7-й день
205
Монастырь игумена Митрофана
привлекал внимание не одного Пат-
риарха, но и царя Феодора Алексе-
евича, который посещал обитель и
нередко беседовал с настоятелем. При
дворе к святому относились с особым
почтением. Когда в 1682 году, по
решению Московского Церковного
Собора 1681 года, была образована
новая Воронежская епархия, царь
Феодор первым ее епископом предло-
жил назначить игумена Митрофана.
Епископскую хиротонию 2 апреля
1682 года возглавил Патриарх
Иоаким.
В том же году, после кончины
царя Феодора, святителю Митрофану
довелось присутствовать в Москве
при венчании на царство двух брать-
ев-царевичей Иоанна и Петра. Во
время торжества 25 июня святитель
Митрофан поднес Патриарху на золо-
том блюде венец для коронования
царя Петра, которому было в то время
10 лет.
Святителю Митрофану пришлось
быть свидетелем бунта раскольников
в июле того же года и присутствовать
на «прении о вере» между старооб-
рядцами и православными в Грано-
витой палате. Это событие произвело
на него сильное впечатление и впос-
ледствии сказалось на его архиерей-
ских делах. Святитель Митрофан
приобрел известность как обличитель
раскола и сподвижник патриотиче-
ских начинаний царя-реформатора.
Благоустройство Воронежской
епархии требовало много трудов от
архипастыря. Воронеж был городом
на окраине государства, поэтому сю-
да стекались беглые крестьяне и
казаки. Хотя здесь давно уже суще-
ствовало христианство, многие жите-
ли носили языческие имена. Храмов
было мало, подчинение законам?
слабо, господствовали вольница и
самоуправство. Одним из первых
деяний святого архипастыря на Воро-
нежской кафедре были послания ду-
ховенству, содержащие призыв к ис-
тинному служению Богу и пастве.
Святитель Митрофан рассматривал
духовенство как силу, способную воз-
действовать на население самым
благотворным образом. В самом на-
чале своей деятельности святитель
начал сооружать в Воронеже новый
каменный храм в честь Благовеще-
ния Пресвятой Богородицы. Святи-
тель Митрофан любил церковное
благолепие и вкладывал в строитель-
ство собора огромные средства. Быт
святителя был более чем скромен.
Святитель Митрофан в деле ду-
ховного просвещения Воронежского
края искал опору прежде всего в
монастырях. Нарушения в обиходе
иночества побудили святителя всту-
пить в борьбу за чистоту монашеской
жизни. Он упорядочивал жизнь оби-
телей, вводил уставную церковную
службу, единогласное пение. Святи-
тель Митрофан требовал от иноков
ежедневного посещения храма и нео-
пустительного совершения келейного
правила, призывал к строгому соблю-
дению постов, советовал пребывать в
монастыре неисходно, насаждал мир
и братолюбие. Исключительная
доброта и милосердие архипастыря
проявились в сооружении им бога-
дельни (дома для нищих и убогих),
женской обители в Ельце для мона-
шествующих стариц, а также в лич-
ной благотворительности. Дом святи-
теля всегда был готов служить при-
станищем для странников и бездом-
ных; угодника Божия можно было
часто видеть у постели больного и
напутствующим умирающего. Ясно-
стью, глубиной и умилительностью
отличались его проповеди, на кото-
рые приезжали богомольцы из других
городов.
Духовная дружба связывала свя-
тителя Митрофана со святителем
Питиримом, епископом Тамбовским
(память 28 июля). Они поддерживали
переписку и несколько раз встреча-
лись для душеполезной беседы.
Особую страницу в биографии
святителя Митрофана составляют его
взаимоотношения с Петром I. Святи-
тель глубоко и сочувственно входил в
судьбу молодого царя, старался содей-
ствовать возникавшим полезным для
Отечества преобразованиям. Он одоб-
рял постройку флота, предпринятую
Петром I в Воронеже, и поддержал ее
материально. Когда в 1696 году
русские войска одержали победу над
турками под Азовом, Петр I повелел
святителю Митрофану как бы в на-
граду за участие в этой победе имено-
ваться епископом Воронежским и
«Азовским». В то же время святитель
Митрофан не мог одобрить слишком
тесного общения царя с иноземными
иноверцами и бездумного восприятия