№9 (11), сентябрь 2009 г.
Православные храмы на Руси всегда были не только ар-
хитектурными, но и духовно-культурными центрами. Сло-
во «церковь» в сознании русского человека соединялось
не столько с храмовыми зданиями, сколько с духовным со-
обществом людей, соединенных невещественной сущнос-
тью человеческого естества во единое Тело Христово.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Костино
с конца XVII века изливал духовный свет в умы и сердца
людей.
«Память их в род и род…»
В строительстве и украшении Богородицерожде-
ственской церкви принимало участие немало именитых
владельцев села Костино. Подтверждением тому слу-
жат документы Центрального исторического архива
г. Москвы (ЦИАМ).
В Ведомости о церкви Рождества Богородицы за
1916 год читаем:
«
Церковь построена в 1689 году
тщанием цар‑
ского стольника Феодора Иванова Космина.» Род
Косминых, владевших Костино около ста лет, вплоть
до середины XVIII в., происходил из новгородских бояр.
Феодор Иоанович начал возводить Богородицерожде-
ственскую церковь после смерти своего отца.
По названию церкви само село Костино тоже стало
называться Богородское.
В 1829 году село Костино-Богородское становит-
ся собственностью княгини Екатерины Гавриловны
Гагариной-Долгоруковой. В 1835 году на свои средства
она проводит ремонт церкви.
В 1861 году имение переходит во владение дочери Ека-
терины Гавриловны — Варвары Никитичны Долгорукой.
24 октября 1862 года она обращается с прошением постро-
ить на свои средст ва каменную колокольню и паперть:
«Святейшаго Правительствующаго Синода Чле‑
ну Высокопреосвященнейшему Филарету, Митропо‑
литу Московскому и Коломенскому, Свято‑Троицкой
Сергиевы Лавры СвященноАрхимандриту и разных ор‑
денов Кавалеру от дочери Гвардии Подпоручика княж‑
ны Варвары Никитиной Долгоруковой, Московского
уезда Богородице Рождественской церкви Священни‑
ка Ивана Иванова Третьякова
Покорнейшее прошение.
В имении моем Московскаго уезда селе Богородиц‑
ком, Костине тож, находится каменная церковь во
имя Рождества Пресвятыя Богородицы, при коей церк‑
ви имеется времянная деревянная колокольня; ныне я
Долгорукова вознамерилась на собственный свой ка‑
питал, вместо той деревянной построить каменную
колокольню, и приделать к церкви входную паперть.
Представляя при сем на благоразсмотрение
Вашего Высокопреосвященства план означенной
церкви и предполагаемой к построению колоколь‑
ни и паперти.
Покорнейше просим Ваше Высокопреосвящен‑
ство учинить милостивейшее Ваше Архипастыр‑
ское благословение дозволить по тому плану
произвести постройку каменной колокольни и па‑
перти, о чем и сделать Ваше Начальническое кому
следует предписание».
Накануне нового 1863 года Московская Духовная
Консистория по указу Его Императорского Величества
разрешение на строительство дала:
«Дозволить ей на свое иждивение построить
новую каменную колокольню и при церкви паперть
с теплом…»
Судя по сохранившемуся снимку (стр. 2), стоящая
отдельно изящная пятиярусная колокольня кажется
невесомо-воздушной.
30 августа 1863 года купец Розанов «пожертвовал
от своего усердия для храма колокол в 40 пудов».
Последним владельцем усадьбы с 1901 по
1918 годы был Потомственный Почетный Граж-
данин, награжденный Золотой медалью на Ан-
ненской ленте, Александр Николаевич Крафт, ко-
торый в 1903 году стал церковным старостой.
В 1913 году А.Н. Крафт проводит в церкви водяное
отопление.
Читаем «Ведомость о церкви» за 1916 год:
«Дом для священнослужителей на церков‑
ной усадебной земле построен тщанием церков‑
ного старосты А.Н. Крафта и на его средства
в 1915 году и составляют собственность церкви.
Другие здания, принадлежащие церкви: камен‑
ная сторожка и 2 деревянных сарая.
Опись
церковному
имуществу
заведена
с 1856 года, хранится в целости.
Приходо‑расходные книги о суммах свечной и
церковной за шнуром и печатью, Консисторией даны
1916 года, ведутся исправно, хранятся в целости.
Копии с метрических книг хранятся в целости
с 1839 года.
Исповедные росписи находятся в целости
с 1839 года.
ЛИСТАЯ ВРЕМЕНИ СТРАНИЦЫ…