|
|||
7-й день
|
157
|
||
|
|||
христиан, лежат, быть может, на этом
месте и никто не погребает их по церковному правилу, не вспоминает их в своих молитвах во время Боже- ственной литургии. Такие мысли ста- ли особенно часто приходить препо- добному после того, как он нашел замерзшим одного странника, неред- ко посещавшего Горицкий монастырь и ночевавшего в его келлии, то ли немого от природы, то ли безмолв- ствовавшего ради Господа, и предал погребению его в скудельнице. Как бы в ответ на сердечные помышле- ния преподобного Даниила Господь прославил место упокоения безрод- ных людей чудными знамениями. Сам святой и многие другие не раз видели по ночам, как сиял над скудельницей Небесный свет и горе- ли над нею свечи, не раз слышали, как доносилось оттуда пение и коло- кольный звон. В душе преподобного возродилось неискоренимое желание построить на месте скудельницы свя- той храм с тем, чтобы приносилась в нем бескровная жертва Богу и возно- силась молитва о упокоении безве- стно умерших христиан. Однажды в обитель пришли три чудных старца- инока, которых святой Даниил, по- добно ветхозаветному Аврааму, при- нял как Ангелов Божиих, и у которых он по смирению своему решил взять благословение на постройку храма. Старцы отвечали ему, что если чело- век очень хочет совершить какое- нибудь важное и полезное дело, то святые отцы советуют ему оставить человеческое хотение и полностью предаться воле Божией, которая обя- зательно даст о себе знать. Преподоб- ный Даниил последовал совету стар- цев, смиряя в себе все возраставшее желание сердца скорее начать стро- ительство. Наконец, на исходе трех- летнего срока Господь неожиданно явил ему Свою благую волю. Избав- ленные молитвами преподобного Да- ниила от княжеской опалы два знат- ных боярина представили преподоб- ного великому князю Василию Иоан- новичу, отдавшему святому в его собственное владение скудельничью землю, и Митрополиту Московскому, благословившему на этой земле по- строить храм. Примерно в это же время святой Даниил нежданно полу- чил три богатых денежных пожертво- вания, необходимых для начала стро- |
ительства. Преподобный принял эти
приношения как свидетельство того, что Господь благословил его намере- ние. Вскоре на месте скудельницы был устроен храм для поминовения погребенных в честь Всех святых, вокруг которого несколько монахов выстроили себе келлии, образовав таким образом небольшой монастырь. Каждый день преподобный Даниил приходил из Горицкого монастыря, в котором он еще оставался насельни- ком, в созданную им новую обитель наставлять монахов в иноческих добродетелях, участвовать в совме- стных службах и строительстве новых монастырских зданий и храмов. В благоукрашении обители принимал участие Новгородский архиепископ Макарий, духовный друг преподобно- го, также постриженик Пафнути- ево-Боровского монастыря. Не обош- лись подвиги святого Даниила без тяжких искушений. Ему с братией пришлось вынести поношение, вре- дительство и козни со стороны ме- стных вельмож. Не хватало средств на пропитание. Наконец и братия не выдержали и стали роптать на край- нюю скудость в пище и в одежде. Преподобный Даниил молился и уте- шал братию душеспасительными на- ставлениями, говоря, что Бог Своим неизреченным Промыслом, устроя- ющий все в пользу душам человече- ским, не оставит монастырь, стро- ительство которого Он Сам благосло- вил. Так и произошло. Постепенно Даниловская обитель, которую при- нял под свое покровительство вели- кий князь, стала состоятельней, а братия в ней значительно умножи- лись. После кончины архимандрита Горицкого монастыря братия просили преподобного Даниила стать во главе обители. Он долго не соглашался, но потом, предложив инокам как усло- вие своего настоятельства строжай- ший устав и получив от них обеща- ние исполнять его, он принял это трудное послушание. Святой Даниил руководил обителью не властью, а примером своей собственной жизни и любви. Он вместе со всеми иноками носил дрова, копал землю, одевался в ту же одежду, что и послушники. В 1525 году по воле великого князя преподобный Даниил перешел насто- ятельствовать в свой монастырь. Од- на из главных заповедей, которую |
||
|
|||