science Николай Айбулатов На палубе 'Титаника' восемьдесят лет спустя ru rusec lib_at_rus.ec LibRusEc kit 2007-06-12 Tue Jun 12 01:48:32 2007 1.0

Айбулатов Николай

На палубе 'Титаника' восемьдесят лет спустя

Николай АЙБУЛАТОВ

На палубе "Титаника" восемьдесят лет спустя

В ноябре 1991 года на Ученом совете Института океанологии им. П. П. Ширшова Российской Академии наук Анатолий Сагалевич сделал доклад о работе возглавляемой им экспедиции: глубоководный обитаемый аппарат "Мир" в течение 19 летних дней 1991 года совершил семнадцать погружений к останкам знаменитого трансатлантического лайнера "Титаник", трагически погибшего 14 апреля 1912 года от столкновения с айсбергом. В работе экспедиции участвовали представители канадской фирмы IMAX, американской фирмы OCEAN IMAGE и Национального географического общества США. Во время пятнадцати погружений производились киносъемки, по которым будет сделана серия одночасовых фильмов - первых, снятых с глубоководных аппаратов. Советская экспедиция была третьей; до нее на "Титанике" побывали участники американской и французской экспедиций... В воскресенье 14 апреля 1912 года над Северной Атлантикой стояла ясная безлунная ночь. Вышедший в свой первый рейс гигант "Титаник" четвертые сутки шел на запад со скоростью 22,5 узла. В 23.40 впередсмотрящий Ф. Флит позвонил с "вороньего гнезда" на мостик: "Прямо по носу айсберг, сэр!". "Благодарю", - ответил ему первый помощник капитана У. Мэрдок. "Лево на борт!" - приказал он рулевому и тут же перевел ручки машинного телеграфа сначала на "стоп", а потом на "полный назад". Сквозь переднее стекло мостика Мэрдок увидел надвигавшуюся на нос судна 30-метровую громаду айсберга. Прошли томительные 38 секунд, и нос "Титаника" начал уваливаться влево. Казалось, еще 3-5 секунд - и судно благополучно разминется с ледяной горой. Но, увы... Корпус слегка дрогнул, на мостике почувствовали какую-то странную вибрацию, и на палубу у фок-мачты упали несколько глыб льда весом в несколько тонн. Пассажиры, сидевшие в верхних салонах, услышали идущий из недр корабля гул и скрежет, да на столах задребезжала посуда, как от плеснувшей в борт сильной волны. Те, кто находился в это время на палубе, увидели, как айсберг "прошелся" вдоль правого борта и исчез в темноте. Тем временем в нижних помещениях события развивались более драматично. При ударе о подводный "шип" люди попадали с ног, а невообразимый грохот заставил уснувших выскочить из постелей. В двух котельных отделениях вода била из пробоин мощными струями, так что через несколько минут пришлось начать травить пар и заливать топки. Капитан Смит появился на мостике, как только судно вышло из соприкосновения с айсбергом. Он проверил распоряженгя своего помощника и выслушал судового плотника и почтовых чиновников, явившихся доложить о поступлении воды в нижние помещения. Затем вместе с Эндрюсом директором-распорядителем верфи, на которой строился "Титаник",- спустился в недра судна. И здесь выяснились размеры разразившейся катастрофы: ледяной шип прорезал в борту лайнера полуметровую щель длиной почти сто метров! Эндрюс на листке своего блокнота сделал быстрый расчет и назвал время, когда "Титаник" пойдет ко дну. Поднявшись на мостик, Смит, не объявляя тревоги, приказал расчехлить шлюпки и начать эвакуацию пассажиров класса люкс, первого и частично второго. Он знал, что спасательных средств на "Титанике" в лучшем случае хватит только на половину его обитателей. Во избежание паники он приказал запереть в нижних помещениях 700 пассажиров третьего класса, а чтобы заглушить грохот разрушений и крики обреченных, отвлечь внимание людей от мыслей о неизбежной гибели, велел ресторанному оркестру как можно громче играть бравурные мелодии на шлюпочной палубе. К чести капитана нужно сказать, что он разделил судьбу обреченных людей и пошел на дно вместе со своим кораблем. "Около 2 часов мы заметили, что наклон на нос стал быстро увеличиваться, мостик целиком погрузился под воду, - вспоминал один из свидетелей, видевший гибель "Титаника" со спасательной шлюпки.- Пароход медленно поднимался кормой вертикально вверх, причем внезапно свет в салонах исчез, затем на несколько мгновений опять блеснул, после чего исчез совсем. В то же самое время послышался грохот, который можно было бы слышать за мили,это котлы и механизмы сорвались со своих мест; это был самый роковой звук, когда-либо слышимый среди океана. Но это не был еще конец. К нашему удивлению, корабль остался стоящим вертикально в течение продолжительного времени, которое я оцениваю в пять минут; во всяком случае, наверное, в течение нескольких минут "Титаник", подобно башне высотою около 150 футов, стоял вертикально над уровнем моря, выделяясь черным на ясном небе. Тогда мы услышали самый страшный вопль, который когда-либо достигал уха человека,- это были крики сотен наших товарищей, боровшихся со смертью в ледяной воде..." 15 апреля в 2.20 утра "Титаник" ушел под воду. Никакого водоворота за его кормой, которого так опасались попавшие в воду люди, не возникло. На месте гибели роскошного корабля осталась гладкая зеркальная поверхность океана, усеянная спасательными кругами, ящиками, шезлонгами, бочками, среди которых барахтались в ледяной воде сотни людей. Из них удалось спастись лишь восемнадцати... В 3.30 к месту гибели "Титаника" подошел пароход "Карпатия", первым откликнувшийся на сигнал бедствия. С 4.10 до 8.30 он принял на борт всех спасшихся с "Титаника" людей. Их оказалось 705. Остальные 1502 человека погибли... Когда корпус "Титаника" уходил под воду, ни у кого из взиравших со шлюпок на финал величайшей трагедии, не было сомнений в том, что человечество больше никогда не увидит этого корабля, скрывшегося от белого света под 3750-метровой водяной толщей. Но прошло всего 73 года - и палубы "Титаника" во второй раз приняли пассажиров, правда находившихся в глубоководном аппарате "Алвин", принадлежащем Вудсхолскому океанографическому институту США и способном погружаться с тремя человеками на борту на глубину 4 тысячи метров. В первом же погружении 1 сентября 1985 года участники американо-французской экспедиции во главе с известным подводником Р.Баллардом обнаружили останки "Титаника". Оказалось, что в процессе погружения корпус лайнера разломился на две части. Первой была обнаружена носовая часть - огромный черный остов, возвышающийся над илистым океанским дном, с 18- тонным якорем и изогнутыми леерами - перилами. Красота "Титаника", некогда сравниваемая с красотой элегантной леди, поблекла за эти три четверти века. Массивные стальные плиты обросли, как застывшей лавой, гигантскими потеками ржавчины. Эти "ржавые сосульки" отражают одну из особенностей образования ржавчины на большой глубине. Пока выдерживает металл, они все растут и растут, а потом обламываются под действием собственной тяжести. Носовая часть интересовала исследователей в первую очередь: ведь именно здесь должна находиться длинная 95-метровая рана, которая погубила "Титаник". Однако поиски ее не увенчались успехом. При самом тщательном обследовании правого борта, возвышающегося над илом, удалось обнаружить, что обшивка вдавлена внутрь да кое-где лопнули заклепки. Основываясь на изучении многочисленных фотографий этой части корпуса, Баллард даже пришел к выводу, что лед не мог распороть массивную стальную обшивку "Титаника", а лишь сделал длинную вмятину. Причиной же гибели стали другие повреждения корпуса, обнаруженные экспедицией. Вопрос этот так и остался открытым, ибо невозможно установить, сделаны ли эти повреждения айсбергом или возникли при ударе корпуса о дно. Не исключено также, что длинная рана просто скрыта от взоров гидронавтов под толстым слоем ила, в котором находится часть корпуса. Раскрыть эту тайну можно было бы с помощью размыва грунта гидромонитором, но таких конструкций, способных работать под давлением 375 атмосфер, пока еще не создано. Если носовая часть "Титаника" повреждена сравнительно мало, то кормовая, затонувшая в отдалении от нее, абсолютно разорена. Именно отсюда ушли последние пассажиры и команда: одни на шлюпки, другие в ледяную пучину. О степени разорения можно судить по фотографиям. Керамическая головка куклы; электрический обогреватель - принадлежность пассажиров только первого класса; побитая, но все еще блестящая серебряная чаша, лежащая около паровой трубы; деревянный трап, почему-то не приглянувшийся неутомимым древоточцам; каркас палубной скамьи, лежащий напротив отопительной трубы; свинцовая плевальница; стойкий к коррозии медный котелок; бутылки из-под шампанского; паровой котел... Аппарат "Алвин" был снабжен механическим модулем-манипулятором "Язон", который может отделяться от аппарата, проникать в отверстия и узкие проходы и производить в них фотосъемку. С помощью "Язона" удалось обследовать внутренность кают и служебных помещений "Титаника". Среди обломков "Язон" обнаружил сейф, который был, по свидетельству одного из очевидцев, очищен членами команды перед гибелью корабля. С помощью манипулятора удалось повернуть ручку сейфа, но дверца его, увы, не открылась. Корабельный штурвал - гордость любого судна - стоит на своем основании одиноко и мрачно. Коррозия его не тронула: бронза не корродирует. Стены рулевой рубки, сделанные из дерева, уничтожены древоточцами. Именно здесь помощник капитана Мэрдок услышал предупреждение Флита об айсберге прямо по курсу. На своем месте находится и шлюпбалка, на которой висела одна из спасательных шлюпок. С помощью модуля "Язон" удалось заглянуть и во внутренние помещения корабля. Здесь сохранились сделанные из латуни и хрусталя светильники, смонтированные под потолком. Стальная колонна, некогда обшитая дубовыми панелями, теперь покрыта ржавчиной, похожей на натеки стеарина, образующиеся на горящей свече. Эта колонна была характерной деталью интерьера роскошной лестницы, связывавшей палубы первого класса. Получены фотографии и каюты первого класса с кроватями, с фарфоровыми ваннами, покрытыми ржавчиной, бутылками изпод ликера. Среди обломков - множество китайских чашечек с эмблемой пароходной линии "Уайт Стар" - белой звездочкой внутри красного треугольного флажка.

Рис. Схема движения "Титаника" к месту его гибели.

На валунной отмостке дна близ "Титаника" найдена бронзовая статуя Дианы. Эксперты полагают, что эта статуя или входила в коллекцию, которую вез один из пассажиров - собиратель художественных произведений, или принадлежала миллионерше из Денвера Маргарет Браун. Она перевозила упакованные в три корзины произведения искусства, приобретенные в Европе и на Ближнем Востоке. Маргарет Браун взяла на себя командование одной из спасательных шлюпок и впоследствии послужила прототипом персонажа бродвейского мюзикла "Непотопляемая мадам Браун". Вообще на борту "Титаника" находилось немало сокровищ: ведь, по подсчетам, "стоимость" пассажиров лайнера составляла не менее 250 миллионов долларов! Но не их золото и бриллианты составляли главную ценность. В сейфах "Титаника" находился манускрипт Омара Хайяма "Рубай", а также прекрасно сохранившаяся мумия египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа I. Лорд Кантервиль перевозил мумию из Англии в Америку в деревянном ящике, помещенном не в трюм, а ввиду особой ценности груза возле капитанского мостика. Какова судьба этих бесценных реликвий - неизвестно. Непременным правилом как первой американо-французской экспедиции, так и третьей российской было: ничего из собственности "Титаника" не брать. Участники нашей экспедиции строго следовали этому правилу, хотя иногда находили уникальные предметы. В од- ном из погружений, например, был обнаружен золотой подсвечник. Его подержали в руке манипулятора, полюбовались и... положили на место. Иначе обошлись с бесценными экспонатами уникального Музея "Титаника" члены второй французской экспедиции на "Наутилусе". Они подняли с погибшего судна 1412 предметов, из которых лишь часть была сдана в музей, а остальное разошлось по частным коллекциям. Как первая экспедиция на "Алвине", так и третья на "Мирах" возложили на палубу "Титаника" венки в память погибших. Французская экспедиция на "Наутилусе" этого почему-то не сделала. Все это принесло "Наутилусу" скандальную репутацию во всем мире... О подъеме "Титаника", мне кажется, не может быть и речи. Кормовая часть представляет собой груду металлолома. Подъем же носовой части не представляет интереса. Думается, место гибели "Титаника" и его останки следует превратить в международный морской музей. Сейчас в нем можно проводить интересные работы по коррозии металлов и экологии, а в начале XXI века на совершенных многоместных глубоководных аппаратах можно будет погружать туда подводных туристов.

СВЕДЕНИЯ О "ТИТАНИКЕ

В 1898 году лондонский газетчик и незадачливый писатель-фантаст М. Робертсон наконецто выпустил в свет свой фантастический роман "Тщетность". В нем повествовалось о гибели величайшего в мире трансатлантического лайнера "Титан" от столкновения с айсбергом в Северной Атлантике. Спасательных шлюпок на борту лайнера не хватило на всех пассажиров, которых было около двух тысяч, и большая их часть погибла. Прошло 14 лет, и то, что Робертсон описал в своем романе, осуществилось вплоть до мельчайших подробностей! Что это было? Случайное совпадение или пример высочайшего предвидения? Или Робертсон, образно говоря, накликал беду на величайшее в тогдашнем мире судно, строившееся по заказу компании Уайт Стар? После гибели "Титаника" Робертсон получил сотни горьких писем от вдов, сирот и родственников тех, кто погиб на этом корабле. В прессе писателя именовали мрачным гением, оракулом, ясновидцем. Его роман никогда больше не издавался. А само название "Титаник" было проклято и едва ли когданибудь будет присвоено какому-нибудь судну.

* * *

Интересно сравнить данные вымышленного Робертсоном "Титана" и реального, построенного на верфи "Харланд энд Вулф" "Титаника". У обоих лайнеров было по три винта и по четыре трубы. Длина "Титана" - 260 метров, "Титаника" 268 метров. Водоизмещение составляло соответственно 70 тысяч тонн и 66 тысяч тонн, мощность машин - 50 тысяч л.с. и 55 тысяч л.с. Максимальная скорость обоих лайнеров одинакова - 25 узлов! В ряду мировых морских катастроф "Титаник" даже сейчас, 80 лет спустя, занимает видное место. До него крупнейшей катастрофой на воде считалась гибель речного парохода "Султана" на Миссисипи в 1865 году: от взрыва на нем погибло 1450 человек. Через 47 лет "Титаник" унес жизни 1502 человек, и этот трагический "рекорд" был превзойден в 1916 году, когда на Средиземном море вместе с французским крейсером "Прованс" погибло 3100 человек - цифра, не превзойденная до наших дней. Чтобы понять ее огромность, напомним: число жертв на лайнере "Адмирал Нахимов", погибшем на Черном море от столкновения с "Петром Васевым" - 398 человек!