http://vedomosti.meparh.ru/2003_4_5/6.htm


Храм св. бесср. Косьмы и Дамиана в Болшево

Первое упоминание о церкви Космы и Дамиана в селе Болшеве относится к 1585 г. Нам легко представить облик храма по образу дошедших до нас рубленых храмов русского деревянного зодчества с их открытыми без тесовых обшивок срубами и главками, покрытыми лемехом. Итак, при Иване Грозном в Болшеве уже существовала церковь во имя св. бесср. Косьмы и Дамиана, но год ее постройки неизвестен, также как и год ее упразднения, и место, где она стояла.

В следующем упоминании под 1620 г. говорится: '...деревня, что было село Большево, на реке Клязьме, а в ней была церковь Козма и Дамиан...'. Что случилось с храмом в Болшево? Здесь этого не сказано. Был ли он сожжен во время польско-литовской интервенции, или церковь 'от разоренья запустела', но видно события начала XVII столетия на Руси не прошли бесследно для села, пришедшего в упадок.

К 1680 г. Болшево, находившееся во владении князя Юрия Михайловича Одоевского, возрождается.

'1680. Июля 28. Дозорная и описная поповых, причетниковых и приходских людей дворов, пашни и сенных покосов': '..Козмы и Дамиана церковь Бохова стана, в селе Большеве, Городищи тож, на реке Клязьме: Прежняя церковь от разорения запустела, а в 1680 г., по благословенной грамоте Святейшего Патриарха, боярин князь Юрий Михайлович Одоевский строит церковь в селе Большеве на новом месте во имя же Косьмы и Дамиана, от старого кладбища с четверть версты. В приходе ее: село Большево, в нем двор боярский и 16 дворов крестьянских; деревня Баскаки, в ней 7 дворов крестьянских, деревня Комарова, деревня Власова (Новинки)'. Имя священника при возобновленном храме - 'новопоставленный поп тоя церкви Силевестр'. Отец Сильвестр поставлен в 1682 г., следовательно, храм рубился два года, т.е. от выдачи благословенной грамоты в 1680 г. до освящения в 1682 г. После отца Сильвестра служил его сын Иван Сильвестров.

Отметим факты. 'Старое кладбище', на котором в 1680 г. больше не хоронили, находилось там, где теперь проходит Станционная улица, около здания теперешнего Болшевского поссовета (бывшая церковь Преображения Господня). В конце XIX в. уже никто не знал о кладбище, иначе через него не прошла бы дорога от двух фабрик Ф. Рабенека к станции Болшево. Оно обнаружилось в 1926 г. Внимательных наблюдателей, возможно, интересовало, почему церковь Преображения Господня построена высоко над дорогой. Но строили ее на ровном месте, а вот село Болшево находилось в низине, на берегу Клязьмы, и к нему был крутой склон. По нему и проложили дорогу после 1894 г., когда появилась почтовая станция Болшево. Подъем был тяжел для лошадей; маломощные двигатели старых грузовиков с ним вовсе не справлялись. В 1926 г. дорогу улучшили, срыв часть склона, тогда и обнаружилось старое кладбище. Землю вместе с костями свозили за Шапкин мост, на дорогу в Горки.

Место, где стояла вторая церковь во имя Косьмы и Дамиана известно: на месте теперешнего горпо до 1930-х годов стоял каменный столп с крестом - памятник бывшей здесь церкви. Первая же церковь была, как сказано, на другом месте.

Владельцы Болшева и приписанных к нему деревень известны с глубокой древности. В 1573 г. - дьяк Василий Щелкалов, до него - дьяки Никита Щелепин и Вторый Федоров. Затем, 'по государевой грамоте 1620 г. за боярином Феодором Ивановичем Шереметевым'. В 1651 г. Болшево с деревнями 'вотчина Ф.И. Шереметева дана внуку его князю Михаилу Одоевскому', а от него перешла (в 1661 г.) к его сыну князю Юрию Михайловичу Одоевскому, который и построил вторую Косьмо-Дамианскую церковь.

В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом 'в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных', усадьба же осталась за ним. Князь отличался своей благотворительной деятельностью. Так на содержание 'убежища бедным' он передал 1180 душ. Впоследствии 'в память своей дочери князь в самой Москве основал Дарьинский приют'. Мемориальная доска Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона, находится справа при входе в трапезную нынешнего храма.

Очевидно, что за столетнее существование храм изрядно обветшал, так что в 1786 г. тщанием отставного полковника князя Петра Ивановича Одоевского, правнука Юрия Михайловича, начал строиться доныне существующий в Болшево кирпичный храм во имя святых Косьмы и Дамиана. Эта дата постройки храма взята из церковных метрик.

В журналах Московской Духовной консистории от 3 августа 1786 г. было обнаружено прошение 'благочиннаго села Болшева Козмодамианской церкви священника Алексея Петрова о дозволении имеющуюся в оном селе деревянную колокольню для обжига кирпича на сделание ограды сломать'.

В Болшеве в XIX в. появилась вторая, теплая церковь Преображения Господня. По сообщению церковных метрик она возведена в 1800 г. также князем П.И. Одоевским.

В 1822 г. епископу Дмитровскому Афанасию (Телятьеву) поступило прошение от болшевского священника Матфея Козмина об увольнении по старости от должности. На свое место отец Матфей рекомендовал 'родственника своего Московской Георгиевской что на Лубянке церкви диакона Иоанна Иверонова'. В поступивших по этому прошению справках в Консисторию упоминалось, что с 1814 г. февраля 24 дня к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.

До своей смерти в 1866 г. отец Иоанн служил в болшевском храме, о чем и ныне свидетельствует закладная мраморная памятная доска на северном фасаде трапезной.

Здание церкви Преображения Господня сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под Болшевский поселковый Совет. Расположено здание очень удачно на гребне крутого спуска к реке Клязьме. Полукруглая апсида храма и сейчас хорошо читается при подъеме к церкви Космы и Дамиана. Фасады Преображенской церкви украшены пилястрами и полуциркульными окнами. Храм хороших пропорций, с изящной прорисовкой архитектурных деталей.

Интересное сообщение приводят Московские церковные ведомости от 1880 г. за ?40: 'В 1878 г. старостой стал Алексеев С. (отец К.С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм'. Так как соседняя Любимовка принадлежала Алексеевым, а местная церковь Покрова Богородицы еще в 1849 г. приписана к церкви Космы и Дамиана, следовательно, Константин Алексеев, будущий К.С. Станиславский, бывал в болшевском храме.

Московские церковные ведомости в 1890 г. за ?2 поместили заметку священника Михаила Знаменского: '24 декабря сего года, в селе Болшеве Московского уезда в приходском храме св. бесср. Косьмы и Дамиана происходило освящение иконы в память чудесного спасения драгоценных жизней Государя Императора, Государыни Императрицы и их августейшего семейства. (Речь идет о спасении их во время железнодорожной катастрофы, когда Александр III спас свое семейство, удержав на своих плечах обрушившуюся крышу вагона). На иконе изображены лики святых, имена коих носит августейшее семейство, а также и тех святых, кои празднуются 17 октября. Икона написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней...' Икона эта пропала.

В 1898 г. консистория разрешила пристройку к церкви Космы и Дамиана южного придела во имя иконы Казанской Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д. Шнауберг.

Московские церковные ведомости в 1900 г. за ?29 писали: '9 июля... было совершено освящение вновь сооруженного придела при местной церкви в честь иконы Казанской Божией Матери... благодаря энергии и старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П. Киричко на сумму, собранную прихожанами. Фабриканты-иностранцы, живущие в окрестности, фабрики которых находятся в приходе этой церкви, принесли на сооружение придела значительные суммы'.

Здесь впервые упоминается о священнике Николае Георгиевском. Он сменил в 1890 г. отца Михаила Знаменского. Ему выпало много сделать для церкви Косьмы и Дамиана и много потерпеть. При нем и его непосредственном участии на колокольне был установлен большой колокол, могучий голос которого был слышен за десять верст.

В конце августа 1929 г., после обедни, в церковь явились несколько человек, возглавляемых двумя местными печальной славы 'общественными деятелями' - П. Дудко и И. Бардышевым. Они отбрали у священника отца Николая Георгиевского и старосты ключи и заперли церковь, объявив, что здание со всем имуществом конфискуется. Решили громить церковь вручную. Помогал отряд добровольцев.

Приходили как на работу, по-деловому, с инструментами. Первое, что привлекло их внимание, было паникадило - главная люстра храма, ажурное сооружение из металла и хрусталя, по виду воздушно-легкое, но в действительности массой в несколько пудов, подвешенное на толстой железной цепи под куполом.

Приставив лестницы, забрались наверх и перепилили цепь. Люстра рухнула на каменный пол и разбилась вдребезги. Затем принялись за иконостас, подрубили опоры и повалили его, превратив в груду обломков. Под ними было погребено главное Распятие работы В.Д. Поленова. Погромщики ходили по обломкам своего безобразного действа. Взялись за колокола, их спускали по канату на землю, но самый большой колокол снять не могли - слишком тяжел и огромен, в окно колокольни не проходил. Его решили разбить на месте.

Пришла зима, но церковь продолжали громить. Приходили все желающие и выискивали, что еще можно разбить или разломать. Разодраны были в клочья дорогие покрывала и облачения духовенства - ризы из золотой и серебряной парчи. Дети на Первомайке играли золотыми кисточками, парчовыми лоскутами и обломками окладов икон. Надругательство над церковью приводило в ужас прихожан. Разодрав на куски плащаницу, одну часть ее отнесли к дому крепко верующего старика и, открыв дверь, швырнули ее ему под ноги, сопровождая сей акт отвратительньми ругательствами.

Может возникнуть вопрос: почему верующие не защитили свою церковь? Пришли бы десятка два - три мужиков и выбросили громил за ворота! Нет, силой тут действовать было нельзя, это прихожане точно знали. В особенности боялись за своего священника, отца Николая, которого очень любили. Ему не миновать бы ареста, а может быть, и расстрела. Примеры уже были. Так что верующим оставалась лишь роль просителей. Да и на эту роль не так уж много охотников находилось.

В те дни группу ходоков от болшевского прихода возглавила Лидия Мартыновна Евстафьева. Эта маленькая, тихая женщина (ей было лет 55) принялась энергично и безбоязненно выполнять поручения верующих. Без устали она обивала пороги разных ведомств, включая самые высокие.

Кто-то из деятелей культуры и искусства не побоялся присоединить свою просьбу, указав, что в болшевской церкви имеются работы знаменитого художника В.Д. Поленова. Местные власти, даже получив из Москвы соответствующее предписание, оставляли его под сукном. Так было и в Болшеве. После повторных настойчивых просьб Москва поручила разобраться с делом болшевской церкви начальнику милиции Мытищинского района В.П. Якунину.

Была уже весна, апрель, начиналась Страстная неделя. К вечеру погромщики явились 'на работу'. Искали, что еще осталось целым в церкви. Обнаружили засыпанный осколками стекла, обломками металла и дерева большой деревянный крест. Перевернули его, а там - неповрежденное изображение Распятого Господа. Распилили распятие на куски и снесли вниз, в котельную, но поленились растапливать печь: 'ладно, завтра сожжем'. Наутро В. Якунин отобрал у них ключи.

От И. Бардышева и П. Дудко потребовали возвратить все вынесенные из церкви предметы. Известно, что у них отобрали два дорогих креста на массивных цепочках и ключ. Что стало с другими драгоценными предметами - установить невозможно.

Под руководством Г. Левицкого и И. Шуранова начали реставрацию. Казалось, должны были опуститься руки, но они решили сделать невозможное - восстановить церковь к Пасхе. И сделали! Все работали, не щадя себя, трое суток продолжалась работа, не прекращаясь ни днем, ни ночью. Когда принесли из котельной куски поленовского распятия, специалисты сказали, что его можно восстановить.

Церковь Косьмы и Дамиана осталась за верующими, а Бардышев, Дудко и иже с ними вели агитацию за исключение Якунина из партии. Ему пришлось пережить немало неприятных дней.

В то смутное время церковным старостой была Л.М. Евстафьева. Ей и в дальнейшем приходилось отбивать атаки на церковь. В частности, защищаться от несуразного проекта, который предлагал местный Совет: устроить в одном из помещений церкви водокачку, а водонапорный бак водрузить на колокольню. Лидия Мартыновна отправилась к М.И. Калинину, и случилось маленькое чудо: без предварительной записи она прошла прямо в его кабинет. Он встретил ее приветливо и наложил на заявлении резолюцию - 'Оставить болшевскую церковь Косьмы и Дамиана в покое'.

Прихожане болшевской церкви все-таки не смогли уберечь своего батюшку, отца Николая, от тюрьмы. Больного протоиерея Николая Георгиевского и сослужившего ему протодьякона Андрея Рубина арестовали одновременно, и оба они погибли в лагерях.

Следует также сказать, что в 1937 г. в храме святых бессребреников Косьмы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репресированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР. Справку о смерти протодиакона Николая его супруга Мария Евгеньевна получила от властей в 1943 г.

В последующие годы Господь хранил храм Косьмы и Дамиана. Он больше не подвергался поруганию. Службы велись регулярно, несмотря на трудное время, которое переживала Церковь.

Следует сказать несколько слов о судьбе построенного в 1800 г. храма Преображения Господня. В советское время он был окончательно закрыт и осквернен. Первое время стоял без крестов под замком. Потом кому-то пришла в голову мысль поселить в пустующем помещении людей. Все помещение перегородили деревянными перегородками и сделали общежитие. Люди жили даже в алтаре. Позже в храме устроили библиотеку, видимо для большего поругания, пробили стену в алтаре и сделали вход именно через него. В 1970-х гг. внешний облик храма был окончательно изменен: купол снесли, пристроили второй этаж, сделали с лестницу наверх, а внизу расположили туалет. С этого времени в помещении стал располагаться Болшевский поселковый совет. Наверху были рабочие кабинеты, а в собственно старом помещении храма, устроили актовый зал, где проводили собрания, праздничные застолья и выборы в местные органы власти.

Наконец летом 2001 г., после обращения настоятеля храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана протоиерея Александра Славинского к главе администрации Королева, первый этаж здания храма Преображения Господня был отдан в пользование общине Косьмодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы. В настоящее время рассматривается вопрос о передаче всего здания храма Преображения Господня.

Возвращаясь назад, в начало XX в., необходимо упомянуть о том, что в 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек была выстроена больничная часовня. Внешний вид часовни настолько обезображен, что ее трудно узнать в полуразрушенном здании. К сожалению не сохранилось изображения этой часовни. В техническом паспорте 1960-х годов был лишь указан стиль постройки - псевдоготика. В начале 2001 г. было разрешено начать реставрацию часовни. 8 августа 2001 г. состоялось ее освящение. С этого времени в часовне клириками храма святых Косьмы и Дамиана еженедельно совершаются молебны и панихиды. Продолжается окормление больных Первомайской городской больницы ?3 города Королева.

Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя и чудотворца Николая при муниципальном 'Доме ветерана' и Социально-реабилитационном лечебном центре 'Забота' в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм был освящен.

Список священнослужителей церкви святых бессребреников Косьмы и Дамиана пос. Болшево (начиная с апреля 1944 г.): протодиакон Сергий Лихарев служил до 26 июля 1944 г.; протоиерей Рафаил Владимирович Назаров служил до 10 июля 1946 г.; диакон Вячеслав Александрович Машков служил до 1947 г.; протоиерей Владимир Павлович Покровский служил до 28 июля 1954 г.

Ничего более не известно о священнослужителях храма Косьмы и Дамиана в период с 1940 по 1958 гг. В последующие годы в храме совершали свое служение протоиереи Александр Сахаров, Василий Сергеев, Василий Брылев, Евгений Богданов, Георгий Строев, священники Анатолий Казновецкий, Михаил Сабуров, Петр Ткачук Сиротинский, диаконы Александр Столяров, Василий Проскура, Сергий Куимов, Сергий Боскин, Валерий Приходченко, Николай Середний, Олег Кубраков, Вячеслав Попов, иеродиакон Лука (Донских).

Старостами храма Косьмы и Дамиана за эти годы были: Анна Михайловна Гундаева, Александра Ивановна Гусева, Евдокия Ивановна Головина, Антонина Павловна Беззубик, Наталья Павловна Васильева, которая по состоянию здоровья и по старости оставила свое послушание 3 октября 2001 г.

В настоящее время настоятелем храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана является митрофорный протоиерей Александр Славинский; второй священник - протоиерей Георгий Рзянин; третий священник - иерей Виктор Нестеров; диакон - Дионисий Соколов.

Богослужения в храме совершаются ежедневно утром, кроме понедельника; храмовые праздники - 14 июля и 14 ноября - память святых Косьмы и Дамиана, и 21 июля и 4 ноября - празднование Божией Матери в честь иконы Ее Казанской.

Чтимой святыней является храмовая икона святых Косьмы и Дамиана с частицей мощей.

С 199ресная школа, издается газета 'Приходской Листок' (вышло более 50 выпусков); несколько лет окормляются близлежащие детский сад, а также несколько школ. При храме есть библиотека.