|
|||
206
|
Месяц август
|
||
|
|||
их обычаев. Святитель отказался по-
сетить воронежский дворец царя из- за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприем- лемые для православного человека языческие ритуалы. Исповедничество епископа усты-
дило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины. Оставшиеся после него записки и
сочинения (послание к пастырям, духовное завещание и Синодик) поз- воляют в какой-то мере воссоздать особенности духовного облика святи- теля. Судя по ним, восхождение к Богу епископа Митрофана соверша- лось последовательно и неуклонно. Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загроб- ной жизни, о мытарствах; любимой молитвой ? молитва об умерших. Еще при жизни святитель самой глубиной своих помыслов как бы пребывал в мире загробном. Свои назидания святой часто излагал рит- мической прозой; о его духовности говорит такое выразительное изрече- ние: «Память бо смерти узда есть от
греха,
Слезы же начало и свершение
смирению».
Не будучи знаком с распростра-
ненной в XVII в. латинской схоласти- кой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святооте- ческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан на- зидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность ? богат бу- дешь; воздержно пей, мало ешь? здрав будешь; твори благо, бегай злого?спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Неза- долго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести |
гроб святителя, почитаемого им за
«святого старца». После кончины святителя воро-
нежцы часто выражали свою любовь к нему посещением его гробницы и служением панихид. В 1714 году Благовещенский собор сильно обвет- шал, потребовалась его основатель- ная перестройка. В 1718 году приш- лось перенести гроб с телом святителя в храм Неопалимой Купины ? при этом обнаружилось нетление его мо- щей. В 1735 году, при обратном пере- несении, оно подтвердилось. С 1820 года число почитателей молит- венной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Си- ноду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его свя- тых мощей по милости Божией проис- ходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевны- ми недугами, одержимых, расслаб- ленных. В 1836 году при Благове- щенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофа- нов монастырь. Церковь празднует память святи-
теля Митрофана 23 ноября ? день преставления и 7 августа?день прославления. Литература
1. Житие иже во святых отца
нашего Митрофана. Воронеж, 1877. 2. Житие святителя Митрофана,
Воронежского чудотворца. М., 1895. 3. Святитель и чудотворец Мит-
рофан, первый епископ Воронеж- ский. М., 1900. 4. Поликарпов Н. И. Очерк жизни
и деятельности святителя Митрофа- на, первого епископа Воронежского. Воронеж, 1904. 5. Зверев С, священник. О духов-
ном завещании святителя Митрофа- на, епископа Воронежского.? Журнал Московской Патриархии, 1983, ¦ б, с. 8?9. 6. Воронежской епархии 300 лет.
?Там же, с. 10?17. |
||
|
|||