Костино, Богородское тожЪ
№9 (11), сентябрь 2009 г.
2
Книги, до церковного круга подлежащие, – есть.
Церковные деньги в целости за ключем…
Имеющаяся в приходе школа – земская…».
В 1918 году Александр Николаевич со всем семей-
ством – женой и пятью детьми – эмигрирует в Германию.
После октябрьского переворота 1917 года на долю
Богородицерождественской церкви выпали все испы-
тания, на которые был щедр трагический послерево-
люционный период истории нашей страны: сразу же
начались жесточайшие гонения на Церковь.
В октябре 1918 года Патриарх Тихон обращается
к Совету Народных Комиссаров с Посланием: «Река‑
ми пролитая кровь братьев наших, безжалостно
убитых по вашему призыву, вопиет к Небу и вы‑
нуждает сказать вам горькое слово правды. ...Каз‑
нят епископов, священников, монахов и монахинь,
ни в чем невинных, а просто по огульному обви‑
нению в какой‑то... «контрреволюционности».
Вы глумитесь над служителями алтаря, застав‑
ляете епископов рыть окопы и посылаете священ‑
ников на грязные работы. Вы закрыли ряд мона‑
стырей и домовых церквей... Вы заградили доступ
в Московский Кремль — это священное достояние
всего верующего народа».
В августе 1921 года Патриарх Тихон взывает «К на-
родам мира и к православному человеку» о помощи
голодающим.
Однако в 1922 году новая власть принимает Декрет
об изъятии церковных ценностей — якобы для борьбы с
голодом, охватившим территории с населением, по раз-
ным оценкам, от 15 до 30 миллионов человек.
В это трагическое время Владимир (Ульянов) Ленин
в секретном письме членам Политбюро дает рекомендации:
«Именно теперь и только теперь, когда в голодных
местах едят людей, мы можем (и поэтому должны)
провес ти
изъятие церковных ценностей с самой бе-
шеной и беспощадной энергией, не останавливаясь
перед подавлением какого угодно сопротивления».
И далее: «...мы должны именно теперь дать
самое решительное и беспощадное сражение чер‑
носотенному духовенству и подавить его сопро‑
тивление
с такой жестокостью, чтобы они не
забыли этого в течение нескольких десятиле-
тий. ...Чем большее число представителей ре-
акционного духовенства и реакционной буржуа-
зии нам удастся по этому поводу расстрелять,
тем лучше» (19 марта 1922 года).
В феврале 1922 года Патриарх Тихон пишет: «Во
всех храмах начались сборы денег... на оказание
помощи голодающим. Мы нашли возможным раз‑
решить... жертвовать на нужды голодающих
драгоценные церковные украшения и предметы,
не имеющие богослужебного употребления... Мы
призываем верующих чад Церкви... к пожертвова‑
ниям...». Но голос Русской Православной Церкви был
заглушен, Патриарх Тихон объявлен врагом советской
власти, а распоряжения советского правительства –
немедленно воплощены в жизнь.
Не стала исключением и Богородицерождествен-
ская церковь. Вот выдержки из подлинных документов
той поры: «Протокол Московской Уездной Комиссии об
изъятии ценностей из церкви села Костино-Богородское
Пролетарской волости» (по описям №1 и №2):
«5 мая 1922 года на основании постановления
ВЦИК от 23 февраля с.г. и согласно мандата за
№ 1725 были изъяты церковные ценности. Общий
вес изъятого серебра — 1 пуд 27,5 фунта (27,5 ки‑
лограммов)».
В 1924 году в селе Костино была организована тру-
довая коммуна им. Ягоды, где перевоспитывались несо-
вершеннолетние преступники.
26 марта 1926 года был составлен Договор
между общиной Богородицерож дест венской церкви
села Кос тино (62 человека, перечисленных поимен-
но, включая восемь человек членов церковно-
приходского Совета) и Московским Уездным
Исполнительным Комитетом (в лице Московского
Управления Милиции). Согласно Договору приходу
передавались в бесплатное пользование каменная
церковь и колокольня при ней со всеми церковны-
ми принадлежностями. Штат состоял из настоятеля,
священника Васильева Павла Михайловича и пса-
ломщика Аверкина Феодора Феодоровича.
В 1930 году (до 22 июня) настоятелем церкви был
протоиерей Алексей Григорьевич Введенский, погиб-
ший во время сталинских репрессий и причисленный
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви
2003 года к лику святых.
Фото церкви 1912 года
Вид со стороны алтаря на западный вход