|
|||
382
|
Месяц август
|
||
|
|||
649 года был собран Латеранский
Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 пред- ставителей Православного Востока, среди которых находился и преподоб- ный Максим Исповедник. Собор осу- дил монофелитство, а его защитники, Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы
анафеме. Когда Констанс П получил опре-
деление Собора, он приказал схва- тить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподоб- ного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константино- польскую тюрьму. Преподобного вме- сте с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отре- зали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим пред- сказал свою кончину ("ИЗ августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что уста- новление памяти на 21 января связа- но с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и со- вершалось множество исцелений. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богослов- ское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толко- вания молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям свя- щенномученика Дионисия Ареопаги- та (1"96; память 3 октября) и святите- ля Григория Богослова (1"389; память 25 января). К экзегетике относится также объяснение Богослужения, озаглавленное «Мистагогия» («Введе- ние о таинстве»). К догматическим трудам препо-
добного относятся: изложение его дис- |
пута с Пирром, несколько трактатов и
письма к разным лицам. В них содержится изложение Православно- го учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы. «Ничто в обожении не есть произ-
ведение природы,? писал преподоб- ный Максим в письме к своему другу Фалассню,?ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь ми- лость Божья обладает способностью давать обожение существам... Чело- век (образ Божий) в обожении уподоб- ляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по приро- де, потому что благодать Духа торже- ствует в нем и потому что Бог действует в нем» (письмо 22). Препо- добному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рас- сматривает природу души и ее созна- тельно-личное существование после смерти человека. Среди нравствен- ных сочинений особенно важны «Гла- вы о любви». Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григо- рия Богослова. Богословие преподобного Макси-
ма Исповедника, основанное на ду- ховном опытном знании великих от- цов-пустынников, использующее ис- кусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах пре- подобного Симеона Нового Богослова (11021; память 12 марта) и святителя Григория Паламы (1"ок. 1360; память 14 ноября). На русский язык переведены:
«Вопросы и ответы Фалассию» (ча- стично ? «Богословский вестник», 1916?1917 гг.), «Мистагогия» («Вве- дение о таинстве» ? «Писания свя- тых отцов, относящиеся к истолкова- нию Православного Богослужения». Вып. I. СПб., 1855); отрывки из «Глав о любви» и работы догматического и нравственного содержания?в III то- ме «Добротолюбия»; историко- экзегетический трактат «О цели уста- новления царской власти» («Радость христианина», 1895, ноябрь). |
||
|
|||