382
Месяц август
649 года был собран Латеранский
Собор, на котором присутствовало
150 западных епископов и 37 пред-
ставителей Православного Востока,
среди которых находился и преподоб-
ный Максим Исповедник. Собор осу-
дил монофелитство, а его защитники,
Константинопольские         патриархи
Сергий, Павел и Пирр, были преданы
анафеме.
Когда Констанс П получил опре-
деление Собора, он приказал схва-
тить и папу Мартина, и преподобного
Максима. Этот приказ был выполнен
через пять лет, в 654 году. Преподоб-
ного Максима обвинили в измене
отечеству и заключили в тюрьму. В
656 году он был сослан во Фракию, а
затем снова привезен в Константино-
польскую тюрьму. Преподобного вме-
сте с двумя его учениками подвергли
жесточайшим пыткам: каждому отре-
зали язык и усекли правую руку.
Затем их сослали в Колхиду. Но тут
Господь явил неизреченное чудо: все
они обрели способность говорить и
писать. Преподобный Максим пред-
сказал свою кончину ("ИЗ августа
662 года). В греческих прологах
13 августа указывается перенесение
его мощей в Константинополь; оно
могло быть приурочено к кончине
преподобного. Возможно, что уста-
новление памяти на 21 января связа-
но с тем, что 13 августа празднуется
отдание праздника Преображения
Господня. Над могилой преподобного
Максима ночами возжигались три
чудесно явленных светильника и со-
вершалось множество исцелений.
Преподобный Максим Исповедник
оставил Церкви большое Богослов-
ское наследие. Его экзегетические
труды содержат объяснения трудных
мест из Священного Писания, толко-
вания молитвы Господней и 59-го
псалма, схолии к сочинениям свя-
щенномученика Дионисия Ареопаги-
та (1"96; память 3 октября) и святите-
ля Григория Богослова (1"389; память
25 января). К экзегетике относится
также объяснение Богослужения,
озаглавленное «Мистагогия» («Введе-
ние о таинстве»).
К догматическим трудам препо-
добного относятся: изложение его дис-
пута с Пирром, несколько трактатов и
письма к разным лицам. В них
содержится изложение Православно-
го учения о Божественной сущности и
ипостаси, о Боговоплощении и об
обожении человеческой природы.
«Ничто в обожении не есть произ-
ведение природы,? писал преподоб-
ный Максим в письме к своему другу
Фалассню,?ибо природа не может
понять Бога. Единственно лишь ми-
лость Божья обладает способностью
давать обожение существам... Чело-
век (образ Божий) в обожении уподоб-
ляется Богу, он радуется изобилию
всего, что принадлежит ему по приро-
де, потому что благодать Духа торже-
ствует в нем и потому что Бог
действует в нем» (письмо 22). Препо-
добному Максиму принадлежат и
антропологические труды. Он рас-
сматривает природу души и ее созна-
тельно-личное существование после
смерти человека. Среди нравствен-
ных сочинений особенно важны «Гла-
вы о любви». Преподобный Максим
написал также три гимна в лучших
традициях церковной гимнографии,
ведущих начало от святителя Григо-
рия Богослова.
Богословие преподобного Макси-
ма Исповедника, основанное на ду-
ховном опытном знании великих от-
цов-пустынников, использующее ис-
кусство диалектики, выработанное
дохристианской философией, было
продолжено и развито в трудах пре-
подобного Симеона Нового Богослова
(11021; память 12 марта) и святителя
Григория Паламы (1"ок. 1360; память
14 ноября).
На русский язык переведены:
«Вопросы и ответы Фалассию» (ча-
стично ? «Богословский вестник»,
1916?1917 гг.), «Мистагогия» («Вве-
дение о таинстве» ? «Писания свя-
тых отцов, относящиеся к истолкова-
нию Православного Богослужения».
Вып. I. СПб., 1855); отрывки из «Глав
о любви» и работы догматического и
нравственного содержания?в III то-
ме «Добротолюбия»; историко-
экзегетический трактат «О цели уста-
новления царской власти» («Радость
христианина», 1895, ноябрь).