|
|||
15-й день
|
103
|
||
|
|||
Пресвятой Троицы?Богу-Слову и к
Богоматери (в службе новгородской Софии, ин тропарь 4-го гласа, ин кондак 8-го гласа и др.). Разночтения имени «София» воз-
никли сравнительно поздно. Наибо- лее подробный список эпитетов Боже- ства и Богоматери в сочинении «Семьдесят имен Богу». Мудростью называют только Спасителя. Также строители храма Новгородской Со- фии не сомневались в том, что «воз- движе храм велик и пречестен Свя- тыя Софея, иже есть Божия Слово Премудрости» (Книга Степенная, ч. 1). И новгородские иконописцы, помещавшие на первое место в ком- позиции храмовой иконы христологи- ческие образы, твердо знали, что именно следует подразумевать под словом «София»: раскрытое апосто- лом Павлом учение о Господе Иисусе Христе ? Премудрости и Силе Божией. Высокие наименования ? Сосуда,
Сени, Престола, Храма Божия ? издавна прилагались к лицу Богома- тери. В службе Новгородской Софии сказано: «Храм Софии Премудрости Божий сиречь чрево Пресвятыя Бого- матери». Дева Мария ? Храм Пре- мудрости, первый из храмов Софии, и потому нет никакого противоречия в том, что храмовые праздники в софийных соборах на Руси совпадали с праздниками Богородичными (на Рождество Богоматери в Киеве и на Успение во всех других церквах Софии). Значение такого совпадения заключается в том, что в одном случае празднуется Рождество храма Премудрости, а в другом ? «преложение земной сей храмины в Небесную». Предпочтительность наречения
Богоматери Храмом Премудрости в то же время не исключает приложе- ния к Ее лицу самого имени «София». Дева Мария?«Сосуд избранный», но в христианском понимании такой сосуд не есть нечто безразличное к своему содержанию. В противном случае пришлось бы согласиться с гностиками, утверждающими, что «Он прошел через Марию, как вода через трубу» (Святой Ириней Лион- ский. Против ересей), то есть прошел через Нее, ничего не дав и ничего не восприняв. Православное учение о тайне Воплощения указывает на бо- |
лее соответствующие самой природе
Материнства и Сыновства отноше- ния между Девой Марией и Спасите- лем, отношения взаимосвязи и вза- имопроникновения. От Богоматери воспринял Бог-Слово плоть, стал при- частен людям. Но процесс восприятия Богом плоти не мог быть односторо- нен. Бог-Слово приобщался через Деву Марию человечеству. Богома- терь через Него приобщалась Боже- ству и, что особенно важно сейчас, вместе с тем приобщалась и Его Премудрости. Святой Афанасий раз- личал Премудрость, Единородную Бо- гу, и «премудрость, изобразившуюся в мире» (Святой Афанасий Алексан- дрийский. Слово второе на ариан). Первая есть София в собственном смысле этого слова, Премудрость по природе, вторая ? Премудрость по причастию. И очевидно, что Богома- терь, в самом акте Своего Материн- ства причастившаяся Единородной Премудрости, также является носи- тельницей высокого имени «София» не по природе, а по причастности. Из слов святого Афанасия Алек-
сандрийского о явленной в мире Премудрости следует, что не только Богоматерь, но и Церковь, святые, иконы, душа человека, в той мере, в какой они проникнуты духом Боже- ственной Премудрости, также достой- ны Ее имени. В творении все прича- стно Творцу, все несет на себе отпеча- ток Его Созидания и Промысла. Автор Ареопагитик пишет, что «Пре- мудрость создала себе дом, пригото- вила в нем твердую пищу, поставила сосуды и чашу: отсюда каждый, бо- гоприлично рассматривающий Боже- ственные вещи, легко может видеть, всесовершенный Промысл есть при- чина бытия и благоденствия всего существующего» (Послание к Титу). Все сущее, имеющее своей Первопри- чиной Святую Софию ? Премудрость Божественную, причастно Ей, софий- но по имени. Но словам святого Афанасия Александрийского, «Бог благоволит, чтобы Премудрость Его снизошла к тварям, чтобы во всех вообще тварях и в каждой порознь были положены некий отпечаток и подобие Его образа и чтобы приведен- ное в бытие оказалось и премудрым и достойным Бога делом» (Святой Афа- насий Александрийский. Слово вто- рое на ариан). |
||
|
|||