7-й день
157
христиан, лежат, быть может, на этом
месте и никто не погребает их по
церковному правилу, не вспоминает
их в своих молитвах во время Боже-
ственной литургии. Такие мысли ста-
ли особенно часто приходить препо-
добному после того, как он нашел
замерзшим одного странника, неред-
ко посещавшего Горицкий монастырь
и ночевавшего в его келлии, то ли
немого от природы, то ли безмолв-
ствовавшего ради Господа, и предал
погребению его в скудельнице. Как
бы в ответ на сердечные помышле-
ния преподобного Даниила Господь
прославил место упокоения безрод-
ных людей чудными знамениями.
Сам святой и многие другие не раз
видели по ночам, как сиял над
скудельницей Небесный свет и горе-
ли над нею свечи, не раз слышали,
как доносилось оттуда пение и коло-
кольный звон. В душе преподобного
возродилось неискоренимое желание
построить на месте скудельницы свя-
той храм с тем, чтобы приносилась в
нем бескровная жертва Богу и возно-
силась молитва о упокоении безве-
стно умерших христиан. Однажды в
обитель пришли три чудных старца-
инока, которых святой Даниил, по-
добно ветхозаветному Аврааму, при-
нял как Ангелов Божиих, и у которых
он по смирению своему решил взять
благословение на постройку храма.
Старцы отвечали ему, что если чело-
век очень хочет совершить какое-
нибудь важное и полезное дело, то
святые отцы советуют ему оставить
человеческое хотение и полностью
предаться воле Божией, которая обя-
зательно даст о себе знать. Преподоб-
ный Даниил последовал совету стар-
цев, смиряя в себе все возраставшее
желание сердца скорее начать стро-
ительство. Наконец, на исходе трех-
летнего срока Господь неожиданно
явил ему Свою благую волю. Избав-
ленные молитвами преподобного Да-
ниила от княжеской опалы два знат-
ных боярина представили преподоб-
ного великому князю Василию Иоан-
новичу, отдавшему святому в его
собственное владение скудельничью
землю, и Митрополиту Московскому,
благословившему на этой земле по-
строить храм. Примерно в это же
время святой Даниил нежданно полу-
чил три богатых денежных пожертво-
вания, необходимых для начала стро-
ительства. Преподобный принял эти
приношения как свидетельство того,
что Господь благословил его намере-
ние. Вскоре на месте скудельницы
был устроен храм для поминовения
погребенных в честь Всех святых,
вокруг которого несколько монахов
выстроили себе келлии, образовав
таким образом небольшой монастырь.
Каждый день преподобный Даниил
приходил из Горицкого монастыря, в
котором он еще оставался насельни-
ком, в созданную им новую обитель
наставлять монахов в иноческих
добродетелях, участвовать в совме-
стных службах и строительстве новых
монастырских зданий и храмов. В
благоукрашении обители принимал
участие Новгородский архиепископ
Макарий, духовный друг преподобно-
го, также постриженик Пафнути-
ево-Боровского монастыря. Не обош-
лись подвиги святого Даниила без
тяжких искушений. Ему с братией
пришлось вынести поношение, вре-
дительство и козни со стороны ме-
стных вельмож. Не хватало средств
на пропитание. Наконец и братия не
выдержали и стали роптать на край-
нюю скудость в пище и в одежде.
Преподобный Даниил молился и уте-
шал братию душеспасительными на-
ставлениями, говоря, что Бог Своим
неизреченным Промыслом, устроя-
ющий все в пользу душам человече-
ским, не оставит монастырь, стро-
ительство которого Он Сам благосло-
вил. Так и произошло. Постепенно
Даниловская обитель, которую при-
нял под свое покровительство вели-
кий князь, стала состоятельней, а
братия в ней значительно умножи-
лись. После кончины архимандрита
Горицкого монастыря братия просили
преподобного Даниила стать во главе
обители. Он долго не соглашался, но
потом, предложив инокам как усло-
вие своего настоятельства строжай-
ший устав и получив от них обеща-
ние исполнять его, он принял это
трудное послушание. Святой Даниил
руководил обителью не властью, а
примером своей собственной жизни и
любви. Он вместе со всеми иноками
носил дрова, копал землю, одевался в
ту же одежду, что и послушники. В
1525 году по воле великого князя
преподобный Даниил перешел насто-
ятельствовать в свой монастырь. Од-
на из главных заповедей, которую