15-й день
103
Пресвятой Троицы?Богу-Слову и к
Богоматери (в службе новгородской
Софии, ин тропарь 4-го гласа, ин
кондак 8-го гласа и др.).
Разночтения имени «София» воз-
никли сравнительно поздно. Наибо-
лее подробный список эпитетов Боже-
ства и Богоматери в сочинении
«Семьдесят имен Богу». Мудростью
называют только Спасителя. Также
строители храма Новгородской Со-
фии не сомневались в том, что «воз-
движе храм велик и пречестен Свя-
тыя Софея, иже есть Божия Слово
Премудрости» (Книга Степенная,
ч. 1). И новгородские иконописцы,
помещавшие на первое место в ком-
позиции храмовой иконы христологи-
ческие образы, твердо знали, что
именно следует подразумевать под
словом «София»: раскрытое апосто-
лом Павлом учение о Господе Иисусе
Христе ? Премудрости и Силе
Божией.
Высокие наименования ? Сосуда,
Сени, Престола, Храма Божия ?
издавна прилагались к лицу Богома-
тери. В службе Новгородской Софии
сказано: «Храм Софии Премудрости
Божий сиречь чрево Пресвятыя Бого-
матери». Дева Мария ? Храм Пре-
мудрости, первый из храмов Софии,
и потому нет никакого противоречия
в том, что храмовые праздники в
софийных соборах на Руси совпадали
с праздниками Богородичными (на
Рождество Богоматери в Киеве и на
Успение во всех других церквах
Софии). Значение такого совпадения
заключается в том, что в одном
случае празднуется Рождество храма
Премудрости, а в другом ?
«преложение земной сей храмины в
Небесную».
Предпочтительность наречения
Богоматери Храмом Премудрости в
то же время не исключает приложе-
ния к Ее лицу самого имени «София».
Дева Мария?«Сосуд избранный»,
но в христианском понимании такой
сосуд не есть нечто безразличное к
своему содержанию. В противном
случае пришлось бы согласиться с
гностиками, утверждающими, что
«Он прошел через Марию, как вода
через трубу» (Святой Ириней Лион-
ский. Против ересей), то есть прошел
через Нее, ничего не дав и ничего не
восприняв. Православное учение о
тайне Воплощения указывает на бо-
лее соответствующие самой природе
Материнства и Сыновства отноше-
ния между Девой Марией и Спасите-
лем, отношения взаимосвязи и вза-
имопроникновения. От Богоматери
воспринял Бог-Слово плоть, стал при-
частен людям. Но процесс восприятия
Богом плоти не мог быть односторо-
нен. Бог-Слово приобщался через
Деву Марию человечеству. Богома-
терь через Него приобщалась Боже-
ству и, что особенно важно сейчас,
вместе с тем приобщалась и Его
Премудрости. Святой Афанасий раз-
личал Премудрость, Единородную Бо-
гу, и «премудрость, изобразившуюся в
мире» (Святой Афанасий Алексан-
дрийский. Слово второе на ариан).
Первая есть София в собственном
смысле этого слова, Премудрость по
природе, вторая ? Премудрость по
причастию. И очевидно, что Богома-
терь, в самом акте Своего Материн-
ства причастившаяся Единородной
Премудрости, также является носи-
тельницей высокого имени «София»
не по природе, а по причастности.
Из слов святого Афанасия Алек-
сандрийского о явленной в мире
Премудрости следует, что не только
Богоматерь, но и Церковь, святые,
иконы, душа человека, в той мере, в
какой они проникнуты духом Боже-
ственной Премудрости, также достой-
ны Ее имени. В творении все прича-
стно Творцу, все несет на себе отпеча-
ток Его Созидания и Промысла.
Автор Ареопагитик пишет, что «Пре-
мудрость создала себе дом, пригото-
вила в нем твердую пищу, поставила
сосуды и чашу: отсюда каждый, бо-
гоприлично рассматривающий Боже-
ственные вещи, легко может видеть,
всесовершенный Промысл есть при-
чина бытия и благоденствия всего
существующего» (Послание к Титу).
Все сущее, имеющее своей Первопри-
чиной Святую Софию ? Премудрость
Божественную, причастно Ей, софий-
но по имени. Но словам святого
Афанасия Александрийского, «Бог
благоволит, чтобы Премудрость Его
снизошла к тварям, чтобы во всех
вообще тварях и в каждой порознь
были положены некий отпечаток и
подобие Его образа и чтобы приведен-
ное в бытие оказалось и премудрым и
достойным Бога делом» (Святой Афа-
насий Александрийский. Слово вто-
рое на ариан).