186
Месяц август
будущий подвижник обнаружил
стремление к иноческой жизни. В
десятилетнем возрасте мальчик оста-
вил родительский дом и просил игу-
мена ближайшего Угорницкого мона-
стыря позволить ему служить братии.
Своим усердием он завоевал вскоре
любовь монастырского братства, про-
зорливый же игумен провидел в нем
большие духовные дары. На двенад-
цатом году жизни Иоанн принял
монашеский постриг с именем Иов,
на тридцатом, уже после многих
иноческих подвигов, он был рукопо-
ложен в священнический сан (впос-
ледствии он принял схиму, вернув
прежнее имя). Известность о его
духовных подвигах широко распро-
странилась по всему краю.
К преподобному Иову начали
приходить вельможи, просившие ду-
ховного окормления. Он стал пользо-
ваться особым доверием и покрови-
тельством известного защитника
Православия на Волыни князя Кон-
стантина Острожского. Князь Кон-
стантин обратился к игумену Угор-
ницкого монастыря с просьбой отпу-
стить преподобного Иова в его княже-
ский Дубенский Крестный мона-
стырь. Игумен согласился, и через
некоторое время преподобный Иов
был поставлен во главе Дубенской
братии. В сане игумена он пробыл
более двадцати лет, к этому времени
относятся заключение Брестской
унии (1596) и последовавшие притес-
нения православных. Князь Констан-
тин, под защитой которого находился
преподобный Иов, имел огромное
влияние на Волыни, пользовался ува-
жением польского короля Сигизмун-
да III и Папы Римского Климен-
та VIII. Поэтому униаты и иезуиты
не решались препятствовать действи-
ям преподобного. Во время пребыва-
ния в Дубне святой приступил к
распространению          православных
книг. С этой целью он подвигнул
некоторых на переводческую де-
ятельность и переписку книг, по
свидетельству жития, преподобный
Иов и сам участвовал в этом труде.
По благословению святого в 1581 ?
82 гг. князь Константин издал в
г. Остроге первопечатную славян-
скую Библию (Острожская Библия).
Заботы и волнения, связанные с
издательскими трудами, а также неп-
риязнь латинян отвлекали святого
Иова от монашеского делания. Поэто-
му он решил оставить Дубенский
монастырь и около 1604 года посе-
лился в скромной обители неподале-
ку? на горе Почаевской.
Какой была эта обитель до прихо-
да в нее преподобного Иова? Около
1240 года здесь поселились пустын-
ножители-монахи? выходцы из Ки-
ево-Печерского монастыря. Они по-
кинули Киев, спасаясь от нашествия
полчищ Батыя. В 1340 году в Поча-
еве совершилось чудесное явление
Божией Матери в огненном столпе.
До конца XVI века обитель была
пустынной: иноки жили в отдельных
пещерах и собирались для молитвы в
небольшом храме в честь Успения
Божией Матери. В 1597 году в обите-
ли появилась великая святыня ?
чудотворная икона Божией Матери,
переданная помещицей Анной Гой-
ской (икону подарил Гойской грече-
ский митрополит Неофит, гостивший
в ее доме).
Преподобный Иов искал в Поча-
евской обители безвестности и свобо-
ды для молитвы, но иноки, вскоре
почувствовавшие в пришельце ду-
ховную силу, единодушно и со слеза-
ми просили его стать их игуменом.
Святой был вынужден уступить ? и
вскоре его трудами монастырь Поча-
евский упрочил свое положение и
возвысился над прочими западнорус-
скими обителями. Он стал пользо-
ваться материальной поддержкой ме-
стных дворян, избежавших отпаде-
ния в унию. Так, в 1649 году на
средства помещиков Феодора и Евы
Домашевских в обители был построен
каменный храм во Имя Пресвятой
Троицы, в который был передан
запечатленный в камне отпечаток
цельбоносной Стопы Божией Матери
и Ее чудотворная Почаевская икона.
Икона была установлена над царски-
ми вратами, откуда опускалась для
верующих, что совершается и доны-
не. Это был период расцвета мона-
стыря, число иноков в нем сильно
возросло. Но вскоре последовали бед-
ствия. В 1607 году на обитель напа-
ли татары и, ограбив, убили одного
из иноков. В 1620 году внук скон-
чавшейся Гойской, протестант Фир-
лей, задумал прогнать иноков с По-
чаевской горы, для чего отобрал у
них земельные угодья и, ворвавшись
со слугами в монастырь, унес чудот-