|
|||
7-й день
|
205
|
||
|
|||
Монастырь игумена Митрофана
привлекал внимание не одного Пат- риарха, но и царя Феодора Алексе- евича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предло- жил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким. В том же году, после кончины
царя Феодора, святителю Митрофану довелось присутствовать в Москве при венчании на царство двух брать- ев-царевичей Иоанна и Петра. Во время торжества 25 июня святитель Митрофан поднес Патриарху на золо- том блюде венец для коронования царя Петра, которому было в то время 10 лет. Святителю Митрофану пришлось
быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старооб- рядцами и православными в Грано- витой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впос- ледствии сказалось на его архиерей- ских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотиче- ских начинаний царя-реформатора. Благоустройство Воронежской
епархии требовало много трудов от архипастыря. Воронеж был городом на окраине государства, поэтому сю- да стекались беглые крестьяне и казаки. Хотя здесь давно уже суще- ствовало христианство, многие жите- ли носили языческие имена. Храмов было мало, подчинение законам? слабо, господствовали вольница и самоуправство. Одним из первых деяний святого архипастыря на Воро- нежской кафедре были послания ду- ховенству, содержащие призыв к ис- тинному служению Богу и пастве. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воз- действовать на население самым благотворным образом. В самом на- чале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовеще- ния Пресвятой Богородицы. Святи- |
тель Митрофан любил церковное
благолепие и вкладывал в строитель- ство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен. Святитель Митрофан в деле ду-
ховного просвещения Воронежского края искал опору прежде всего в монастырях. Нарушения в обиходе иночества побудили святителя всту- пить в борьбу за чистоту монашеской жизни. Он упорядочивал жизнь оби- телей, вводил уставную церковную службу, единогласное пение. Святи- тель Митрофан требовал от иноков ежедневного посещения храма и нео- пустительного совершения келейного правила, призывал к строгому соблю- дению постов, советовал пребывать в монастыре неисходно, насаждал мир и братолюбие. Исключительная доброта и милосердие архипастыря проявились в сооружении им бога- дельни (дома для нищих и убогих), женской обители в Ельце для мона- шествующих стариц, а также в лич- ной благотворительности. Дом святи- теля всегда был готов служить при- станищем для странников и бездом- ных; угодника Божия можно было часто видеть у постели больного и напутствующим умирающего. Ясно- стью, глубиной и умилительностью отличались его проповеди, на кото- рые приезжали богомольцы из других городов. Духовная дружба связывала свя-
тителя Митрофана со святителем Питиримом, епископом Тамбовским (память 28 июля). Они поддерживали переписку и несколько раз встреча- лись для душеполезной беседы. Особую страницу в биографии
святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святи- тель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содей- ствовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одоб- рял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в на- граду за участие в этой победе имено- ваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия |
||
|
|||