206
Месяц август
их обычаев. Святитель отказался по-
сетить воронежский дворец царя из-
за находившихся в нем языческих
статуй. Когда разгневанный Петр
стал грозить ему смертью, святитель
начал готовиться к ней, предпочитая
умереть, нежели одобрить неприем-
лемые для православного человека
языческие ритуалы.
Исповедничество епископа усты-
дило Петра, в знак согласия с ним он
убрал статуи и мир был восстановлен.
На Воронежской кафедре угодник
Божий пробыл 20 лет, до самой своей
кончины.
Оставшиеся после него записки и
сочинения (послание к пастырям,
духовное завещание и Синодик) поз-
воляют в какой-то мере воссоздать
особенности духовного облика святи-
теля. Судя по ним, восхождение к
Богу епископа Митрофана соверша-
лось последовательно и неуклонно.
Любимым размышлением святого
было памятование о смерти, о загроб-
ной жизни, о мытарствах; любимой
молитвой ? молитва об умерших.
Еще при жизни святитель самой
глубиной своих помыслов как бы
пребывал в мире загробном. Свои
назидания святой часто излагал рит-
мической прозой; о его духовности
говорит такое выразительное изрече-
ние:
«Память бо смерти узда есть от
греха,
Слезы же начало и свершение
смирению».
Не будучи знаком с распростра-
ненной в XVII в. латинской схоласти-
кой, святитель Митрофан прекрасно
знал Священное Писание и святооте-
ческие труды. В своем «Духовном
завещании» святитель Митрофан на-
зидал: «Для всякого человека таково
правило мудрых мужей: употреби
труд, храни умеренность ? богат бу-
дешь; воздержно пей, мало ешь?
здрав будешь; твори благо, бегай
злого?спасен будешь». Преставился
к Богу святитель Митрофан в
1703 году в глубокой старости. Неза-
долго до кончины святитель принял
схиму с именем Макарий. Погребен
он был в Благовещенском соборе в
Воронеже с большими почестями:
царь своими руками помогал нести
гроб святителя, почитаемого им за
«святого старца».
После кончины святителя воро-
нежцы часто выражали свою любовь
к нему посещением его гробницы и
служением панихид. В 1714 году
Благовещенский собор сильно обвет-
шал, потребовалась его основатель-
ная перестройка. В 1718 году приш-
лось перенести гроб с телом святителя
в храм Неопалимой Купины ? при
этом обнаружилось нетление его мо-
щей. В 1735 году, при обратном пере-
несении, оно подтвердилось. С
1820 года число почитателей молит-
венной памяти святителя Митрофана
особенно возросло, при соборе начали
появляться записи о чудесах на его
гробнице. В 1831 году последовало
официальное донесение об этом Си-
ноду, по решению которого 7 августа
1832 года состоялось торжественное
открытие гроба, а затем последовала
канонизация святителя. От его свя-
тых мощей по милости Божией проис-
ходили многочисленные исцеления
страждущих телесными и душевны-
ми недугами, одержимых, расслаб-
ленных. В 1836 году при Благове-
щенском соборе в Воронеже был
учрежден Благовещенский Митрофа-
нов монастырь.
Церковь празднует память святи-
теля Митрофана 23 ноября ? день
преставления и 7 августа?день
прославления.
Литература
1.  Житие иже во святых отца
нашего Митрофана. Воронеж, 1877.
2.  Житие святителя Митрофана,
Воронежского чудотворца. М., 1895.
3.  Святитель и чудотворец Мит-
рофан, первый епископ Воронеж-
ский. М., 1900.
4.  Поликарпов Н. И. Очерк жизни
и деятельности святителя Митрофа-
на, первого епископа Воронежского.
Воронеж, 1904.
5.  Зверев С, священник. О духов-
ном завещании святителя Митрофа-
на, епископа Воронежского.?
Журнал Московской Патриархии,
1983, ¦ б, с. 8?9.
6.  Воронежской епархии 300 лет.
?Там же, с. 10?17.