|
|||
186
|
Месяц август
|
||
|
|||
будущий подвижник обнаружил
стремление к иноческой жизни. В десятилетнем возрасте мальчик оста- вил родительский дом и просил игу- мена ближайшего Угорницкого мона- стыря позволить ему служить братии. Своим усердием он завоевал вскоре любовь монастырского братства, про- зорливый же игумен провидел в нем большие духовные дары. На двенад- цатом году жизни Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов, на тридцатом, уже после многих иноческих подвигов, он был рукопо- ложен в священнический сан (впос- ледствии он принял схиму, вернув прежнее имя). Известность о его духовных подвигах широко распро- странилась по всему краю. К преподобному Иову начали
приходить вельможи, просившие ду- ховного окормления. Он стал пользо- ваться особым доверием и покрови- тельством известного защитника Православия на Волыни князя Кон- стантина Острожского. Князь Кон- стантин обратился к игумену Угор- ницкого монастыря с просьбой отпу- стить преподобного Иова в его княже- ский Дубенский Крестный мона- стырь. Игумен согласился, и через некоторое время преподобный Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более двадцати лет, к этому времени относятся заключение Брестской унии (1596) и последовавшие притес- нения православных. Князь Констан- тин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался ува- жением польского короля Сигизмун- да III и Папы Римского Климен- та VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действи- ям преподобного. Во время пребыва- ния в Дубне святой приступил к распространению православных книг. С этой целью он подвигнул
некоторых на переводческую де- ятельность и переписку книг, по свидетельству жития, преподобный Иов и сам участвовал в этом труде. По благословению святого в 1581 ? 82 гг. князь Константин издал в г. Остроге первопечатную славян- скую Библию (Острожская Библия). Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неп- риязнь латинян отвлекали святого |
Иова от монашеского делания. Поэто-
му он решил оставить Дубенский монастырь и около 1604 года посе- лился в скромной обители неподале- ку? на горе Почаевской. Какой была эта обитель до прихо-
да в нее преподобного Иова? Около 1240 года здесь поселились пустын- ножители-монахи? выходцы из Ки- ево-Печерского монастыря. Они по- кинули Киев, спасаясь от нашествия полчищ Батыя. В 1340 году в Поча- еве совершилось чудесное явление Божией Матери в огненном столпе. До конца XVI века обитель была пустынной: иноки жили в отдельных пещерах и собирались для молитвы в небольшом храме в честь Успения Божией Матери. В 1597 году в обите- ли появилась великая святыня ? чудотворная икона Божией Матери, переданная помещицей Анной Гой- ской (икону подарил Гойской грече- ский митрополит Неофит, гостивший в ее доме). Преподобный Иов искал в Поча-
евской обители безвестности и свобо- ды для молитвы, но иноки, вскоре почувствовавшие в пришельце ду- ховную силу, единодушно и со слеза- ми просили его стать их игуменом. Святой был вынужден уступить ? и вскоре его трудами монастырь Поча- евский упрочил свое положение и возвысился над прочими западнорус- скими обителями. Он стал пользо- ваться материальной поддержкой ме- стных дворян, избежавших отпаде- ния в унию. Так, в 1649 году на средства помещиков Феодора и Евы Домашевских в обители был построен каменный храм во Имя Пресвятой Троицы, в который был передан запечатленный в камне отпечаток цельбоносной Стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона. Икона была установлена над царски- ми вратами, откуда опускалась для верующих, что совершается и доны- не. Это был период расцвета мона- стыря, число иноков в нем сильно возросло. Но вскоре последовали бед- ствия. В 1607 году на обитель напа- ли татары и, ограбив, убили одного из иноков. В 1620 году внук скон- чавшейся Гойской, протестант Фир- лей, задумал прогнать иноков с По- чаевской горы, для чего отобрал у них земельные угодья и, ворвавшись со слугами в монастырь, унес чудот- |
||
|
|||