28-й день
187
ворную икону. После этого дом Фир-
лея постигли бедствия и болезни, не
прекращавшиеся до тех пор, пока
икона не была возвращена в мона-
стырь. Эти события побудили препо-
добного Иова к большим и скорбным
трудам. В течение нескольких лет он
был принужден сам ездить по судам и
конторам, пока наконец тяжба с
Фирлеем не решилась в пользу мона-
стыря. В результате огромных усилий
удалось вырыть на Почаевской горе
колодец и тем самым дать обители
воду (соседние источники были отоб-
раны Фирлеем).
Особенно важной для укрепления
Православия на Волыни была книго-
издательская и литературная де-
ятельность преподобного Иова. В на-
чале XVII века в этом крае осталась
всего одна славянская типография ?
Почаевская. Ее-то и использовал пре-
подобный в целях борьбы с иновери-
ем. Здесь печатались книги обличи-
тельного и догматического характера,
православные молитвы, послания.
Долгие годы (до 1932 года) в Почаев-
ском монастыре хранился труд само-
го преподобного?«Книга блаженно-
го Иова Почаевского, властною рукою
его писанная», содержащая до
80 бесед, поучений, проповедей, а
также выписки из святоотеческих,
аскетических и полемических сочи-
нений (издана в 1884 году в Киеве на
русском языке под названием «Пчела
Почаевская»). Главной для преподоб-
ного была борьба с католиками и
протестантскими сектантами, особен-
но социнианской, проповедующей
монотеизм в иудаистской форме. Со-
циниане ставили Моисеевы книги
выше Евангелия, отрицали догматы
о Святой Троице, Божестве Иисуса
Христа, Приснодевстве Марии.
Именно поэтому в книге преподобно-
го Иова эти заблуждения рассмотре-
ны особенно подробно. Преподобный
присутствовал на Киевском Соборе
1628 года, состоявшемся в связи с
возвращением в Православие отпав-
шего в унию архиепископа Мелетия
Смотрицкого. Преподобный Иов пи-
сал соборное определение, свидетель-
ствующее о верности восточному
Православию.
Вместе с этими трудами проходи-
ла и незримая молитвенная жизнь
святого. В Почаевской Лавре до сих
пор сохраняется пещера, где в тече-
ние нескольких суток стоял на молит-
ве преподобный Иов. В одну из ночей
во время молитвы святого свидетели
видели необычайный свет, озарив-
ший пещеру. Кроме молитвы и бого-
мыслия, преподобный занимался фи-
зическим трудом. Он работал в мона-
стырском саду, при его участии были
вырыты два пруда вблизи обители. В
период военных действий Богдана
Хмельницкого против Речи Посполи-
той преподобный Иов давал многим
людям убежище в своем монастыре.
Известно также, что преподобного
избирали своим духовником многие
влиятельные люди того времени.
Вплоть до 1649 года игуменствовал
преподобный Иов, он назначил себе
преемника лишь в девяностовосьми-
летнем возрасте, но и после того
участвовал в важнейших делах оби-
тели. 21 октября 1651 года святой
получил откровение о своей близкой
кончине. 28 октября он, совершив
Божественную Литургию, мирно ото-
шел ко Господу.
Преподобный Иов был погребен
близ пещеры, где подвизался. Над
его могилой часто видели чудесное
сияние. Через семь лет после кончины
святой Иов трижды явился во сне
митрополиту Киевскому Дионисию
(Балабану) и известил о том, что при-
шло время открыть его святые мощи.
28 августа 1659 года нетленные
останки преподобного Иова были пе-
ренесены в храм Живоначальной
Троицы. От них произошло много
чудес, например, получил исцеление
смертельно больной Досифей, описа-
тель жития святого. В 1675 году по
молитве преподобного Иова Матерь
Вожия спасла Почаевскую обитель от
осадивших ее татар и турок. Пресвя-
тая Богородица явилась над Почаев-
ской горой вместе со святым Иовом;
стрелы, направляемые в Нее врага-
ми, возвращались назад и поражали
тех, кто их пускал. От ужаса перед
чудом мусульмане бежали.
В начале ХУШ века Почаевская
обитель отошла к униатам. Но чудеса
и исцеления от мощей преподобного
Иова не прекращались. Униаты уве-
ровали в святость Преподобного, со-
ставили ему службу с акафистом и
стали просить Папу Римского канони-
зировать его. Но Папа отказал им по
причине ревности святого о Правос-
лавии.