background image
№8 (10), август 2009 г.
Сегодня великий двунадесятый празд-
ник – Успение Божией Матери. Это особый
день в ряду церковных праздников. Особен-
ность этого праздника в том, что само по себе
слово «успение» по-житейски напоминает
нам смерть, оно ранит нас, смущает. Умом мы
понимаем, что слово «смерть» здесь неумест-
но, а в душе все-таки остается ранка то ли со-
мнения, то ли недоумения. Поэтому хочется
задержаться на этой ранке, если удастся, по-
врачевать ее.
Да, мы видели смерть и все о ней знаем.
Был человек, совсем еще недавно, близкий,
родной, дорогой нам человек, мы с ним раз-
говаривали, любили его, – и вот его нет. Он
умер. Мы в этом убедились, когда видели его
в гробу, а потом похоронили. Мы попроща-
лись с ним навсегда, потому что для него на-
ступила смерть. Обратим внимание: как бы ни
дорог нам был этот человек, как бы мы его ни
любили, все же у нас не повернется язык ска-
зать, что это было для него «успение».
Конечно, мы помним, Спаситель, когда при-
шел на землю, победил смерть. И теперь все
живы до Его второго пришествия, до Страш-
ного суда, после которого для одних откроет-
ся вечная жизнь (праведники), для других –
вечная погибель (грешники). Но это знание
в момент прощания с умершим близким чело-
веком нас мало утешает, как мало утешилась
плачущая Марфа обещанием
Христа
воскре-
сить Лазаря, думая, что речь идет об общем
воскресении. Мы смотрим, всматриваемся,
напряженно пытаемся
постичь
какую-то вели-
кую тайну или разрешить то ли сомнение, то
ли недоумение: да неужели – всё? Неужели
больше никогда в земной жизни? И бессильно
отступаем перед ужасной реальностью. Смот-
рим на заколоченный гроб, а потом на холмик
земли над ним. И это, оказывается, было –
всё наше знание о смерти!
Но сегодня у нас, слава Богу, не воспоми-
нание о смерти, а праздник Успения! Да, по
внешним признакам Успение Божией Мате-
ри напоминало ученикам-апостолам обычную
смерть, хотя и сопровождалось чудесами. По-
этому апостолы и плакали. Плакали и приугов-
ляя гроб с Её пречистым телом к погребению,
плакали и во время последнего целования не-
посредственно перед погребением в Гефсиман-
ском саду. Нас их поведение не удивляет. В их
сознании Богородица умерла. Они понимали,
что навсегда расстаются в своей земной жизни
с Матерью Бога, ставшей и для них матерью.
Здесь важно обратить внимание на разни-
цу в оценке происходящего у людей, в даль-
нейшем ставших великими святыми, Апос-
толами, но пока что еще грешных жителей
земли, и у Неба. Небо посылает знамения,
ангелы ликуют, поют, совершаются чудеса
исцеления над всеми, кто с верой, любовью
и благоговением прикасается к одру во вре-
мя похоронной процессии. Наоборот, кто
с неверием, злобой и коварством пытается
прорваться сквозь невидимое облако, оку-
тывавшее процессию, получает немедленное
вразумление – отсечением рук (несчастный
иудейский священник Аффония) или внезап-
ным ослеплением. Апостолы же – плачут.
Это потом они всё соединят в своей памяти,
сопоставят и уразумеют, насколько премуд-
ро, чудесно совершается Промысел Божий.
И прославят, и восхвалят Бога за Его святой
Промысел.
Три дня и три ночи, сменяя друг друга, апос-
толы сидят у пещеры в Гефсиманском саду, где
погребено пречистое тело Божией Матери.
Вход в пещеру запечатан тяжелым камнем.
Похоже, они тут намерены остаться навеч-
но, потому что здесь положено их сокровище.
Здесь они готовы положить и свое сердце.
Но – удивительно! Промысел Божий
не допустил апостола Фому в Сионскую гор-
ницу к Успению Богородицы. Он прибыл из
Индии, где проповедовал учение Христа, толь-
ко на третий день и горько сетовал, что не спо-
добился Ее последнего благословения. Тогда
апостолы ради него дерзнули отвалить камень
от входа в пещеру. Вошли – и изумились: одр
оказался пуст!
Мы можем только догадываться, с каким
чувством возвращались они из Гефсиманского
сада через весь Иерусалим в Сионскую гор-
ницу, чтобы сообща попытаться осмыслить
происшедшее. И тут им явилась Сама Пре-
чистая Матерь Божия со словами: «Радуй-
тесь! Я с вами – во все дни». – «Пресвятая
Богородица, помогай нам!» – на едином вы-
дохе только и сумели по-детски пролепетать
в ответ потрясенные апостолы, в прошлом –
мужественные рыбари галилейские, падая
ниц перед чудесным видением. Они, еще сами
того не сознавая, стояли сегодня на пороге от-
крытия новой жизни рода человеческого, для
спасения которого пришла Сама Царица Не-
бесная, Заступница, Молитвенница и Хода-
таица перед грозным Судией – Своим Сыном.
В этом и состоит отличие Успения от смерти.
В этом – суть нынешнего праздника.
Отныне Божия Матерь становится единст-
венной из насельников Царства Небесного,
к Кому мы обращаемся: «Пресвятая Бого-
родица, спаси нас!». Когда ребенок в испуге,
он прежде всего безотчетно надеется на мать:
«Мама! Спаси!» И неважно, стоит она рядом
или находится где-то далеко. Так же и взрос-
лый верующий человек в минуту опасности
и отчаяния устремляется к тому, на кого он
возложил все свое упование. Ко всем святым,
даже самым великим, мы обращаемся за по-
мощью молитвенной, и только к Пресвятой
Богородице – с призывом активного действия:
«Спаси!».
Пресвятая Богородица почила, а теперь
мы говорим – уснула святым Успением, в воз-
расте около 70 лет. С тех пор вот уже два ты-
сячелетия христиане обращаются к Божией
Матери с этим возгласом.
А вот до Успения – было иначе. Тогда
Сама Богородица нуждалась в защите. В си-
ротливые годы детства и отрочества Ее за-
щищали невидимые ангелы внутри видимых
стен Иерусалимского храма. С наступлением
юности Она, продолжая невидимо пребывать
под покровом Божьего Промысла, была пре-
дана под видимую защиту престарелого пра-
ведного Иосифа, Своего Обручника, к ко-
торому в дальнейшем присоединился, чтобы
потом и заменить, Ее Божественный Сын.
Наконец, сразу же после Голгофы Матерь
Божия, потеряв Сына, но оставаясь под Его
невидимым защитительным покровом, ухо-
дит под защиту видимую нового сына Своего
в лице любимого ученика Христова, будуще-
го великого Апостола и евангелиста Иоанна
Богослова. Он-то, на правах сына, и
закрывал
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Окончание на стр. 2