуре к предрассудкам, характерным для данного времени и места" *. Важный ключ к раскрытию смысла этих "тщатеяьно разработанных сцен" можно найти в особенности, которую отметили и часто подчеркивают внимательные исследова тели НЛО, особенно в случаях БК-3 и общении "контак торов"; все эти сцены глубоко "абсурдны" иди по крайней мере содержат не меньше абсурдного, чем рационально го* *. Отдельные "близкие контакты" имеют абсурдные детали: например, четыре лепешки, которые обитатель НЛО вручил фермеру-птицеводу из штата Висконсин в 1961 г."*; и, что еще более важно, сами контакты оказы ваются до странного бессмысленными, без ясной цели и значения. Пенсильванский психиатр выдвинул вред положение, что абсурдность, характерная почти для всех близких контактов с НЛО, по сути является гипнотизиру ющим приемом. "Когда люди выведены нз душевного равновесия нелепостями и противоречиями и напряга ют ум в поисках смысла, то они исключительно широ ко открывают себя для передачи мысли, для получения психического исцеления и т.д." * ** Д-р Балле сравнивает этот прием с иррациональными "кознами" мастеров дзэна <с.27) я отмечает сходство контактов с НЛО и оккультных ритуалов яосвящения, которые "раскрывают сознание" яля "новой системы символов" (cJ17). Все это признаки того, что он называет "следующей формой религии" <с302). Таким образом, контакты с НЛО - не что <вое, как современная форма оккультных феноменов, существую щих уже многие века. Люд и отступились от Христа и ждут "спасителей" из космоса; именно поэтому феномен и посылает изображения космических кораблей и инопла

нетян. Но что же представляет из себаэтот феномен? Кто и с какой целью занимается "разработкой" его? Сегодня исследователи уже нашли ответы по меньшей мере на два первых вопроса, хотя из-за некомпетентности в области религиозных феноменов они не могут вполне осознать значения собственных открытий. Один из иссле дователей - Брэд Стейджер, преподаватель колледжа в штате Айова, написавший несколько книг на тему НЛО, после детального изучения картотеки "Голубой книги" ВВС пришел к заключению, что " мы имеем дело с мно гомерным парансихологическим феноменом, который в значительной степени является исконно присущим плане те Земля"*. Доктора Хайнек и Балле для объяснения фено мена НЛО развивают гипотезу "виутриземньк чужаков", которые могут приходить, большей частью как "злые духи", из так называемых "сцепленных миров", существующих здесьже, на земле> и создавать психические эффекты, в та же время оставаясь невидимыми. Джои Кия, который на чинал свои исследования НЛО с позиций скептицизма, как убежденный неверующий агностик, пишет: "Подлин ная история НЛО- это история о духах и призраках, о стран ных умственных расстройствах, о невидимом мире, ко торый окружает нас и временами врывается в наш мир... Это мир иллюзий.> где. сама реальность искажается загадоч ными силами, и, похоже, силы эти могут манипулировать пространством, временем и материей, и эти силы почти совершенно вне нашей власти и понимания,- Проявления НЛО кажутся, вообще говоря, лишь незначительными ва риациями известных многие века демонологических фено менов " . В недавно выпущенной библиография но НЛО> составленной Библиотекой конгресса дня научно-исследо вательского отдела ВВС США, во введении отмечается, что "многие сообщения об НЛО, подробно излагаемые в прессе, относятся к явлениям, поразительно напоминающим слу чаи беснования и психические феномены, давно извест ные богословам и парапсихологам"*". Большинство исследователей НЛО для того, чтобы проникнуть в сущ ность изучаемых феноменов, обращаются к сфере оккуль тизма и демонологии. Евангелисты-протестанты, обобщив результаты не скольких недавно проведенных ими исследований НЛО, пришли к заключению, что феномен НЛО имеет именно демоническое происхождение*. Православный исследо ватель едва ли может прийти к другому выводу. Конечно, можно объяснить некоторые или даже многие случаи обманом или галлюцинациями, но совершенно невоз можно таким способом отделаться от всех сообщений об НЛО, которых насчитывается много тысяч. Большое ко личество современных медиумов и их спиритические фокусы - тоже жульничество^ но сам медиумический спиритизм в своем неподдельном виде, безусловно, тво рит реальные "паранормальные" эффекты под воздей ствием демонов. Феномен НЛО имеет то же проис хождение и не менее реален. В историях с людьми, вступившими в контакт с НЛО, прослеживаются типичные приемы, используемые при стягивании людей в демонические сети оккультного мира. Например, полисмен из Южной Калифорнии начал ви деть НЛО в июне 1966 г. и с тех пор видел их часто, обычно ночью. После одного "приземления" он и его жена увиде ли вполне различимые следы НЛО на земле. "В эти недели мучительных видений я превратился в одержимого идеей НЛО и был убежден, что должно случиться что-то великое. Я забросил ежедневное чтение Библии и отвернулся от Бога, так как начал читать все книги об НЛО, которые только удавалось достать... Много ночей я провел в тщет ном ожидании, пытаясь вступить в мысленный контакт с теми, кого я считал тогда космическими существами, поч ти молясь им, чтобы они появились и установили со мной хоть какой-нибудь контакт". Наконец он дождался "близ кого контакта" с "кораблем"; тот имел примерно 80 футов в диаметре, у него были белые, красные и зеленые враща ющиеся огни. "Корабль" удалился с огромной скоростью и оставил полисмена в ожидании того "великого", что должно было произойти, но так и не произошло; НЛО перестал ему являться. Видя крушение своих надежд, он пристрастился к алкоголю, впал в депрессию, появились мысли о самоубийстве, пока обращение ко Христу не положило конец этому периоду его жизни. Люди, всту пившие в реальный контакт с обитателями НЛО, пере живают еще более тяжелые испытания: эти "существа" временами буквально "завладевают" ими, и если те со противляются - пытаются их убить*. Подобные случаи вполне убеждают нас в том, что независимо от того, какое значение имеет феномен НЛО в целом, каждый отдельный "близкий контакт" с НЛО имеет еще и спе цифическую цель: ввести человека, с которым НЛО уста навливает контакт, в заблуждение и привести его если не к дальнейшим контактам и распространению "посла ния", то хотя бы кличкой духовной катастрофе и полной дезориентации. Тот аспект, который вызывает наибольшее недоумение у многих исследователей, а именно смешение физическо го и психического, вовсе не удивляет читателей право славных духовных книг, в особенности житий святых. Демоны тоже имеют почти "физические" тела, но их "материальность" настолько тонка, чтолюди неспособны воспринимать ее до тех пор> пока их "духовные врата восприятия" не будут открыты: либо по Божией воле (как бывает с праведниками), либо вопреки ей (как это бывает с колдунами и медиумами)* *. В православной литературе мы находим множество случаев появления демонов, в точности соответствующих картине встреч с НЛО: появляются "телесные" существа и осязаемые объекты (в качестве которых выступают либо сами бесы, либо их иллюзорные порождения); эти объек ты и существа неожиданно "материализуются" и "дема териализуются" с целью внушить людям страх и привести их' в замешательстве, а & итоге к погибели. В жития жившего в IV & св. Атония Великого" и жившего 9 Ш в; св. Киприана, бывшего волхва", мы находим юиаиавеса> подобных примеров. Житие св. Мартина Турекого ( + 397), написанное ею учеником Сульпицием Севером, содержит интересный пример действия демонической силы, связанного ее странным "физическим" проявлением ее, которое очень напоминает сегодняшние "близкие контакты" с НЛО. Не кий юноша по имени Анатолий стал монашествовать воз ле монастыря св. Мартина, но из-за ложной покорности пал жертвой бесовского обольщения. Он вообразил, что беседует с "ангелами", и для того, чтобы убедить других в его святости, "ангелы" согласились облечь его в "блиста ющее одеяниес небес""как признак "Силы Божией", оби тающей в юноше.. И вот однажды после полуночи в era келье раздался ужасный грохот танцующих ног и рокот как бы множества голосов.Келья Анатолия озарилась осле пительным светом, затем наступилатишина и обману тый вышел из кельи в своем "небесном одеяияи". "При несли свет,, и все тщательно рассмотрели одеяние. Оно было удивительно мягким, с необыкновенным бле ском и ярко-алого цвета, но природу его материи не возможно' было определить. И вот прошло некоторое время, и сама> тщательная проверка придирчивым ос" мотром,' к ощупыванием показала, что это всего лишь одежда". На следующее утра духовный отец;. Анатолия взялего за руку, чтобы отвести к св. Мартину иузнать^не козни л> это диавола. Тот в страхе отказывался, и вот, "когда его повели силою, против его воли, одежда исчезла под руками тех, кто его вел". Автор этого сообщения (ко> торый либо сам был свидетелем инцидента,либо описал' его со слов очевидна) приходит к выводу, что "диавол не' мог сохранить действие своих иллюзий или скрыть их истинную природу перед очами св. Мартина". "Несом ненно, в его силах было увидеть диавола, которого он рас познавал в любом обличьи, независимо от того,, сохранял ли диавол свой характер или заменял его на. любую из хгаожесгааформ "духовной вечисфоты"-включаяобдич&я языческих ^огов я даже явление Самого Христа в царсквх едажцах, vwpasse, озаренного ярким красным светом*. Совершенно очевидно, что явления сегодняшних "ле тающих тарелок" не превышают пределов возможностей бесовской "технологии" - и действительно для этих яв лений нет лучшего объяснения. Разнообразные бесовские обольщевяя, известные в православнойлитературе, не бо лее как приспосабливаются к ми4мзлогим космоса. И Ана толий, о котором было рассказано выше, сегодня считался -бы просто-наиросто "контактером*. И цель "веовознан аого" объекта во всех подобных контактах очевидна: вну шить ощущение "таинственного" и дать "доказательство" существования "высших разумов" ("ангелов", если наме ченная жертва верит л ангелов, или "пришельцев из кос моса", если это ваш современник) я, следовательно, укрепить веру я песцам>, которое аюэже будет получено людьми. Ниже мы^гассмотрим, что-то за;послание. "Похищение" бесами, оченькэощноес "похвщевиями" ЙЛО, описано в аюияят ss. Нкла Сорского, основателя скятскосожхтия на^^си.жившеговХУ в. Некогорое время '^спустя после 'vsnefees шшши в его монастыре лмл некий 'свящеввяк се своим сыном. Однажды, легли -отрок был <ослан с ка-м-то поручением, внезапно "лпхдстаа перед ним незнакомый мух.ююрыЕвсхвапигеге.хверевес^го <ак^д перетру вдеврвхддимый лес, дидишес его в боль злую горницу в сваем жилище, я яоместияего в середине <орийцы, веред окном". Когда священник шжидомо хились св. Нилу, прося его домощи д тонсках иотеравше гвся мальчика, преподобный "лришея на помощь мальчику ивстал перед горницей.дкоторойсгояя^аиьчик; и когда постучал он посохом своим в оконную раму, ноко яебадось строение х we нечистые духи вали на земдю". Святой повелел демону <ернуть мальчика на то место, от жуда тог его похитил, и затем стал невидимым. Некоторое <время беси выли, затем "<се тот же незнакомец схватил мальчика> перенес его в скит надобно ветру... и, поместив его на стог сева, стая невидимым". Будучи найденным монахами, "мальчик рассказал им все, что с ним случи лось, что он видел и слышал. И с тех пор-мальчик стал очень тихим, как бы не в себе. Священник не смог опом ниться от ужаса и вскоре оставил скит вместе с сыном" *. В другом случае подобного бесовского "похищения", которое произошло в России в XIX в, молодой человек, проклятый своей матерью, стал на 12 лет рабом демона - "дедушки". Он получил способность становиться невидимым и помо гал демону сеять смятение среди людей* Подобные правдивые истории о деятельности демонов были широко распространены в средние века. И это при знак духовного кризиса нашего времени - то, что совре менный человек, при всем своем гордом "просвещении* и "мудрости", снова обращает внимание на такие происше ствия, но у него уже нет той христианской оснобы, которая бы помогла объяснить их. Современные исследователи НЛО в поисках объяснения явления, которое стало слишком за метным, чтобы пренебрегать им, объединяются сегодня с психологами и пытаются сформулировать "теорию единого поля", которая охватывала бы и психические, и физические феномены. Но такие исследователи только продолжают дви жение по пути современных "просвещенных" людей, пред полагая дать ответы на вопросы, относящиеся к сфере духа, хотякнейвообщенепьзяподходить "объективно", нотолько с верой. Материальный мир нейтрален в нравственном от ношении, и объективному исследователю может быть изве стно о нем достаточно много. Однако невидимый духовный мир обитаем существами добрыми и злыми, и "объектив ный" наблюдатель не в силах различить их до тех пор, пока он не получит откровения, которое дает о них человеку неви димый Бог. То есть сегодняшние исследователи НЛО поме щают на одну доску Богодухновенное Св. Писание и внушенные сатаной автоматические писания спиритов и не отличают действий ангелов от действия бесов. Теперь ученые знают (после долгого периода господства материалистиче ских предрассудков), что нематериальный мир существует и что этот мир вполне реален. Они видят его проявления в феномене НЛО; однако пока их подход к этой проблеме "научен", незримые силы так же легко вводят их в заблуж дение, как и самого наивного "контактера". Каждый раз, когда ученые пытаются определить, кто или что стоит за феноменом НЛО и какой пели этот феномен служит, они вынуждены пускаться в самые дикие рассуждения. И вот д-р Балле вынужден признаться в том, что он попал в тупик. Он не может решить для себя вопрос о силе, нагорая проявляет ся в НЛО: то ли эта сила-нравственно нейтральный "не управляемый часовой механизм", то ли это благо творительное "торжественное собрание мудрецов" (в чем хотел бы нас уверить "инопланетный" мир), то ли здесь имеет место "чудовищная сверхчеловеческая жестокость, которая, скорее всего, намеревается сделать человеческий род безумным", т.е. это дело демонов*. Истинная оценка феномена НЛО может быть сделана только на основе христианского откровения и духовного опыта; она доступна лишь смиренному, исполненному веры христианину, доверяющему этим двум источникам. Конечно, человеку не дано всецело "объяснить" невидимый мир ангелов и демонов, однако ему дано достаточно хри стианских знаний, чтобы понять, как эти существа дейст вуют в нашем мире и как нам следует отвечать на их действия, особенно же как избегать бесовских сетей. И хотя . исследователи НЛО пришли уже к заключению, что изуча емые ими явления по существу своему близки тем, которые определяются как "демонические", но только христианин православный христианин, просвещенный святоотеческим пониманием Св. Писания и 2000-летним опытом встреч святых с невидимыми духами, способен осознать вполне смысл этого заключения. 5. Смысл феномена НЛО Итак, в чем же смысл феномена НЛО в наше время? Почему они появились именно в этот исторический пери од? На какое будущее они указывают? Во-первых, феномен НЛО лишь часть поражающей ла вины "паранормальных" явлений, которые еще несколько лет назад большинство людей сочли бы "чудесами". Д-р Балле в своей книге "Невидимый колледж" формулирует мирское понимание этого факта: "Вторжение в нашу среду наблюдаемых нами необычных объектов неожиданно приняло угрожающие размеры, дойдя до многих тысяч" (с.187), что привело к "общему изменению картины веро ваний современного человека, к тому, что оа полностью теперь связан с идеей невидимого" (с.114). "Что-то про изошло с человеческим сознанием" (с.34); "та же могучая сила, которая действовала на род человеческий в прошлом, снова действует на него в наши дни" (с.14). На христиан ском языке это значит: новое нашествие бесов обрушилось на род человеческий. Исходя из христианских апокалип сических взглядов (см. конец этой книги), мы. можем за ключить, что сила, до сих пор удерживавшая последнее к самое ужасное проявление бесовщины на земле, уже взята от среды (2 Фее. 2,7); православное христианское правле ние и общественный порядок (главным представителем которых на земле был православный император), а также православный взгляд на мир больше не существуют как целое. И вот сатана освобожден из темницы своей, где его удерживала благодать Св. Христовой Церкви, и вышел, чтобы "обольщать народы" (Апок. 20, 7), готовить их к поклонению Антихристу в конце времен. Быть может, ни когда еще. от начала христианской эры бесы не действова ли: так открыто и широко, как в наши дни. Теория "при шельцев из космоса" лишь один из многих приемов, ко торые они используют для внедрения идеи о "высших существах", которые собираются взять на себя ответствен ность за будущую судьбу человечества*. Во-вторых, НЛО - не что иное, как аоаейтиймедчуми ческий прием, с помощью которого дьявол вербует сторон ников своего оккультного мира. Это ужасный знак того, что человек стал доступен демоническому влиянию, как ни когда до этого с начала христианской эры. В XIX в. для того, чтобы войти в контакт с демонами, был необходим сеанс в темной комнате, теперь же для этого необходимо только взглянуть ва небо (правда, обычно ночью). В наши дни человечество растеряло остатки понимания основ христи анского учения и теперь пассивно предоставляет себя в распоряжение любым "силам", которые только могут спус каться с неба. Новый кинофильм "Близкие контакты третьего рода" - потрясающее разоблачение того, насколь ко суев^/>ньм стал человек "постхристианской" эры, кото рый готов в любой момент, не задавая никаких вопросов, поверить едва замаскированному демону и последовать за ним, куда бы оя ни повел". В-третьих, "послание" НПО заключается в подготовке пу ти Антихристу; "спаситель" отступнического мира дол жен прийти, чтобы править им. Возможно, что он сам придет по воздуху, чтобы полввеуподобиться Христу (Мф. 24, 30; Деян. 1,11); возможно, что "пришельцы из космоса" приземлятся публично, чтобы совершить "космическое" поклонение своему властелину; быть может, огонь с неба (Апок. 13,13) будет частью грандиозных бесовских зре лищ последних времен. Tax или иначе, послание совре менномучеаовечестнутмамо:ждитеизбавления,но не через христианское откровение веру в невидимого Бога, а от пришельцев с неба. Это же есть один из признаков последних времея: что будут.>, ужасные .явления, м великие знамения с неба (Лк. 21, 11). Уже сто лет назад епископ Игнатий Бряичанинов в своей книге "О чудесах и знамениях" (Ярославль, 1870; репринтное переиздание: Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y., I960) отметил "стремление, встречающееся в современном христианском обществе, видеть чудеса и даже творить чудеса... Таким стремлением обнаруживается живущее в душе и овладевшее душою са мообольщение, основанное на самомнении и тщеславии" (с32). Истинные чудотворцы стали редки и исчезают со всем, но люди "жаждут чудес более, нежели когда-либо.> Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомце> плотского мудрования, которые бу дут обольщены и обмануты этими чудесами" (с.48-49). Для исследователей НЛО особый интерес должно пред ставлять то, что "знамения Антихриста преимущественно будут являться в воздушном слое: в этом слое преимуще ственно господствует сатана. Знамения будут действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его. Св. Иоанн Богослов, созерцая в откровении события мира, долженствующие предшествовать кончине его, говорит, что Антихрист совершит дела великие, так что и огнь низводит с неба на землю тред людьми (Апок. 13,13). На это знамение указывается Писанием как на высшее из знамений Антихриста, и место этого знамения - воздух: будет оно великолепным и страшным зрелищем"'. Св. Симеон Новый Богослов по этому поводу замечает, что "взирати на небо (подвижнику молитвы) зело редко подо бает страха ради (из предосторожности) лукавых на возду се духов, сего ради и именуются воздушнии дуси, иже производят многий и различный прелести на воздусе"**. "Не сообразят человеки, что чудеса его [Антихриста] не имеют никакой благой, разумной цели, никакого опреде ленного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они - чудовищное, всезлобное, лишенное смыс ла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоу- ; мение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь,' обаянием роскошного, пустого, глупого эффекта" (с.111). "Все бесовские явления имеют то свойство, что даже ни чтожное внимание к ним опасно; от одного такого внима ния, допущенного без всякого сочувствия к явлению, можно запечатлеться самым вредным впечатлением, под вергнуться тяжкому искушению" (с.50). Тысячи "контак теров" и даже простых очевидцев НЛО испытали на себе страшную истину этих слов, и немногим удалось спастись после того, как они были вовлечены в эти контакты всерьез. Даже мирские исследователи НЛО считают необходи мым предупредить людей об опасностях, связанных с этим феноменом. Джои Кил, например, пишет: "Диле тантство с НЛО так же опасно, как дилетантство в черной магии. Этот феномен улавливает в свои сети невротиков, легковерных и незрелых. Параноидальыая шизофрения, демономания и даже самоубийство могут стать результа-. том контактов - и в большинстве случаев именно такой результат и наличествует. Умеренное любопытство к НЛО может перерасти в разрушительную одержимость. Вот почему я настоятельно рекомендую родителям удер живать детей от этого увлечения. Школьные учителя и другие взрослые не должны поощрять интерес подростков к этой теме"*. В другом месте епископ Игнатий Брянчанинов с благо говейным страхом и недобрым предчувствием описывает видение простого русского кузнеца из деревни под Петер бургом на заре нашего века безверия и революции (1817). Среди бела дня он вдруг увидел великое множество демо нов, с виду похожих на людей, рассевшихся на ветвях лес" ных деревьев, в странных одеждах и островерхих шапках, поющих под аккомпанемент невиданных и диких музы кальных инструментов жуткую и безобразную песню: "Наши годы! наша воля! " * Мы живем уже ближе к концу этой страшной эпохи бесовского торжества и ликования, когда жуткие "гума ноиды" (еще одна из бесовских личин) стали видимы тысячам людей и путем нелепейших "контактов" овла девают душами тех, от кого отступила Божия благодать. Феномен НЛО - знак was православных христиан, что следует осмотрительнее и осознаннее идти по пути спасе ния. Нам следует помнить, что нас могут обольстить и соблазнить не только ложные религии, но даже с виду простые материальные предметы, которые только воспри нимает наш взгляд. В прежние века христиане относились очень осторожно ко всем странным и новым явлениям, зная хитрость дьявола; но вот после наступления совре менного веха "просвещения" большинство людей начало испытывать любопытство к таким вещам и даже гоняться за ними, поместив дьявола в область полуфантастических явлений. Понимание сущности НЛО, таким образом, мо жет помочь в деле пробуждения православных христиан к сознательной духовной жизни и выработки осознанного православного мировоззрения, которое не должно следо вать за модными идеями времени. Сознательный православный христианин понимает, что он живет в мире, который, совершенно очевидно, пал. И земля внизу, и звезды наверху - все одинаково далеко от потерянного рая, которого он взыскует. Он чувствует себя ча стью страждущего человечества, происходящего от единого предка Адама, первого человека; он знает, что все люди оди наково нуждаются в искуплении, которое обильно даруется чеоовеку Самим Сыном Бсжиим через Его спасительную Жертву ва Кресте. Оа знает, что человеку не предначертано "развиться* в нечто "высшее" и что нет ви малейшего смысла верил> в сущеовование "высокоразвитых" существ на других планетах. Но он, разумеется, также знает, что, кроме вето самого, во вселенной есть "высшие разумы" и они двух родов; он стремится жить так, чтобы пребывать с теми из них, которые служат Богу (ангелами), и избегать какого либо контакта с другими, которые отвергли Бога и стремят ся в зависти и злобе вовлечь в свое нечестие и человека (демонами). Он понимает, что человек в самолюбии своем и немощи может легко впасть в ошибку, поскольку склонен верить в "волшебные сказки, сулящие достижение "высше го состояния" или контакт с "высшими существами" без трудов христианской жизни - а фактически это бегство от этих трудов. Он не доверяет своей способности различать бесовские обольщения и поэтому крепко держится за руко водящие нити Св. Писания и святоотеческого учения, кото рыми снабдила его на всю жизнь Церковь Христова. Такойчеловек имеет возможность устоять против рели гии будущего, религии Антихриста, в какой бы форме она ни нашла себе выражение; остальное же человечество, не спасенное чудом Божиим, - погибнет.